Экстравагантный гость

Городские внедорожники стоимостью $25-30 тыс. евро — один из самих популярных в Украине сегментов автомобилей. Секрет успеха объясняется просто: весьма умеренная цена (сопоставимая по цене с легковушкой аналогичного класса) и универсальное соединение упра

Городские внедорожники стоимостью $25-30 тыс. евро — один из самих популярных в Украине сегментов автомобилей. Секрет успеха объясняется просто: весьма умеренная цена (сопоставимая по цене с легковушкой аналогичного класса) и универсальное соединение управляемости легкового авто и качеств настоящего внедорожника. В Украине последнее особенно востребовано — высокий клиренс и усиленная подвеска позволяют автомобилистам чувствовать себя уверенно на изобилующих ямами и выбоинами отечественных дорогах. Выбрав для тест-драйва одного из бестселлеров этого сегмента — Nissan X-Trail, мы решили убить сразу двух зайцев. Задача минимум — определить реакции и удобство управления машиной в родной стихии городских улиц, задача максимум — посадить X-Trail в лужу. В самом прямом смысле

Если сравнивать внешний вид Nissan X-Trail с аналогичными моделями других производителей, то этот автомобиль воспринимается как нечто среднее между "футуристическим" Mitsubishi Outlander и классическими Honda CR-V и Toyota RAV-4. Наверное, по этой причине X-Trail считается "всевозрастным" авто — за его рулем можно встретить как молодых экстремалов (или X-тремалов), так и солидных бизнесменов постарше, для которых автомобиль является одной из возможностей подчеркнуть свой статус. Большие, почти квадратные передние фары на фоне серебристо-белой решетки радиатора придают авто строгости и серьезности, в обводах преобладают прямые линии и четкие углы. В сочетании с довольно внушительными размерами — длиной 4510 см, шириной 1765 см и высотой 1750 см — выглядит он как для паркетного внедорожника вполне убедительно и респектабельно. Впрочем, короткий передний и задний свесы и большая колесная база 2625 (см) недвусмысленно намекают, что считать X-Trail исключительно городской игрушкой вряд ли оправданно. Насколько это отвечает истине — попробуем определить на грунтовом покрытии, после предварительной адаптации в "городских джунглях".

Нестандартная классика

Первое, на что обращаешь внимание при посадке в Nissan X-Trail, это нестандартное размещение приборов: приборная панель находится по центру, а сами шкалы слегка повернуты в сторону водителя. Специалисты по эргономике утверждают, что при таком размещении приборов человеческому глазу легче их контролировать. По субъективным впечатлениям, поначалу такое решение непривычно, но уже через несколько часов привыкаешь и оцениваешь удобство. Датчики никогда не закрыты рулем, воспринимать информацию значительно проще, меньше устаешь от постоянно прыгающей перед глазами стрелки тахометра и уделяешь больше внимания дороге.

Во всем остальном Nissan X-Trail более консервативен. Высокая посадка обеспечивает хороший обзор, стойки не мешают. Сидения снабжены электрорегулировками по высоте и глубине, имеют неплохую боковую поддержку. Рулевая колонка регулируется, как и у большинства семейства "ниссановых", только по высоте.

В целом, практичность салона в Nissan очень высока. Прямо перед водителем за рулевым колесом расположен дополнительный "бардачок", около стоек слева и справа — выдвижные держатели для бутылок вместимостью 0,33 л, которые можно охлаждать или подогревать. Еще два "бардачка" вкроены на панели справа — для переднего пассажира. Без излишеств спроектирована передняя консоль. Здесь японцы учли все претензии к предыдущей модели и почти полностью "перекроили" расположение кнопок управления. Правда, немножко перемудрили с настройкой зеркал — регуляторы спрятаны внизу слева от руля, где обычно расположен рычаг открытия капота. Настраивать зеркала с этого положения — не самое увлекательное занятие.

Зато приятно удивила "родная" аудиосистема, спроектированная за принципом "три в одном" — проигрыватель аудиокассет, компакт-дисков и радио. Управлять громкостью звука можно клавишами на руле.

На заднем плане расположен традиционный для автомобилей этого сегмента трехместный "диван" со складной (60/40) спинкой с изменяющимся наклоном. Если снять подушки и сложить спинку, получится приличных размеров багажный отсек с ровным полом, а если положить сверху пару спальников — полноразмерное спальное купе (может оказаться очень кстати во время пикников). Конструкцией предусмотрен подлокотник в центре, за которым открывается проем в багажник для удобной перевозки длинномерных вещей (к примеру, лыж или удочек).

Еще одна запоминающаяся деталь нашего Nissan X-Trail — огромный люк в крыше. Из-за неподходящих погодных условий высовываться на ходу не стали (хотя габариты отверстия позволяли), однако даже зимой ездить под "стеклянной крышей" весьма приятно. Для более прагматичных натур крыше автомобиля можно найти иное применение — можно разместить фары или дополнительные стойки для перевозки багажа до 100 кг.

За рулем

Наш Nissan X-Trail был оборудован по максимуму: 2,5-литровый бензиновый двигатель мощностью в 165 л. с., четирехступенчатая автоматическая коробка передач, различные мудреные системы стабилизации курсовой устойчивости, торможения и др. На обычном асфальтовом покрытии все эти ESP+, EBD, ABS NBA (имеется в виду не баскетбольная лига, а Nissan Brake Assist — механический усилитель тормозов) позволяли забывать о высоком центре тяжести, характерном для всех внедорожников, и делали управление X-Trail максимально похожим на управление легковым автомобилем. Рулевое управление четкое и точное, с хорошей обратной связью.

Подвеска неплохо "глотает" выбоины и неровности, хотя шумоизоляция могла бы быть получше — ощущаются независимые передняя и задняя подвески. Проезжая железные перекрытия на одном из киевских мостов, мы практически не почувствовали проезд стыков по колебаниям машины. Зато очень неплохо их услышали. Двигатель заслуживает самых положительных откликов — разгонной динамики хватало везде и всегда, то есть как на низах, так и на больших оборотах. Ездить медленно Nissan тоже умеет, но в версии с 2,5-литровым двигателем останавливаться на этом "элементе езды" не очень хотелось. Машина отлично ускоряется и набирает скорость, позволяет "пошустрить" при обгонах и перестроениях. Алгоритм поведения X-Trail в таких ситуациях весьма четкий — перегазовка акселератором, автомат понижает передачу, а эластичный мотор обеспечивает мгновенное ускорение.

Но за все в жизни надо платить — и за жажду скорости в том числе. Я вспомнил об этом, когда заметил жезл работника Госавтоинспекции и обратил внимание на скорость авто — 180 км/час. Инспектор пристально осмотрел машину, подчеркнул уникальное расположение панели по центру и принялся вчитываться в документы. На разговоры о том, что это тест-драйв, не обращал внимание. Молвил только, что закон есть закон. Штраф пришлось уплатить на месте.

Там где пехота не пройдет…

Общение со стражами правопорядка удивительным образом утолило "жажду скорости", и я решил использовать X-Trail в другой стихии — во внедорожных поездках. На улице было уже далеко за полдень, солнышко здорово подогрело замерзшую землю, образуя на ней болотный слой. Мне это добавило оптимизма — проверить, насколько сохранил в себе X-Trail инстинкт "проходимца", можно будет в боевых условиях.

Нахожу небольшую полевую дорожку и немедленно сворачиваю. Впереди небольшой подъемчик с глиняной кашей на поверхности. Машина спокойно съезжает, но внезапно начинает буксовать, колеса истерически ищут, за что ухватиться. Вот те и Nissan, успел подумать я — и тут в дело вмешалась система полного привода ALL MODE 4x4.

Система имеет три режима работы: 2 WD — передний привод, Аuto 4х4 — автоматическое подключение заднего моста (при необходимости) или Lock (блокировка межосевой муфты).

Во время движения на трассе селектор переключения был в положении 2 WD, в этом случае крутящий момент подается только на передние колеса. Это обычный, наиболее экономичный режим передвижения по хорошему дорожному покрытию, аналогичный переднеприводным машинам.

Активизирую режим Auto, при этом в работу включается межосевая муфта с электронным управлением — при пробуксовке передних колес плавно подключает задние. Поведение машины кардинально меняется, плавно без рывков она взбирается на подъем. Впереди настоящее внедорожное великолепие — километровая полевая дорога с вязким грунтовым покрытием и резкими подъемами и спусками. Впрочем, львиную долю всех "прелестей" приняла на себя подвеска — X-Trail только слегка покачивался.

Теперь осталось попробовать последний режим — LOCК (блокировка межосевой муфты). Распределение момента между осями, благодаря заблокированной центральной муфте, происходит в соотношении 57% вперед к 43% назад. Такой режим используется для езды в условиях сильного бездорожья или прочих экстремальных условиях, таких как начало движения по снежному склону или при движении по глубокой грязи. Система разумно подстраивается в трудных ситуациях и автоматически устанавливается в режим Аuto 4х4 при возрастании скорости.

На практике использование этого режима оказалось еще более интересным. Впереди длинный грязевой подъем. Начинаю движение, выбрав на селекторе переключения АКП первую передачу (можно выбрать еще вторую). Молодец, X-Trail, справляется! Несколько раз остановившись на подъеме, я трогался вновь и вновь, пытаясь добиться пробуксовки, но так и не дождался. Автомобиль уверенно взобрался на горку.

На болотно-глинистом покрытии X-Trail даже в режиме Auto шел спокойно, а после нажатия кнопки Lock — вообще без проблем.

После окончания активной части теста останавливаюсь для очередной фотосессии и еще раз благодарю ниссановских инженеров за предусмотрительность: дверь нижней своей частью прикрывает порог, поэтому я не испачкал брюки.

Вопрос цены

Стоимость тестируемого автомобиля составляет около 33 тыс. евро. Но это в период акции. Вне акции цена будет на 2 тыс. евро больше. Напомню, что это максимально "напичканная" версия, включающая двигатель мощностью 2,5 л. с., автоматическую коробку передач, кожаный салон. Автомобиль снаряжен целым рядом электронных систем: системы ESP+ (система поддержания курсовой устойчивости), Nissan Brake Assist (механический усилитель тормозов), ABS (антиблокировочная тормозная система), Active Brake Limited Slip Differential (дифференциал повышенного трения), EBD (система электронного распределения тормозного усилия) и ALL MODE 4x4 (система полного привода) обеспечивают отличную управляемость автомобиля в любых условиях. Что касается безопасности, то каждый автомобиль X-Trail в "базе" оснащается четырьмя подушками безопасности.

На украинском рынке представлены несколько комплектаций модели X-Trail, все зависит от предназначения автомобиля. Версию "попроще" можно приобрести за 26,5 тыс. евро, (версия с 2-литровым двигателем и механической коробкой передач). Также предлагается дизельная версия примерно за 30 тыс. евро.

На первый ТО специалисты советуют заезжать уже через 2 тыс. км пробега для замены масла и масляного фильтра. В дальнейшем интервал посещаемости СТО — каждые 10 тыс. км пробега.

P.S. Официально за 2004 год было продано 548 автомобилей этой марки. Довольно внушительная цифра, учитывая тот факт, что конкурентов у модели более чем достаточно — Toyota Rav 4, Honda CR-V… Но как говорится, "на каждый товар есть свой покупатель". Своего покупателя Nissan X-Trail уже нашел, остается только удержать завоеванные позиции. Потенциальным клиентам можно только посоветовать сесть и проехаться на этом авто.

По дороге на работу увидел интересную ситуацию, связанную со снеговой стихией. Водитель внедорожника, выезжая со двора, штурмовал сугробы снега. Рядом был свободный проезд, через который спокойно выезжали автомобили. То ли азарт водителя был слишком велик, то ли он испытывал возможности своей машины, но ехать как все он не хотел. Когда я подошел поближе, то узнал "в лицо" X-Trail, который уже поборол снеговую преграду. Выгодно, подумал я — со стороны выглядит как джип, а по стоимости намного дешевле.

Выражаем благодарность СП "Ниссан-Украина" за предоставленный для тест-драйва автомобиль и за сотрудничество.

Технические характеристики Nissan X-Trail

Габаритные размеры

Длина, мм

4510

Ширина, мм

1765

Высота, мм

1750 со спойлером / 1675 без спойлера

Колесная база, мм

2625

Двигатель

Тип

2,0 л. Бензиновый

2,5 л.

Бензиновый

2,2 л.

Турбодизель

Рабочий объем, куб. см

1998

2488

2184

Мощность, л. с.

140

165

114

Коробка передач

Механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая

Механическая, 6-ступенчатая

Динамика

Разгон до 100 км/час, сек.

11,3

13,1*

9,9

11,1*

13,7

Макс. скорость, км/час

117

163*

187

176*

165

Экономичность

Расход топлива** л./100 км

7,7/12

8,1/13,2*

7,7/12,9

8,0/12,8*

6,0/9,2

Cтоимость

Цена***, евро

26,5

-

32,490

32,990

30,000

*С автоматической коробкой передач.

**В загородном и городском цикле.

***Цена в период акции с учетом налогов и таможенных платежей, по окончании акции цены возрастут приблизительно на 2 тыс. евро.

Источник: данные производителя