Энергобезопасность. Список неудачных проектов ЧАЭС пополнился

Директор ЧАЭС Игорь Грамоткин пытается сорвать тендер на строительство "Укрытия". Действия чиновника вызывали тревогу у представителей Европейского банка реконструкции и развития, выступающего распорядителем средств проекта — около $1 млрд. Ситуация вокру

Директор ЧАЭС Игорь Грамоткин пытается сорвать тендер на строительство "Укрытия". Действия чиновника вызывали тревогу у представителей Европейского банка реконструкции и развития, выступающего распорядителем средств проекта — около $1 млрд. Ситуация вокруг нового укрытия грозит повторить судьбу несостоявшегося строительства хранилища отработанного ядерного топлива

Вокруг Чернобыля опять конфликт. На этот раз возмутителем спокойствия стал генеральный директор Чернобыльской атомной электростанции Игорь Грамоткин. Руководитель ЧАЭС заявил о решении аннулировать торги и отклонить все тендерные предложения по проекту строительства "Укрытия". Игорь Грамоткин объяснил свои действия обстоятельствами, сложившимися в связи с проведением тендера, но называть эти факты отказался. В результате оба претендента — предприятие NOVARKA и консорциум CH2M-CAI-Чернобыль, вышедшие на заключительный этап тендера, могут остаться без контракта. Учитывая сложности проведения конкурса, найти замену этим претендентам быстро не получится. Таким образом, если в ближайшее время не будут приняты решительные меры со стороны правительства, сооружение нового саркофага может быть отложено на неопределенный срок.

Неожиданный шаг директора ЧАЭС призвал к обсуждению сложившейся ситуации всевозможных участников по обеспечению безопасности на данном объекте. В первую очередь заговорили украинские власти. Однако позицию Игоря Грамоткина понять не трудно. Руководство ЧАЭС пытается снять с себя ответственность за возникновение чрезвычайных ситуаций в будущем. Через два месяца исполнится 20 лет со дня ввода в эксплуатацию объекта "Укрытия", состояние которого оценивается как опасное, но работы по сооружению нового безопасного конфайнмента еще не начинались. Специалисты утверждают, что выполнение этих работ займет минимум четыре года.

ЕБРР так ничего и не понял

Намерения отказаться от тендера стали неожиданностью для руководства ЕБРР, тем более что они были сделаны аккурат в канун визита делегации банка и совещания комитета Украина—ЕБРР, проведение которого было запланировано раньше. Именно заявление господина Грамоткина стало главным вопросом на встрече вице-премьер-министра Андрея Клюева и вице-президента ЕБРР Фабрицио Саккомани в прошлый понедельник. Напомним, что ЕБРР уже профинансировал разработку концептуального проекта нового укрытия. "Мы нашли выход из ситуации, главным итогом встречи стала договоренность о создании специальной комиссии, которая займется решением проблем тендера, но персональный состав группы не утвержден. Работа в рамках проекта будет продолжена", — сказал "Инвестгазете" советник по внешним связям ЕБРР в Украине Антон Усов. Помимо тендера по проектированию и строительству нового безопасного укрытия, обсуждалось состояние работ по строительству хранилища отработанного ядерного топлива Чернобыльской АЭС, введение в эксплуатацию завода по переработке жидких радиоактивных отходов.

По мнению бывшего начальника объекта "Укрытия" Валентина Крупного, среди главных причин, которые затрудняют завершить проведение тендера, — не достаточно четкие технические требования проекта. Кроме этого, существует проблема финансовой составляющей проекта, которая определяется недоработкой технической части проекта. В связи с этим возрастают финансовые риски, что может привести к значительному увеличению стоимости проекта. Не менее важную роль играют и политические риски. Значительные финансовые средства, выделяемые на строительство, вызывают внимание у отечественных политиков, которые не прочь лоббировать интересы компаний. Эксперты не исключают, что сегодняшняя попытка сорвать тендер может быть использована в интересах участников тендера, которым было отказано по результатам конкурса в прошлом году.

Дорогое спокойствие

Сегодня состояние безопасности на ЧАЭС далеко от желаемого. Строительство объекта "Укрытие" над четвертым реактором проводилось сразу после аварии на АЭС в кратчайшие сроки, и его состояние давно вызывает опасения экспертов. Стоимость одной только консервации 4-го энергоблока и строительства объекта "Укрытие" составила $6 млрд. Несмотря на то что конструкция саркофага рассчитывалась на 30 лет эксплуатации, в результате выявленных дефектов этот срок сократили до 20 лет. Первые шаги, направленные на организацию строительства еще одного укрытия, были предприняты в 1997 году. Тогда правительство Украины и ЕБРР подписали рамочное соглашение, которым регламентировали финансирование строительства. Стоимость проекта конфайнмента оценивается приблизительно в $1 млрд. Кроме строительства нового саркофага, предусматриваются также проектно-конструкторские работы и строительство 40 объектов инфраструктуры, которые должны обеспечить функционирование конфайнмента. Финансирование проекта осуществляет Чернобыльский фонд "Укрытие" за счет взносов 28 стран-доноров. Распорядителем средств фонда является ЕБРР. На сегодняшний день большая часть средств, необходимых для финансирования, уже собрана, но хватит ли их для завершения строительства до того, как будет определен победитель тендера, сказать нельзя.

Приговор победителям

Основные требования проекта были разработаны консорциумом компаний Battelle Bechtel и EDF и в июле 2004 года утверждены правительством. Тендер на проведение работ в ЧАЭС Европейский банк объявил в марте 2004 года. Из 15 поданных заявок комиссия отобрала двух претендентов: совместное немецко-французское предприятие NOVARKA,

(в составе французских VINCI и Bouygue, немецких Hochtief и RWE Nukem, при участии отечественных "Укрэнергобуд", "Фундамент", УкрНИИ стальконструкция, "Укрстальконструкция", "Укрэнергомонтаж"), американо-украинский консорциум CH2M-CAI Чернобыль в составе CH2M HILL (США) и ассоциация "Интербудмонтаж" ПО "Южмаш". Следует отметить, что в составе обоих претендентов берут участие украинские компании, которые должны выступать основными исполнителями работ. Что полностью отвечает интересам Украины. Предложения обеих сторон относительно стоимости строительства существенно отличаются. Так, представители NOVARKA оценили проект почти в $520 млн., а их конкуренты планируют потратить на $65 млн. больше.

По стопам неудачных проектов

Строительство нового укрытия для 4-го энергоблока ЧАЭС далеко не первый "проблемный" проект в украинской атомной энергетике. Сегодня в подобной ситуации находится и проект сооружения хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2) на ЧАЭС. Хранилище отработанного ядерного топлива Чернобыльской АЭС ХОЯТ-2 должно обеспечить долгосрочное безопасное хранение всего отработанного ядерного топлива ЧАЭС. Работы по строительству ХОЯТ-2 финансируются ЕБРР. На сегодняшний день в строительство вложено около 56 млн. евро.

В июле Министерство чрезвычайных ситуаций, в ведении которого находится Чернобыльская АЭС, заявило о намерении отказаться от сотрудничества с французской компанией Framatomе, которая была признана победителем тендера. Свою позицию в министерстве объяснили задержкой в реализации проекта. Введение его в эксплуатацию должно было состояться еще в 2003 году, однако из-за существенных недостатков проекта в апреле 2003 года его реализация была приостановлена руководством ЧАЭС. Переговоры заказчика (ЧАЭС) и французской компании зашли в тупик и в ближайшее время никаких конструктивных решений не предвидится. Ситуация вокруг строительства объектов на территории ЧАЭС удивляет своей предсказуемостью. Отсутствие четких технических требований со стороны заказчика приводит к тому, что условия работ, а значит — и их стоимость, меняются. Как результат, компании-подрядчики оказываются заложниками ситуации. Украинская сторона на правах заказчика может в любой момент отказаться от их услуг, сославшись на не выполнение своих требований.