ФГИУ грозит беззаконье

На прошлой неделе законопроект о Фонде госимущества депутаты снова отправили на доработку, но приняли в новой редакции закон об управлении госимуществом. Вместе с тем, шансы, что он будет подписан главой государства, весьма невелики

На прошлой неделе законопроект о Фонде госимущества депутаты снова отправили на доработку, но приняли в новой редакции закон об управлении госимуществом. Вместе с тем, шансы, что он будет подписан главой государства, весьма невелики

Эпопея с принятием закона о ФГИУ тянется уже около 8 лет. Закон несколько раз ветировался Л. Кучмой, теперь к нему трижды применял вето Виктор Ющенко. Всякий раз, камнем преткновения считается вопрос подконтрольности Фонда госимущества. Контролировать Фонд хочет как правительство, так и Верховная Рада. В последнем варианте законопроекта это право предоставлено Верховной Раде, а Кабмину — только в вопросах управления. По мнению депутатов, этот вариант позволит Фонду госимущества избегать управления "в ручном режиме", чем частенько грешило правительство. Но президент счел закон несовершенным и отправил его на доработку. Преодолеть вето депутатам 21 февраля так и не удалось. Теперь закон ждет очередная корректировка в профильном комитете Верховной Рады. По словам народного депутата Василия Гуреева, на рассмотрение его планируется вынести в середине марта. Но уже сейчас специалисты сходятся во мнении — его не примут. Не говоря уже о том, что дважды рассматривать закон после ветирования считается нарушением регламента, в этом случае закон следует считать отмененным.

По поводу дальнейшей судьбы закона об управлении госимуществом эксперты тоже не питают больших иллюзий. Закон, разработанный Валентиной Семенюк в 2004 году, еще в прошлом году не приглянулся главе государства — он его не подписал. Претензий к закону у Ющенко было масса. В частности, ему не понравилось, что закон не регламентирует управление "объектами интеллектуальной собственности, принадлежащих государству", а также то, что закон содержит ряд положений, не являющихся предметом его правового регулирования.

Кроме этого, законом предусмотрен запрет на отчуждение любых акционерных обществ, что, по мнению президента, может привести к искусственному расширению объектов, не подлежащих приватизации. В то же время, закон запрещает отчуждать только переданные в управление государственные корпоративные права, запрет на отчуждение другого госимущества закон не предусматривает, что "позволит отчуждать его на свое усмотрение", сказано в замечаниях президента.

Закон был доработан и принят в прошлый вторник с частичным учетом замечаний главы государства, с некоторыми же специалисты так и не согласились.

Например, по мнению заместителя председателя Фонда госимущества Александра Бондаря, закон касается управления, поэтому и оговаривает исключительно эти моменты.

Отчуждение другого имущества должно регулироваться другими законами: о банкротстве, о санации, считает он. Вместе с тем, Александр Бондарь допускает, что закон не идеален, но уверен, что в любом случае его надо принимать, а дальше при необходимости корректировать и вносить изменения.

С тем, что закон об управлении далек от совершенства, согласны и эксперты. По их мнению, данный документ не несет в себе ничего нового, поэтому способен узаконить лишь старые методы управления госсобственностью.

Кроме этого, для его нормального функционирования потребуется принятие целого ряда нормативных актов.

Но риск того, что закон не подпишет президент, связан все-таки не столько с его несовершенством, сколько с существующей на сегодня позицией, которая сводится к тому, что в первую очередь необходимо законодательно урегулировать вопросы статуса Кабинета Министров, поскольку полномочия Фонда и управление госимуществом связаны и зависят именно от этого.

"Уверен, что и этот закон ожидает вето президента. И в этом нет особой политической подоплеки, просто изменилось государственное устройство, расширяются полномочия правительства. Нельзя написать закон об управлении, в котором оговариваются полномочия Кабмина и ФГИУ, и при этом не знать полномочий Кабмина. Все-таки закон об управлении — это закон второго эшелона", — отметил директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко.

А поскольку все упирается в закон о Кабинете Министров, приватизационное ведомство еще не скоро обзаведется необходимой нормативной базой. Верховная Рада 7 раз принимала закон о Кабмине, но каждый раз он был ветирован экс-президентом Леонидом Кучмой. Последнее вето Кучма наложил на закон о Кабмине в феврале 2002 года.

Принять этот закон сейчас будет не менее сложно, считают эксперты. Вокруг него неизбежно развернется борьба, поскольку на сегодня властные полномочия чрезвычайно переплетены и активными участниками его обсуждения будут президент, правительство, СНБО и Госсекретариат.