Формула Корчевского. Как в Украине построить бизнес на образовании

Потомственный математик Дмитрий Корчевский знает, как построить бизнес на законах педагогики



В сентябре в Чернигове откроется 20-й филиал академии "ШАГ". К 14 тысячам студентов, обучающихся в академии в данный момент, присоединятся еще несколько сотен. Число студентов компьютерной академии уже сопоставимо с количеством обучающихся в крупнейших госвузах Украины. В чем секрет популярности негосударственного учебного заведения? Создатель "ШАГа" и единственный владелец украинской сети, в которую входят 14 филиалов, Дмитрий Корчевский считает, что секрет в том, как построен процесс обучения.

"Мы никогда не считали (обучение. — Ред.) количеством часов, а ориентировались на результат: сколько надо, столько и занимаемся со студентом, пока он не приобретет нужные навыки", — утверждает Корчевский.

Студенты комментируют: "Обучение в "ШАГе" максимально прикладное, интенсивное и без лишней теории". Проектно-ориентированный обучающий процесс позволяет в течение двух с половиной лет получить профессию системного администратора, дизайнера, разработчика программного обеспечения, WEB или мобильных приложений. Выпускников "ШАГа" можно встретить во всех без исключения компаниях IT-индустрии. Но то, чем по-настоящему гордятся в "ШАГе", это победы студентов академии на международных соревнованиях по программированию. Так, например, около месяца назад команда QuadSquad донецкого филиала "ШАГа" стала победителем мирового конкурса Imagine Cup, в котором участвовали более 400 тыс. студентов. Молодые программисты разработали перчатку, которая распознает язык жестов. "Хотя они еще не доучились, у них уже масса предложений", — гордятся успехами студентов в академии.

Вирус педагогики

Дмитрий Корчевский — из семьи математиков. Он представитель пятого поколения в своем роду, связавшего жизнь с точными науками. "В моей большой семье 15 математиков, которые работали или работают в разных вузах страны", — рассказывает он. Преподавать математику и программирование абитуриентам он начал еще в старших классах школы — подрабатывал репетитором. В 17 лет и сам поступил на мехмат Одесского университета. Студент Корчевский учился параллельно на факультете психологии, который находился в том же здании, что и мехмат. В результате он окончил аспирантуру по психологии, кандидатскую защитил по физике, а в настоящий момент трудится над докторской по педагогике. Дмитрий признается, что законы эффективной передачи знаний интересовали его еще подростком. Этот интерес спустя годы помог построить бизнес на любимом деле. Хотя пришел он в него в сущности случайно.

После окончания вуза выпускник Корчевский по-прежнему давал частные уроки и обслуживал несколько компаний как системный администратор. В одной из них он столкнулся с американским бизнесменом. Когда тот узнал, что Дмитрий работает на несколько компаний и получает за это $300, а вечерами занимается со школьниками, он посоветовал: "Найми людей, которые будут обслуживать компании за $250, а сам попробуй масштабировать преподавательскую деятельность".

Через две недели в компаниях, где числился Корчевский, уже работали нанятые им люди. А он сконцентрировался на открытии собственной компьютерной школы. Первая обучающая программа в 1999 году была ориентирована на базовые навыки работы с ПК и длилась три месяца. Многие студенты не просто хотели научиться пользоваться компьютером, но и работать в сфере IT.

"Я был знаком с рынком изнутри и понимал, каких специалистов не хватает. Поэтому мы сразу стали учить по трем направлениям: программисты, дизайнеры и системные администраторы", — вспоминает Корчевский.

В первый год обучение прошли 90 человек. Бывшие студенты рекомендовали курсы знакомым. Набор пошел полным ходом. Молодой предприниматель настолько вдохновился спросом, что решил открывать филиалы в других городах — Донецке, Днепропетровске и Полтаве. Механика была такой: Корчевский приезжал на месяц в город, снимал помещение, закупал технику, сам набирал педагогов. Сам их обучал. "Главное было показать им различия между традиционной системой обучения и нашей", — говорит он. Суть отличий Дмитрий Корчевский до сих пор поясняет на примере дифференциального уравнения. В традиционной системе образования студенты умеют их решать, но слабо представляют, где они применяются. В "ШАГе" отталкиваются от прикладной задачи, а путь, которым она решается, студент прокладывает самостоятельно. Таким образом, знания хорошо "встраиваются" и, повторяя этот путь, становятся навыком.

Вначале 2000-х у Корчинского был параллельный аутсорсиноговый бизнес. Оглядываясь назад, можно предположить, что он мог бы "вырастить" компанию и, возможно, даже занять значительную долю рынка. Но педагог в Корчевском победил бизнесмена. "У меня амбиции в образовании!", — говорит основатель "ШАГа". Низкобюджетная и трудоемкая отрасль в его исполнении стала привлекательной, престижной и прибыльной.

"Конкурентов, конечно, было много. Но мы ведь давали гарантию (трудоустройства. — Ред.) студентам", — говорит Иван Довгаль, директор киевского филиала. В команде Корчевского он уже 12-й год, начинал с должности системного администратора.

Шаг за ШАГом

Дмитрий Корчевский начинал бизнес на собственные средства, реинвестируя все заработанное в открытие новых филиалов. Он вспоминает, что даже новую машину позволил себе только на пятый год.

Сейчас "ШАГ" в IT-сфере на слуху, но примерно до 2004 года академию в индустрии всерьез не воспринимали. Например, по словам Корчевского, возникали сложности в переговорах с Microsoft — компания не принимала к участию в конкурсах команды из "ШАГа".

"Мы очень методично завоевывали уважение. В одно время у нас было больше преподавателей, обученных по программам Cisco, чем на территории России", — вспоминает бизнесмен. Все преподаватели "ШАГа" прошли курсы для разработчиков в Microsoft, Cisco и других компаниях.

В 2007 году Корчевский основал собственный конкурс для школьников и студентов, ориентированных на IT — "Золотой байт". Он признается: "Золотой байт" — по сути подготовка к конкурсу Imagine Cup, который студенты "ШАГа" штурмовали много лет. А последние три года уверенно выигрывают украинский этап соревнования. И если первые годы в развитие "Золотого байта"Дмитрию Корчевскому приходилось вкладывать деньги компании, то сейчас конкурс собирает спонсорскую поддержку (около 500 тыс. грн.) от Microsoft, Cisco, Intel, Adobe и других компаний. Сам Корчевский считает "Золотой байт" исключительно образовательным проектом. Но он оказался неплохим стратегическим и маркетинговым ходом. Последний конкурс привлек 6 тыс. участников. А его победители и правд, хорошо подготовились, потому что именно они стали победителями Imagine Cup.

Еще один удачный ход — Корчевскому удалось привлечь IT-специалистов, которым было скучно только работать. "Они хотели еще какой-то реализации или искали кадры для своих проектов", — так характеризует он своих сотрудников. К примеру, Руслан Курченко, владелец компании по разработке WEB и мобильных приложений, преподает в одесском филиале уже 12 лет. Большую часть сотрудников набрал среди своих студентов. В сети о "ШАГе" попадаются и негативные комментарии — кто-то бросает, кому-то не нравится уровень преподавания. Курченко злится: "Да, не все доучиваются до конца. Некоторые бросают после полутора лет, потому что начинают работать, считая себя слишком умными". Реально ли это?

Дмитрий Городницкий– участник команды Dashpoint (академия "ШАГ"), которая дошла до полуфинала Imagine Cup в 2012-м, отвечает: "Более чем реально". Он учился по специальности "банковского дело" в Открытом международном университете "Украина", а параллельно 2,5 года занимался в академии "Шаг". Сегодня 23-летний Городницкий работает в компании Ciklum.

"Наши студенты — самые обыкновенные люди, они не хотят учиться. Но мы создаем условия, при которых даже самый большой лентяй зажжется и начнет двигаться", — говорит Корчевский. Обучение в "ШАГе" обходится в сумму от 12 тыс. грн. до 52,5 тыс. грн. за курс. Стоимость зависит от выбранного направления и длительности обучения. Финансовых результатов в "ШАГе" не раскрывают. Но даже если предположить, что все студенты идут на самые дешевые годичные курсы, можно подсчитать, что оборот академии превышает 160 млн. грн.

Эффективность образования в "ШАГе" базируется на подготовке преподавателей и жестком контроле за образовательным процессом. У Дмитрия Корчевского есть внутренний "отдел эффективности" — лучшие преподаватели, которые контролируют работу своих коллег. Они могут без предупреждения нагрянуть в любой из филиалов. Кроме того, все компьютеры подключены к системе учета времени и продуктивности. Где бы ни находился Корчевский, он может удаленно проверить, кто и чем занимается на рабочем месте.

Новости в мировых СМИ о выпускниках "ШАГа" на руку создателю. Он получил немало предложений по франшизе от иностранцев. Но впервые запустил "ШАГ" за пределами Украины только в 2010 году — в Казани. "Мы пополам участвуем в открытии филиала: с нас — интеллектуальная собственность, с партнеров — инвестиции", — поясняет Корчевский. В среднем открытие филиала обходится в $50 тыс., пропускная способность — от 1-1,5 тыс. студентов.

По такому принципу за последние два года открылись филиалы в Таллинне, Вильнюсе, Праге, Минске, Луцке и Чернигове. Дмитрий Корчевский потирает руки: "Открытие филиалов — это стратегическая игра. Ужасно увлекательно". Он умеет видеть в математике психологию и наоборот.