Где прибыль зарыта?

Автомобили всегда были привлекательным сегментом для страховщиков. После кризиса прибыльность и перспективность этого направления неуклонно снижаются

Автострахование (в основном в разрезе АвтоКАСКО и ОСАГО по своим оборотам) всегда считалось драйвером страхового рынка. В то же время неурегулированные законодательные условия для работы в этом сегменте, а также осложнение экономической ситуации в 2008-2010 годах и вялотекущее восстановление докризисных показателей экономики в 2011-м, не позволяют строить оптимистичные планы по развитию автострахования в Украине.

Убыточный драйвер

"Автогражданка" — двоякий вид страхования для страховщиков. С одной стороны, он является локомотивным и позволяет привлечь в сферу страхования как можно большее количество клиентов. Будучи обязательным и массовым, он стал наглядным инструментарием для клиента, позволяющим "протестировать" страховую услугу и воспользоваться иными сервисами СК. В общем, если говорить об охвате клиентов, динамику сегмент ОСАГО действительно демонстрирует. Так, согласно отчету МТСБУ за 9 месяцев 2011 года, страховые компании Украины увеличили сбор страховых премий по полисам ОСАГО на 44,7% — до 1,644 млрд. грн. За январь-сентябрь 2011 года было продано полисов ОСАГО на 3,2% больше — 6,249 млн. шт. Выплаты по ОСАГО за 9 месяцев возросли на 21% — до 622,949 млн. грн. Оценивая полезность данного вида страхования для клиентов, впору привести цифру: с момента действия закона об ОСАГО по 30 сентября 2011 года страховщики выплатили более 2,885 млрд. грн. возмещений. По данным МТСБУ, в течение указанного периода украинские страховщики урегулировали более 72 тыс. дел, что на 14,6% больше, чем за январь-сентябрь 2010 года.

С другой стороны, несмотря на всю привлекательность ОСАГО как локомотивного вида, он в то же время является социально значимым и поэтому находится "под опекой" государства, что не всегда сулит страховщикам высокие доходы. Рынок все чаще поднимает вопрос о растущей убыточности по ОСАГО. Несколько улучшить рентабельность сегмента обещают изменения по унификации полиса ОСАГО (с осени этого года вместо ранее действующих трех видов полисов оставлен лишь один — наиболее дорогой). Впрочем, этот факт, скорее всего, нивелируется ростом уровня мошенничества со стороны самих клиентов ввиду введения Европротокола (позволяет оформлять ДТП с ущербом до 10 тыс. грн. без вызова ГАИ). Масла в огонь подлили еще и Госфинуслуг вместе с Госкомпредпринимательства. Последний согласовал проект распоряжения Госфинуслуг, которым предлагается ряд изменений, в том числе относительно "вилки коэффициентов", разрешенных к использованию СК при расчете стоимости полиса "автогражданки". Так, например, изменен коэффициент, касающийся водительского стажа лиц, допущенных к управлению обеспеченным транспортным средством (значение этого коэффициента в опубликованном проекте распоряжения изменено с 1,35-1,76 на 1-1,76. — Авт.). В Комиссии считают, что такое уменьшение коэффициента существенно не повлияет на ценообразование ОСАГО и направлено на защиту прав страхователей. Однако, по мнению МТСБУ, учитывая высокий уровень конкуренции между членами бюро, применение при формировании цены полиса наименьшего коэффициента сделает стоимость страховой услуги заниженной и приведет к уменьшению страховых платежей в целом. К тому же еще больше возрастет убыточность классических СК, работающих в более взвешенном ценовом сегменте и делающих упор на качество страховой услуги.

"Привычки" к уменьшению цены для привлечения большего количества клиентов, к сожалению, сильнее "привычек" по правильному формированию страховых резервов. В этом есть немалая угроза для финансовой стабильности отдельных СК-членов и Моторного бюро в целом", — комментируют в МТСБУ. Президиум МТСБУ считает нецелесообразным и прежде-временным пересмотр корректирующих коэффициентов, о чем 3 ноября 2011 года направил соответствующее письмо в Госфинуслуг. Учитывая высокую социальную направленность ОСАГО, бюро обеспокоено возможностью дестабилизации деятельности страховщиков-членов бюро при ведении этого вида страхования с учетом рассматриваемых новшеств. "ОСАГО стало для многих страховых компаний ключевым видам страхования, что связано, безусловно, с увеличением лимитов ответственности страховщиков и последовавшим за этим ростом стоимости полисов. Однако ситуация IV квартала не такая простая, в первую очередь из-за изменений в законодательстве, и прогнозировать какие-либо тенденции достаточно сложно", — отмечает Александр Розгон, заместитель председателя правления НАСК "Оранта".

Таким образом, казалось бы, локомотивный вид страхования не так уж и выгоден классическим СК на фоне законодательной нестабильности, перспектив роста уровня мошенничества в сегменте и повышения убыточности по ОСАГО, а также регулярного ухода из этого сегмента игроков (банкротства СК "Вексель", СК "Галактика", СК Страховые традиции", недавняя остановка лицензии по ОСАГО и КАСКО СК "Инвестсервис") и перекладывания их обязательств на оставшихся членов МТСБУ.

Продолжение статьи читайте в печатной версии "Инвестгазеты"

peoplelupir.jpg
Андрей Лупырь
Председатель правления
СК "Ритейл-Страхование"

Ситуация на рынке сегодня достаточно неоднозначная и сложная, вносит свои коррективы финансовое состояние и страны, и населения. Что касается тенденций на страховом рынке и его рознице, конечно, мы наблюдаем уменьшение количества клиентов, как с залоговым имуществом так и с беззалоговым. Это логичное поведение населения в нестабильной финансовой ситуации — минимизировать затраты, отказаться от второстепенных потребностей. К сожалению, страховка для большинства наших сограждан является именно второстепенной затратой.

Прогнозы я бы назвал "неутешительными". Даже не смотря на тот рост, что декларируют в последние периоды компании по автостраховкам ‑ все мы понимаем, что рост обеспечила не растущая динамика по количеству договоров, а рост стоимости полиса. Не принесли особого подъема страховому рынку и активные продажи автомобилей, которые радовали автодилеров в этом году. Даже если сопоставить количество клиентов, которые "ушли" со страхового рынка, не пользуются КАСКО, т.к. выплачен кредит и никто больше не требует страховку, и прирост новых автомобилей, которые продали в этом году, то соотношение будет примерно 1:1. Все это говорит о том, что у рынка автострахования нет особых оснований для качественного роста, логичнее ожидать некоторое падение и надеяться на сохранение существующих тенденций.

Общая экономическая ситуация достаточно сложная и в тоже время мы видим в ней для себя возможности. Принципы работы прямого страховании и оптимизация стоимости страховки за счет отсутствия посредников, позволяют нам предложить качественную услугу по стоимости на 15-30% ниже рыночной. Наши исследования показывают, что сейчас люди больше обращают внимания на стоимость, далее интересуются, как в компании реализуется урегулирование (минимум отказов, без задержек по выплатам) и уже потом обращают внимание на известность страховой компании. На сегодняшний день, мы нашли свою нишу ‑ основу портфеля "Ритейл-Страхование" составляют продукты, которые позволяют значительно экономить на стоимости. КАСКО ¾ ‑ клиент оплачивает первые 9-ть месяцев страховки и при безаварийном вождении имеет страховку на весь год. И полис КАСКО ½, который гарантирует возмещение при тотале без внесения клиентом 2-ой части платежа.

Что касается реагирования на рыночные запросы клиентов, то, во-первых, вся наша бизнес модель — страхование без посредников и максимальная экономия средств и времени клиента на страховку — это и есть ответ на существующую потребность в экономной, но качественной страховке. Второе, это формат предложений ‑ "половинчатые продукты" и вознаграждает за безубыточность КАСКО ¾ и КАСКО ½. Достаточно часто в наш кол-центр поступали звонки от желающих застраховать авто с пробегом и мы разработали программу "Старый приятель" для некоторых европейских, американских и японских автомобилей, возрастом от 8-ми до 17-ти лет. Наш подход к разработке продуктов позволил создать бюджетное, но эффективное предложение по защите от непредвиденных затрат для владельцев авто с пробегом.