Главная битва промышленных лоббистов

Правительство представило проект изменений в государственный бюджет. Он предусматривает отмену всех льгот по уплате налогов в центральный бюджет включая НДС и ввозные пошлины. Судя по отрицательной реакции промышленников, которые пользовались льготами, пр

Правительство представило проект изменений в государственный бюджет. Он предусматривает отмену всех льгот по уплате налогов в центральный бюджет включая НДС и ввозные пошлины. Судя по отрицательной реакции промышленников, которые пользовались льготами, прохождение через парламент поправок в бюджет будет жарким

Планируется, что кабминовские поправки появятся в парламенте уже в начале этой недели, а 24 марта Верховная Рада должна рассмотреть эти изменения на пленарном заседнии. Главным интригующим моментом является то, что вместе с изменениями в бюджет правительство планирует серьезно изменить налоговое законодательство. По словам министра экономики Виктора Пинзеника, будут отменены все отраслевые льготы, которые будут заменены на прямые государственные субсидии. Незавидная судьба постигнет также украинские специальные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР) — здесь также планируется отмена всех льгот по уплате налогов в центральный бюджет. За счет отмены льгот правительство планирует дополнительно получить в бюджет 8,6 млрд. грн.

СЭЗ могут выжить в укороченном варианте

Нынешние предложения Минфина являются уже второй попыткой урезать налоговые льготы для СЭЗ и ТПР за последние несколько лет. Провести подобные изменения не удавалось даже бывшему министру Николаю Азарову, который был вынужден отступить перед мощными региональными и отраслевыми льготами. Список предприятий, которые пользовались льготами, действительно впечатляет — начиная с металлургического гиганта "Азовсталь", шахты им. Засядько и "Норда" и заканчивая "Киев-Конти" и "АВК", а списка народных депутатов, завязанных с этими компаниями, хватит на средненькую по размерам фракцию.

Первоначально новая власть заявляла об упразднении самих территорий, где действуют пониженные ставки налогов. Так, по словам министра экономики Сергея Терехина, "говорить о политике в отношении СЭЗ и ТПР несерьезно, поскольку не будет самих зон". Позже первый вице-премьер Анатолий Кинах фактически дезавуировал заявление главы Минэкономики сказав, что вопрос существования территорий с льготным налогообложением бизнеса будет решаться в каждом случае индивидуально. Впрочем, в финальном проекте изменений льготы таки решили отменить для всех украинских оффшоров, оставив сами зоны. И хотя сам проект еще не зарегистрирован в парламенте и окончательный вариант еще дорабатывается, можно говорить о том, что Кабмин все-таки согласился на компромисс по отношению к субъектам СЭЗ — отмене подлежат только льготы по уплате налогов в центральный бюджет. В частности, предприятия снова будут платить налог на добавленную стоимость, акцизы и ввозные пошлины, а также полную ставку налога на прибыль. Напомним, что в большинстве СЭЗ предприятия были освобождены от уплаты ввозных пошлин, НДС и акцизов, а ставка на прибыль предприятий составляла 1/3-2/3 от полной ставки налога. В то же время, судя по заявлениям министра экономики Сергея Терехина, компаниям будут сохранены льготы по уплате местных налогов — на землю, часть прямых налогов и ресурсные платежи.

Аргументы правительства можно понять — по оценке министра финансов Виктора Пинзеника, при стоимости утвержденных правительством инвестпроектов в СЭЗ $986 млн. реально было привлечено $306 млн., в ТПР соответственно 5,7 млрд. грн. и 1,7 млрд. грн. и технопарках — $993 млн. и $395 млн. В то же время потери бюджета от неуплаты налогов намного превышали доходы от новых производств, хотя, по утверждению главы Минэкономики, не выполнена ни одна инвестиционная программа.

Реакция производителей, которые работают в СЭЗ, оказалась вполне прогнозируемой — они крайне негативно относятся к идее отмены льгот. "Считаем эти шаги поспешными и несвоевременными. За весь период работы предприятия в условиях СЭЗ и ТПР в бюджеты всех уровней и фонды АО "Норд" перечислило налогов и обязательных платежей на сумму 163,1 млн. грн., а сумма предоставленных льгот составила 46,7 млн. грн. Производство выросло в 2,5 раза — до 745 млн. грн.", — рассказывает заместитель генерального директора "Группы Норд" по экономике и финансам Ольга Окуловская.

Одной из негативных сторон предлагаемых изменений в закон инвесторы в СЭЗ считают его поспешность — производственникам придется существенно изменить свои инвестиционные планы из-за увеличения уже утвержденных расходов на импортное оборудование. "Сохранение льгот на ввоз оборудования волнует нас больше всего. Мы используем дорогостоящую технику, которая в Украине не производится. Для примера: приобретая импортный погрузчик ценой 200 тыс. евро, сейчас мы свободны от выплаты НДС. Если мы лишимся льгот и будем платить НДС (оплата которого за тот же погрузчик составит 280 тыс. грн), это приведет к значительному вымыванию оборотных средств", — говорит заместитель директора по финансовым вопросам "Кнауф Гипс Донбасс" Николай Стрельцов. Кроме всего прочего, предприниматели опасаются проверок силами силовых структур. "Мы ожидаем, что после столь резких заявлений правительства, СЭЗ будут проверять, но проверять не экономисты, а прокуратура. В этом нет ничего хорошего. Есть сведения, что уже такие проверки начались", — рассказывает Владимир Панов, экс-начальник Главного управления внешних отношений и инвестиционной политики Закарпатской облгосадминистрации (Ужгород).

В свою очередь правительство заявляет, что облгосадминистрации и подразделения министерств, отвечающих за СЭЗ, ТПР и технопарки, отказываются предоставлять действительную информацию по результатам деятельности. Предприниматели же говорят о том, что объемы отчетности о деятельности на территориях с льготным налогообложением значительно возросли. По словам Николая Стрельцова, "внимание к нашему предприятию со стороны госорганов значительно возросло. Мы направили уже огромное количество информации о наших инвестпроектах по запросам различных инстанций. Мы объясняем это желанием государства разобраться в деятельности компании за последние годы. Хотя нужно учитывать, что фактические показатели и те, что задекларированы в плане, иногда различаются — ведь проект разрабатывался два года назад".

По мнению представителей СЭЗ, после отмены льгот по ключевым налогам их существование теряет смысл. "В случае отмены таможенных и налоговых льгот специальные экономические зоны утратят свою сегодняшнюю привлекательность и сущность, и вообще исчезнет институт СЭЗ", — считает генеральный директор Органа хозяйственного развития СЭЗ "Закарпатье" Владимир Приходько.

Отраслевикам предлагают обмен

Еще более жаркие баталии ожидаются вокруг планируемой отмены налоговых льгот целым отраслям. Так, до последнего времени освобождены от уплаты целого ряда налогов (главным образом ввозных пошлин и НДС на комплектующие) предприятия автомобильной, авиа- и судостроительной отраслей. Сейчас правительство выступает за отмену этих льгот и замену их на целевые льготы из бюджета.

Отношение автомобилистов и судостроителей к предлагаемым изменениям трудно называть позитивным, хотя они замечают, что окончательно позиция по отмене профильных программ может сформироваться после того как станут известными встречные предложения правительства. "Конечно, к отмене льгот относимся отрицательно. Надеемся только, что она не будет огульной, что к каждому отдельному предприятию будет взвешенный подход. Если наше предприятие и "сработало" с минимальным убытком, то только потому, что перед этим был длительный застой. Сейчас "Океан" начинает наращивать темпы производства и выходить на безубыточной уровень работы. Тем более надо учитывать, что технологический цикл судостроения — это длительный процесс, и ждать быстрого получения прибыли не стоит. Если отмена акциза нас не волнует, то ввозные пошлины и НДС — очень. Мы много оборудования закупаем по импорту. Отмена льгот приведет к резкому увеличению себестоимости, удорожанию продукции, в результате мы получим отрицательный баланс", — рассказывает главный бухгалтер судостроительного завода "Океан" Николай Марштупа.

В то же время судостроители нейтрально относятся к поправкам в закон о льготах судостроения. "Сейчас вносятся изменения в закон о судостроении. Пока не нашли в нем ничего опасного для себя. Однако в решении проблемы НДС для судостроителей просто переваливают проблемы с одного на другого. Материальные ценности мы получаем по нулевым ставкам, но уменьшение доли возможного НДС у нас приводит к увеличению его поставщиков металла. То есть свои проблемы мы перекладываем на металлопрокатчиков", — рассказывает представитель судостроительного завода "Океан".

Представители автомобилестроительной отрасли пострадают от отмены льгот меньше всего — правительство фактически "в обмен" предлагает повысить ввозные пошлины на автомобили с 15 до 34,5%. Ранее представители отрасли заявляли о необходимости сохранения высоких ввозных пошлин и преференций для автомобилестроителей в рамках вступления Украины в ВТО. "Я считаю, что условия для всех операторов автомобильного рынка должны быть равными — либо все платят НДС, либо никто. Что касается отмены льгот по акцизному сбору при реализации произведенных автомобилей и ввозных пошлин на комплектующие, то это не в лучшую сторону повлияет на производство отечественных автомобилей", — рассказал в комментарии газете генеральный директор "Еврокара" Олег Боярин. При этом представители "Еврокара" выступают против единого подхода к отмене льгот: "Реформирование налогообложения для СЭЗ и ТПР не должно заключатся в отмене льгот по уплате отдельных налогов и закрытии действующих СЭЗ и ТПР, в которых действительно работают предприятия, производящие, а не импортирующие продукцию".

В то же время президент автомобильной группы "Богдан" Олег Свинарчук считает, что предприятия, которые работали в рамках закона о развитии автомобилестроительной отрасли, должны получить возможность завершить свои инвестиционные программы: "Предприятиям, имеющим утвержденные Кабинетом Министров инвестиционные программы, нужно дать возможность завершить их и выйти на запланированный уровень производства. Этим мы не нарушим нормы ВТО, поскольку они предусматривают переходной период минимум в два года. Если же правительство пойдет революционным путем и сразу отменит все льготы, то об автопроме придется забыть". Как пример возможных последствий отмены льгот автомобилисты приводят "Крым АвтоГАЗ Сервис", которое после отмены льгот по уплате НДС в АР Крым закрыло свою инвестиционную программу и прекратило работу.