"Городу оставляют 20% от заработанного"

Сменить кресло губернатора на хлопотное место городского головы решится далеко не каждый чиновник. Год тому назад запорожский губернатор Евгений Карташов рискнул — и выиграл выборы, набрав почти 50% голосов избирателей. Вечный кандидат в мэры, запорожский
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сменить кресло губернатора на хлопотное место городского головы решится далеко не каждый чиновник. Год тому назад запорожский губернатор Евгений Карташов рискнул — и выиграл выборы, набрав почти 50% голосов избирателей. Вечный кандидат в мэры, запорожский бизнесмен Владимир Кальцев — 27%, народный депутат Петр Сабашук — всего 12%. Запорожцы поверили Карташову — и не ошиблись. Крепкий хозяйственник и, что не менее важно, лоббист региональных интересов — это о нем

— По количеству крупных предприятий "на душу населения" Запорожье занимает первое место в Украине. Промышленники ощущают поддержку городских властей?

— Безусловно. В первую очередь мы пытаемся создать имидж привлекательного для инвесторов города и поддерживать инициативы крупных предприятий. Причем стараемся это делать не только на региональном уровне, но и в столице. Только один пример — льготы для Запорожского автомобильного завода, борьба за которые продолжалась чуть ли не год. Когда появилась эта инициатива АвтоЗАЗа, мы собрали сессию городского совета, направили обращения в Кабмин и Верховную Раду с просьбой поддержать законопроект о преференциях. Ведь если посмотреть экономические выкладки, то эффект от поддержки национального автопроизводителя был налицо — и в масштабах города, и в масштабах всей страны.

Аналогичную помощь мы неоднократно оказывали и другим производителям, к примеру "Мотор Сичи".

— И какова отдача со стороны предприятий?

— Равнять всех под одну гребенку, конечно, нельзя. В городе есть порядка 20 предприятий, которые можно отнести к разряду бюджетообразующих. К примеру, только комбинат "Запорожсталь" дает порядка 27 — 30% отчислений в городской бюджет. Крупными налогоплательщиками также являются: "Мотор Сич", городской водоканал, Запорожский автомобильный завод. Разумеется, к таким промышленникам у города отношение особое.

Главный вопрос, который мы ставим перед крупными промышленниками — увеличение фонда заработной платы. Под конец года мы стараемся проанализировать результаты работы предприятий и направить предложения по увеличению зарплат. Представители городских властей всегда стараются присутствовать на таких мероприятиях, как заключение коллективного договора, к примеру.

Конечно, просим крупные предприятия включаться и в общегородские программы. Вот после снятия трамвая с проспекта Ленина перед городом встала проблема закупки троллейбусного парка. "Запорожсталь" сразу купила две машины. Некоторые, правда, пообещали помочь, но денег так и не перечислили. Пришлось идти на маленькую хитрость — купить троллейбусы и заклеить их плакатами "Такое-то предприятие" — родному городу!". Теперь вот троллейбусы каждый раз напоминают, что обещали заплатить.

— Хитрость подействовала?

— Сейчас собираем деньги. Хотя предприятия тоже понять можно. Раньше практически все вопросы можно было решать с генеральным директором. Сейчас руководителю нужно советоваться с собственником, а вникать в проблемы города готов далеко не каждый хозяин завода.

Городские власти прекрасно понимают, что схема целевой помощи от предприятий устарела и нужно пытаться работать по-новому, находить эффективные способы формирования бюджета.

— Можете привести примеры подобных схем?

— Многие из них лежат на поверхности. Например, принцип распределения денег между центральным и местными бюджетами. Запорожье несет колоссальную техногенную нагрузку — 18,2 тыс. грн. на одного человека. Причем сейчас городу оставляют 20% от заработанного. И это при том что у нас масса нерешенных социальных и экологических проблем. В конце концов, не хватает средств на развитие важных инфраструктурных проектов, как вот строительство мостов через Днепр.

Городские власти уже давно лоббируют для Запорожья специальный статус, однако в Верховной Раде найти понимание в этом вопросе удается далеко не всегда.

— А как же парламентская поддержка со стороны запорожских депутатов?

— С этим у нас все в порядке. Еще в мою бытность губернатором области мы собрали группу "За розвиток запорізького краю". Благодаря этому, только на прошлой сессии регион получил сразу несколько серьезных финансовых вливаний, к слову, 80 млн. грн. бюджетных средств на финансирование программы строительства мостов.

Однако для решения вопросов по тому же специальному статусу одного запорожского лобби недостаточно. Наверное, должна появиться сильная группа депутатов — представителей крупных промышленных центров, которые были бы заинтересованы в принятии такого решения.

— Запорожье довольно активно использует внешние заимствования. Город уже в третий раз выпускает муниципальные облигации? Насколько эффективным оказался этот финансовый инструмент?

— Хороший пример эффективности — последний заем, который мы привлекли под реконструкцию стадиона "Металлург". Сегодня этот проект обойдется городской администрации в 50 млн. грн., но если бы мы обходились своими силами, то, учитывая темпы удорожания строительных работ, реконструкция обошлась бы нам на 40% дороже. Используя средства займа, мы экономим 20 — 30%. Так что эффективность муниципальных облигаций налицо. С другой стороны, город зарекомендовал себя как надежного кредитора, поэтому наши бумаги пользуются спросом.

Конечно, сегодня нам бы хотелось привлекать более дешевый ресурс, под 5 — 6% годовых. Украинский финансовый рынок к такому предложению пока не готов, поэтому в дальнейшем, по примеру Киева, Запорожье хочет выйти на практику международных заимствований.