"Городу оставляют 20% от заработанного"

Сменить кресло губернатора на хлопотное место городского головы решится далеко не каждый чиновник. Год тому назад запорожский губернатор Евгений Карташов рискнул — и выиграл выборы, набрав почти 50% голосов избирателей. Вечный кандидат в мэры, запорожский

Сменить кресло губернатора на хлопотное место городского головы решится далеко не каждый чиновник. Год тому назад запорожский губернатор Евгений Карташов рискнул — и выиграл выборы, набрав почти 50% голосов избирателей. Вечный кандидат в мэры, запорожский бизнесмен Владимир Кальцев — 27%, народный депутат Петр Сабашук — всего 12%. Запорожцы поверили Карташову — и не ошиблись. Крепкий хозяйственник и, что не менее важно, лоббист региональных интересов — это о нем

— По количеству крупных предприятий "на душу населения" Запорожье занимает первое место в Украине. Промышленники ощущают поддержку городских властей?

— Безусловно. В первую очередь мы пытаемся создать имидж привлекательного для инвесторов города и поддерживать инициативы крупных предприятий. Причем стараемся это делать не только на региональном уровне, но и в столице. Только один пример — льготы для Запорожского автомобильного завода, борьба за которые продолжалась чуть ли не год. Когда появилась эта инициатива АвтоЗАЗа, мы собрали сессию городского совета, направили обращения в Кабмин и Верховную Раду с просьбой поддержать законопроект о преференциях. Ведь если посмотреть экономические выкладки, то эффект от поддержки национального автопроизводителя был налицо — и в масштабах города, и в масштабах всей страны.

Аналогичную помощь мы неоднократно оказывали и другим производителям, к примеру "Мотор Сичи".

— И какова отдача со стороны предприятий?

— Равнять всех под одну гребенку, конечно, нельзя. В городе есть порядка 20 предприятий, которые можно отнести к разряду бюджетообразующих. К примеру, только комбинат "Запорожсталь" дает порядка 27 — 30% отчислений в городской бюджет. Крупными налогоплательщиками также являются: "Мотор Сич", городской водоканал, Запорожский автомобильный завод. Разумеется, к таким промышленникам у города отношение особое.

Главный вопрос, который мы ставим перед крупными промышленниками — увеличение фонда заработной платы. Под конец года мы стараемся проанализировать результаты работы предприятий и направить предложения по увеличению зарплат. Представители городских властей всегда стараются присутствовать на таких мероприятиях, как заключение коллективного договора, к примеру.

Конечно, просим крупные предприятия включаться и в общегородские программы. Вот после снятия трамвая с проспекта Ленина перед городом встала проблема закупки троллейбусного парка. "Запорожсталь" сразу купила две машины. Некоторые, правда, пообещали помочь, но денег так и не перечислили. Пришлось идти на маленькую хитрость — купить троллейбусы и заклеить их плакатами "Такое-то предприятие" — родному городу!". Теперь вот троллейбусы каждый раз напоминают, что обещали заплатить.

— Хитрость подействовала?

— Сейчас собираем деньги. Хотя предприятия тоже понять можно. Раньше практически все вопросы можно было решать с генеральным директором. Сейчас руководителю нужно советоваться с собственником, а вникать в проблемы города готов далеко не каждый хозяин завода.

Городские власти прекрасно понимают, что схема целевой помощи от предприятий устарела и нужно пытаться работать по-новому, находить эффективные способы формирования бюджета.

— Можете привести примеры подобных схем?

— Многие из них лежат на поверхности. Например, принцип распределения денег между центральным и местными бюджетами. Запорожье несет колоссальную техногенную нагрузку — 18,2 тыс. грн. на одного человека. Причем сейчас городу оставляют 20% от заработанного. И это при том что у нас масса нерешенных социальных и экологических проблем. В конце концов, не хватает средств на развитие важных инфраструктурных проектов, как вот строительство мостов через Днепр.

Городские власти уже давно лоббируют для Запорожья специальный статус, однако в Верховной Раде найти понимание в этом вопросе удается далеко не всегда.

— А как же парламентская поддержка со стороны запорожских депутатов?

— С этим у нас все в порядке. Еще в мою бытность губернатором области мы собрали группу "За розвиток запорізького краю". Благодаря этому, только на прошлой сессии регион получил сразу несколько серьезных финансовых вливаний, к слову, 80 млн. грн. бюджетных средств на финансирование программы строительства мостов.

Однако для решения вопросов по тому же специальному статусу одного запорожского лобби недостаточно. Наверное, должна появиться сильная группа депутатов — представителей крупных промышленных центров, которые были бы заинтересованы в принятии такого решения.

— Запорожье довольно активно использует внешние заимствования. Город уже в третий раз выпускает муниципальные облигации? Насколько эффективным оказался этот финансовый инструмент?

— Хороший пример эффективности — последний заем, который мы привлекли под реконструкцию стадиона "Металлург". Сегодня этот проект обойдется городской администрации в 50 млн. грн., но если бы мы обходились своими силами, то, учитывая темпы удорожания строительных работ, реконструкция обошлась бы нам на 40% дороже. Используя средства займа, мы экономим 20 — 30%. Так что эффективность муниципальных облигаций налицо. С другой стороны, город зарекомендовал себя как надежного кредитора, поэтому наши бумаги пользуются спросом.

Конечно, сегодня нам бы хотелось привлекать более дешевый ресурс, под 5 — 6% годовых. Украинский финансовый рынок к такому предложению пока не готов, поэтому в дальнейшем, по примеру Киева, Запорожье хочет выйти на практику международных заимствований.