Государственному кино не хватает коммерческой жилки

23 февраля в Верховной Раде прошли слушания по проблемам национального кинематографа. По мнению законодателей, существенно помочь киноиндустрии могут дополнительные 600 млн.грн. в год, которые можно привлекать в бюджет от налогообложения сборов кинопрокат

23 февраля в Верховной Раде прошли слушания по проблемам национального кинематографа. По мнению законодателей, существенно помочь киноиндустрии могут дополнительные 600 млн.грн. в год, которые можно привлекать в бюджет от налогообложения сборов кинопроката

Бюджетное финансирование, предусмотренное на этот год на развитие кинопроизводства, составляет 16 млн.грн. Как считают в Комитете культуры и духовности ВРУ, этого недостаточно для развития отрасли. Парламентарии предлагают увеличить объемы государственной поддержки кино как минимум в три раза и ввести дополнительные источники финансирования. На сегодняшний день в Верховной Раде находится законопроект народного депутата Степана Хмары, который предлагает ввести налог в размере 1% от сборов кинопроката в пользу национального кино. По оценкам народного депутата, 1%-ный сбор может дать до 600 млн. грн. в год. Говорить о том, насколько жизнеспособным окажется такой налог, преждевременно — законопроект пока не рассматривался парламентом. Более того, можно ожидать серьезную критику, которую повлечет за собой введение подобного налога, со стороны кинопрокатчиков, а также потенциальных зрителей, для которых подорожают билеты на просмотр фильмов в кинотеатрах.

По мнению многих кинокритиков, главное, чего не хватает отечественному кино — идейности и профессионализма, и, как следствие, производства фильмов, способных быть коммерчески успешными. Однако нельзя сказать, что украинские кинотворцы не делали попыток создания кассовых лент. В 2000 году киностудия им. А. Довженко предприняла попытку масштабной постановки. Речь идет о девятисерийном сериале "Чорна Рада" по роману Пантелеймона Кулиша. Расчет делался на эпический сюжет фильма и участие в нем известных актеров. Однако он не оправдал затраченных на него средств, хотя и прошел в зарубежном прокате. Еще один неудачный проект киевской киностудии и одного из патриархов киноискусства Юрия Илленко — фильм о гетьмане Мазепе. Показанная на Берлинском фестивале, лента получила резкие отзывы кинокритиков. Такому "резонансу" соответствовал и коммерческий успех: из $2,4 млн. бюджетных средств удалось вернуть лишь $50 тыс.

Учитывая низкий коммерческий успех кино отечественного производства, государственные студии живут, в основном, за бюджетные средства, которых не хватает для содержания и обновления студийного оборудования, а также оплаты работы талантливых актеров и режиссеров-постановщиков. Кроме того, постановка низкобюджетных фильмов не привлекает зрителей, привыкших к масштабным голливудским блокбастерам. В сложившейся ситуации киностудии живут арендой. По неофициальной информации, на главной киностудии столицы любит снимать клипы известный российский певец Валерий Меладзе. Преимущества для заезжих певцов налицо: низкая арендная плата и невысокие зарплаты студийного персонала. Популярным становится и проведение на территории киностудий различных кинофестивалей. Не так давно на базе киностудии им. А. Довженко прошел показ фильмов французского кинорежиссера Сержа Генсбура, билеты на который распродавались задолго на начала фестиваля. Такой способ зарабатывания денег позволяет студии "держаться на плаву".

В отличие от бюджетного кинопроизводства, частным постановщикам удается более успешно снимать коммерческое кино и даже продвигать его на зарубежном рынке. Украинский режиссер Александр Шапиро совсем недавно вернулся с кинофорума "Берлинале-2005", куда возил свой последний фильм "Путеводитель". Фильм получил хорошую оценку и предложения покупки для европейского проката.

Развитие коммерческого кино возможно и на государственных киностудиях. Поговаривают о том, что, как только будет принято решение о приватизации государственных киностудий, появятся инвесторы, готовые вкладывать в них деньги. Например, Одесскую киностудию относят к сфере интересов Виктора Пинчука. О недостатке капиталов отечественных инвесторов для возрождения украинского кинопроизводства говорить не приходится. К примеру, тот же Виктор Пинчук заявил, что выступит продюсером совместного со Стивеном Спилбергом кинопроекта, посвященного трагедии в Бабьем Яру.