Государство надо защищать

В последнее время очень часто в средствах массовой информации, в выступлениях отдельных политиков, предпринимателей, экономистов звучит тезис о необходимости защиты интересов бизнеса, частного предпринимательства, коммерческих структур. В свою очередь, оп

В последнее время очень часто в средствах массовой информации, в выступлениях отдельных политиков, предпринимателей, экономистов звучит тезис о необходимости защиты интересов бизнеса, частного предпринимательства, коммерческих структур. В свою очередь, определенные политические силы обращаются к Президенту, правительству, парламенту с просьбой защитить интересы государственных предприятий

Профсоюзы требуют от руководства страны стать на защиту социальных гарантий населения. И все они просят помощи у государства. Просят, требуют, надеются. Не говоря уже о многочисленных фактах хищения государственной собственности, разбазаривания бюджетных средств, попыток хоть как-то, но обмануть, обхитрить государство. Единственный, кто в этой ситуации остается практически полностью беззащитным, так это само государство.

Но без хорошо отлаженного, эффективно действующего механизма государственной власти не может быть сильного, дееспособного государства. Оно все время будет слабым и уязвимым. Поэтому, на мой взгляд, сегодня должно произойти переосмысление самой роли государства, государственных институций в реализации курса реформ.

Если воспользоваться терминологией эпохи перестройки, говоря словами ее главного прораба М. Горбачева, в России, судя по последним указам вновь избранного Президента России В. Путина, процесс в этом направлении уже пошел. Часовой механизм там уже запущен.

Анализируя и сопоставляя результаты десятилетнего периода реформирования двух экономик — российской и украинской, можно отметить наличие многих общих подходов к решению тех или иных проблем. Единственное, что очень часто мы отставали во времени и делали аналогичные шаги с опозданием, с определенным временным шагом. Как, в частности, было у нас с сертификатной приватизацией.

Сегодня же Украина имеет уникальный исторический шанс впервые сыграть на опережение. Поскольку механизм народного волеизъявления через успешно проведенный всеукраинский референдум и его ошеломляющие результаты дают руководству страны карт-бланш на реализацию целого комплекса мер, направленных на укрепление институций государственной власти и повышения на этой основе дееспособности государственной власти в целом. То есть, иными словами, мы впервые ушли со старта немного раньше, чем Россия. Хотелось бы, чтобы и успешный, победоносный финиш на этой дистанции был за нами.

Хотим мы того или нет, но быстрота продвижения по пути реформ, а также минимизация социально-политических и финансовых издержек на этом пути напрямую зависят от эффективности функционирования государственной машины, а также от умения государства жестко и принципиально защищать свои интересы.

Научится государство быть твердым и бескомпромиссным при защите своих интересов внутри страны — значит заставит уважать себя и считаться с собой те коммерческие и бизнесовые структуры, которые не только не хотят подчиняться общим правилам игры на рынке, но даже не усматривают в лице государства равного им партнера.

Зачем далеко ходить. Возьмем, к примеру, пресловутую акционерную компанию "Луганскоблэнерго", в которой очень низкий уровень проплат за потребленную электроэнергию, что почти полностью лишает возможности поступления "живых" денег на электрогенерирующие компании и ставит на грань развала всю энергосистему страны.

Решением арбитражного суда за несвоевременное выполнение инвестиционных обязательств тридцатипятипроцентный пакет акций "Луганскоблэнерго" был возвращен государству. Таким образом, на сегодняшний день государство владеет 60% плюс одна акция "Луганскоблэнерго". Кроме того, прокуратурой Луганской области заведено уголовное дело на руководителя акционерного предприятия за хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Аналогичные уголовные дела прокуратура готова возбудить против главного бухгалтера и его заместителя. Вполне закономерен вопрос: что должно делать государство, имея на руках как собственник 60% плюс одна акция "Луганскоблэнерго", а также информацию об открытии уголовных дел на его руководителей? Причем, самого директора уже длительный период не было на рабочем месте и даже правохранительные органы не в состоянии были назвать его конкретное местонахождение. Ответ знает даже ребенок. Надо незамедлительно предпринять все меры, направленные на предотвращение дальнейшего разворовывания и разбазаривания государственных средств и защиту интересов государства. Что и было сделано. Назначен новый руководитель "Луганскоблэнерго", призванный как минимум решить две задачи: навести порядок на предприятии в денежных расчетах и положить конец воровству.

Но не успело высохнуть чернило на приказе о назначении нового руководителя "Луганскоблэнерго", как в средствах массовой информации была организована хорошо профинансированная пропагандистская акция по дискредитации принятых решений, защищающих интересы государства.

Хочется верить, что на сей раз у правительства хватит твердости и принципиальности не менять позицию, а сказать решительное НЕТ расхитителям государственных средств.

Таких примеров можно привести множество. Но вывод напрашивается только один. Государство надо защищать и укреплять. Только сильное государство, только сильная государственная власть способна вывести страну на траекторию устойчивого экономического роста. Чем жестче и тверже будут защищаться всеми властными структурами государственные интересы, тем выше будет авторитет власти в стране в целом. Тем больше веры у людей в свое родное государство, в его способность защищать интересы честных людей. А их — большинство.

Справка

Информация о судебных делах, связанных с ОАО "Луганскоблэнерго"

Решением Высшего арбитражного суда Украины от 16 июля 1999 г. по делу №7/32 был расторгнут договор купли-продажи пакета акций ОАО "Луганскоблэнерго", заключенный между ФГИУ и ООО "Веррона Плюс", и указанный пакет акций возвращен в собственность государства в лице Фонда государственного имущества Украины.

Постановлением президиума ВАСУ от 24.12.99 г. указанное решение было оставлено без изменений.

Таким образом, сегодня государство является собственником пакета акций, составляющего 60% уставного фонда общества.

Учитывая то обстоятельство, что данное общество имеет стратегическое значение для экономики государства, Фонд государственного имущества Украины был вынужден принять действенные меры в целях стабилизации обстановки, возникшей на ОАО "Луганскоблэнерго". Так, в настоящее время возбуждено несколько уголовных дел относительно должностных лиц ОАО "Луганскоблэнерго", предприятие имеет значительную задолженность по оплате электроэнергии, в связи с чем правительством неоднократно давались поручения ФГИУ решить вопрос снятия с должности руководителя ОАО "Луганскоблэнерго".

Указанные обстоятельства стали основанием для издания ФГИУ приказа об отстранении от исполнения обязанностей председателя правления ОАО "Луганскоблэнерго" В.С.Курбацкого с целью преодоления кризиса энергообеспечения в Луганской области.