Холодная война

Чьи танки грязи не боятся? Чьи ракеты летят дальше? Чьи самолеты движутся быстрее? Во времена холодной войны в США и СССР эти вопросы были возведены в ранг культовых. Спустя два десятилетия, когда Россия претендует на глобальное лидерство, мы решили снова

Чьи танки грязи не боятся? Чьи ракеты летят дальше? Чьи самолеты движутся быстрее? Во времена холодной войны в США и СССР эти вопросы были возведены в ранг культовых. Спустя два десятилетия, когда Россия претендует на глобальное лидерство, мы решили снова сравнить технические достижения двух сверхдержав.

На арене сегодняшнего тест-драйва два внедорожника — американский Jeep и российский УАЗ. Оба с приставкой Patriot. Оба сугубо гражданские. Почти с одинаковой идеологией и технической базой.

Молодцы русские! Они положили американцев на лопатки еще до того, как последние решили начинать продажи своего небольшого внедорожника в Восточной Европе. Отсюда и неразбериха с именами. Ульяновцы очень грамотно "застолбили" за собой все права на "автомобильное" имя Patriot в России. Настолько грамотно, что когда маркетологи из уже не существующего концерна DaimlerChrysler решили выводить свой кроссовер Jeep Patriot на европейский рынок, они даже не предприняли попытку отвоевать российские права на название. В итоге во всем мире Jeep Patriot — это Patriot, и только в России он Liberty. У нас же, как и в остальном цивилизованном мире, этот автомобиль также гордо именуется "патриотом".

Поэтому, чтобы оценить всю степень американо-русского патриотизма и выяснить, каким же должен быть наш человек, который является патриотом этих транспортных средств, нам пришлось самим несколько дней "побывать в шкуре" этих самых патриотов.

Итак, сначала российский. Ульяновских чудо-мастеров уже можно воздвигать в ранг национальных героев за то, что они впервые за всю историю Ульяновского автозавода сделали машину для водителя и пассажира, снабдив ее при этом целым рядом удобств. У бензинового двигателя со странной маркировкой ЗМЗ 409.10 — новый блок управления с иммобилайзером. Впервые автомобиль УАЗ научился хорошо тормозить, ведь машина получила антиблокировочную систему тормозов (ABS). На новое рулевое управление русские тоже потратились — все купили за границей.

Не забыли заглянуть инженеры и в салон. Отныне на всех русских "патриотах" можно ездить с песнями и плясками, благо места в нем хватает. Правда, жаль, что мастера на заводе магнитофон не установили, но аудиоподготовку со штатными местами для установки динамиков в дверях сделали. За доплату можно поставить даже люк — как и многие другие детали, он наверняка приобретен за рубежом. Среди прочих "элементов роскоши" — площадка для отдыха левой ноги водителя, обогрев салона для задних пассажиров, ремни безопасности, причем не только передние, но и задние, электростеклоподъемники, кондиционер, а также сугубо славянская "примочка" для будущих патриотов: — джентльменский набор — прикуриватель + пепельница + подстаканник. Чего еще желать для полного счастья!?

Все это делает УАЗ Patriot лучшим колесным транспортным средством из тех, которые когда-либо выпускались на родине Ильича. Я не иронизирую. УАЗ сделал огромный шаг в верном направлении, его создатели наконец переделали педальный узел, всерьез доработали подвеску, поставили нормальную коробку передач, облагородили интерьер и научили машину ездить по дорогам с твердым покрытием. Но самое главное то, что, став понятнее и комфортабельнее, УАЗ не растерял своих внедорожных качеств. Жаль только, что "Патриоту" не удалось избавиться от бестолковых военных атрибутов — двойного бензобака с замороченной системой перекачки топлива и жестко подключаемого привода на передние колеса, который нужно активировать вручную и при этом выходить из машины.

American dream Национальную и брендовую принадлежность Jeep Patriot определяешь с первого взгляда. Вертикальные прорези решетки радиатора, как у Willys, круглые фары, трапециевидные арки колес, плоские панели кузова — все это стало визитной карточкой марки. Вычурный Jeep Patriot на фоне русского собрата выглядит как хороший отель. Здесь тебе и электропакет для водителя, и аудиосистема на четыре динамика с управлением на руле, и подушки безопасности для передних и задних пассажиров, на которых у русских уже денег не хватило. На вооружении у "American Patriot" стоит 2,4-литровый бензиновый двигатель мощностью 170 л. с. и подключаемый полный привод задних колес. Точно такую же систему с муфтой японской фирмы JTEKT имеют и Jeep Compass, и Dodge Caliber, и новый Mitsubishi Outlander XL.

У русских все намного посерьезней и посложнее. УАЗ Patriot получил постоянный привод на задние колеса, жестко подключаемый передний мост и понижающую передачу. Двигатель послабее американского — объемом 2,7 л. мощностью всего 128 л. с. — но для движения по болотистой жиже это в самый раз. Все это делает двухтонную машину настоящим "проходимцем", который в состоянии проехать там, куда большинство "паркетников" даже не сунутся.

Однако в первые минуты езды на УАЗ Patriot я думал, что поседею. Перед светофором показалось, что мне его не остановить. Чтобы выжать невероятно тугую педаль тормоза, мне пришлось очень здорово напрячь левую ногу, и с определенными усилиями я провернул-таки эту операцию. Виноват, что не подготовился как следует: признаюсь честно — не ожидал… После такого выброса адреналина решил отдышаться и прийти в себя. Привыкли мы к комфорту, "размякли" так, что не в силах обуздать такое транспортное средство, как УАЗ Patriot. После непродолжительных тренировок я наконец-то поехал, причем чем дальше, тем легче я выжимал жесткую педаль сцепления. Уже не пугал "пустой руль" — я уже почти поверил в силу и мощь ульяновских инженеров. Но ровно до того момента, пока на панели приборов не засветился ярко-оранжевый символ — check engine. Совещание с дилерами по телефону не дало особых результатов. Зато в инструкции по руководству к автомобилю УАЗ Patriot я прочитал, что дальнейшее движение можно продолжать в случае, если не обнаружено существенных отклонений в поведении автомобиля. Но при этом нужно непременно заехать на сервис. Но если считать проблемой секундную задержку в сбрасывании оборотов — я был готов ехать на СТО. Правда, немного отдохнув, русский Patriot не сигнализировал мне больше о своих проблемах. В дальнейшем оранжевый значок загорался только после длительной езды в пробках — машина немного перегревалась, неохотно сбрасывала обороты двигателя и ждала, когда ей наконец-то дадут пятнадцатиминутную паузу для отдыха.

Танки грязи не боятся И вот мы приехали к песчаному карьеру на берегу Днепра на двух автомобилях — российском и американском "патриотах". У "американца" явное превосходство на песке — его более легкий вес. Рычаг муфты на себя — и крутящий момент между осями составляет 50 на 50. С русским "патриотом" тоже никаких проблем: повернул "хабы" в ступицах передних колес, дернул грубый рычаг на центральном тоннеле — и полный привод в твоем распоряжении. Тяжелая машина уверенно гребет через песчаные валы. Без специальных навыков джиперства и особых проблем наш главред рулил УАЗом не хуже восьмикратного триумфатора "Дакара" Стефана Петеранселя. И его довольная ухмылка читалась на лице ровно до того момента, пока не приходилось перед съездом или выездом с бездорожья каждый раз крутить вручную грязные переключатели (хабы) на передних колесах.

Jeep также уверенно вел себя на пересеченной местности — довольно крутые спуски, подъемы и изломы рельефа не доставляют ему особых хлопот. Однако для крутого бездорожья он все-таки слабоват, и виной тому послужили недостаточный дорожный просвет и вызывающий опасения низкий уровень переднего бампера. Конечно же, в США, с их высоким уровнем жизни образцовой набожностью, законопослушностью и ровными дорогами, он в самый раз. Но нам здесь на тесте пришлось здорово следить за тем, чтобы доставить машину к дилеру с неоторванным бампером.

Реванш Jeep легко получил на трассе. У него намного лучше разгонная динамика. Но от машины со 172-сильным мотором ждешь больше азарта. Сам вариатор — вещь на любителя неспешной езды. В спокойном темпе он удобен. Но когда нужно резко ускориться, стрелка взлетает в верхнюю часть шкалы, мотор зависает на нудной высокой ноте, а ожидаемого ускорения все нет. Как нет и уверенности в действиях вариатора: будто чем выше скорость, тем менее расторопно он двигает своими шкивами. Одна отрада — ручной режим, в котором шесть фиксированных "ступеней" меняются молниеносно. На спидометре у Jeep 200 км/ч, но в том, что он сможет набрать заявленные по паспорту 185 км/ч, приходится сильно сомневаться. Впрочем, "честные" 150-160 км/ч машина может ехать. На этой скорости из окна УАЗа "американец" выглядит неопознанным летающим объектом, отдаляющимся от "русского" с нереально большой скоростью.

УАЗ же с традиционной для этого рода машин "козловатостью" с относительным комфортом дает 100 км/ч. Больше можно, но лучше не надо. Достаточно вспомнить "отцов" и "прадедов" Patriot, задачей которых было пробить оборону противника в двух местах и взорваться прямо в центре вражеских редутов. То были времена военные, теперь почти гражданские. Ульяновский завод очень захотел сделать военную машину и для езды по мирным городам, однако сделал это только наполовину — на остальное не хватило либо денег, либо нервов.

Когда мы с несколькими пассажирами на борту пронеслись по импровизированной змейке на скорости 80 км/ч, пассажиры болтались по всему салону. Схожие ощущения они могли бы еще испытать на карусели.

Но не будем много о скоростных повадках УАЗа. Его задача — прокладывать дороги там, где их до этого не было. Отсюда и покупатели у этой машины: это не "белые воротнички", которых телереклама пыталась убедить в том, что Patriot — их лучший друг. Это затянувшие потуже пояса жители сельской глубинки — настоящие патриоты своей отчизны обитатели уездных городков, за пределами которых дороги превращаются в "направления".

К очередному болоту мы приехали неожиданно. Глядя на глубокие колеи и густую грязь, понимаю, что мне на моем Jeep Patriot дальше въезд закрыт. "Разойдись!" — можно было крикнуть в тот момент, когда российская махина намеревалась преодолеть грязевой брод. Главное до этого момента, то есть заранее и на сухом асфальте, пока машина чистая, не забыть о "технической премудрости" — хабах. В противном случае последствия могут быть печальными. Будущие владельцы УАЗ Patriot могут представить себе эту операцию сами. Вы вылезаете из салона и окунаетесь в грязь по самые колени, а потом идете и ищете где-то на ступице что-то там переключить. Дисплей вам этого сделать не посоветует — здесь уже только вы хозяин. Мы, конечно же, не забыли, поэтому уверенно штурмовали потоки грязи на пути.

Jeep Patriot сражение уже закончил. В этих забытых Богом и людьми местах он его проиграл вчистую. Испытывать на прочность американскую технику мы уже не стали. Конечно же, в случае чего можно было вытянуть УАЗом, но, увы, спереди Jeep кольцо для троса мы так и не смогли найти. А может, его просто забросало толстым слоем грязи. Поэтому в тот момент, когда мы месили болото в попытках доехать из пункта А в пункт Б на УАЗе, "американец" спокойно ждал, когда опять он сможет взять очередной реванш на трассе.

Казалось бы, что противостоянию русской и американской техники нет конца. Хотя, с другой точки зрения, вряд ли, имея в кармане 178 тыс. грн. (столько просят дилеры за Jeep Patriot), наш человек побежит искать себе УАЗ. Равно как и, насобирав 113 тыс. грн. на УАЗ Patriot, его потенциальный владелец уже никогда не посмотрит в сторону американской техники. Отсюда и ответ на вечный вопрос: почему русские так не любят американцев? Потому что сами такие.