И рыба, и мясо

Идея правительства снизить ввозные пошлины на продукты питания вызвала острые дискуссии. Агролоббисты стали грудью на защиту отечественного товаропроизводителя, но Кабмин не намерен отступать

Идея правительства снизить ввозные пошлины на продукты питания вызвала острые дискуссии. Агролоббисты стали грудью на защиту отечественного товаропроизводителя, но Кабмин не намерен отступать

Как и было обещано, вторая волна тарифных изменений коснулась продовольственной продукции. Действующую среднеарифметическую ставку на товары групп 1-24, составляющую 19,69%, планируется снизить до 10,54%. Правительство предлагает изменить пошлины на ввоз говядины с 25-217% до 15% стоимости, свинины — с 18-200% до 12-16%, на мясо и субпродукты птицы — с 80-234% до 15%, живой рыбы — с 21-43% до 20%, в том числе на лосося и палтуса — до 0%. Изменения касаются также и зерновых культур: импортная пошлина на пшеницу твердую в соответствии с проектом закона устанавливается на уровне 15% (сейчас — 80 евро/тонна — полная, 40 евро/тонна — льготная), рожь — 20% (на данный момент — 40 и 20 евро/тонна соответственно), ячмень — 10% (сейчас — 40 и 20 евро/тонна).

Тарифные инициативы правительства сейчас оценивают законодатели. Первые попытки менять пошлины на промышленные товары подверглись резкой критике в стенах Верховной Рады и прошли только после дополнительных торгов с лоббистскими парламентскими группами. Вот и на этот раз, когда вопрос коснулся уже сельскохозяйственной составляющей тарифа, шум поднялся не меньший.

Защитники отечественного АПК выступили против намерений опустить таможенный барьер для иностранной сельхозпродукции. По их мнению, сейчас на рынке сложилась оптимальная ситуация: на нем господствует отечественный товар, его удельный вес на редкость высок и превышает 90%. Снижение импортных пошлин, по опасениям протекционистов, может навредить не только отечественным сельхозпроизводителям, но и потребителям, на которых хлынет "разный пищевой мусор".

Впрочем, критики не отрицают, что сегодня Украина не может сама обеспечить себя мясом, но обойтись в этом случае только снижением пошлин, по их мнению, не получится. Противники тарифной либерализации предлагают дополнительно внедрить импортные квоты, которые позволят докупать в других странах только необходимое количество продукции, а не пускать на свой рынок неограниченный его объем.

Депутаты-аграрии также недоумевают, зачем правительство предлагает снизить пошлины на ввоз продукции растениеводства, в частности, зерна. По некоторым прогнозам, этот шаг может спровоцировать дополнительное падение закупочных цен.

Представители правительства, защищая свой законопроект, отмечают, что документ, кроме наведения порядка на таможнях, будет способствовать подготовке страны ко вступлению в ВТО. Заместитель начальника управления таможенно-тарифного регулирования

Минэкономики Зинаида Чумакова уверена, что отечественные производители не настолько слабы, чтобы не суметь противостоять импорту. В подтверждение этому специалист привела данные о том, что Украина отправляет за границу в два раза больше сельхозпродукции, чем завозит. "Мы же хотим получить статус страны с рыночной экономикой, — подчеркивает представитель Кабмина. — А как это сделать, если отобрать право выбора у потребителя?" К тому же предложение квотировать импорт, по мнению г-жи Чумаковой, не отвечает законам рынка и внешнеэкономическим декларациям Украины.

Позицию Кабмина поддерживают и эксперты рынка. Замдиректора "Проекта аграрного маркетинга" Андрей Ярмак считает, что никакой угрозы для производителей зерна и овощей нет, поскольку внутреннее предложение продукции и цены на нее не позволят выйти на рынок более дорогим иностранным аналогам. А в ситуации с мясом главным положительным результатом от снижения пошлин, по мнению специалиста, должно стать сокращение контрабандных поставок. "Я не исключаю, что в краткосрочном периоде можно ожидать некоторого негативного влияния на производство, но в целом тарифное снижение должно только способствовать большей организации внутреннего рынка и повышению эффективности отечественного производства", — резюмирует эксперт.

Но доводы специалистов правительства и аналитиков, видимо, не действуют на противников "лишнего" импортного продовольствия. Они решили обратиться с открытым письмом к Президенту и премьер-министру с просьбой утвердить механизм квотирования внешних закупок продовольствия, а также усилить санитарный, экологический и ветеринарный контроль продукции иностранного происхождения.

Противников общего снижения тарифов поддерживает и Министерство аграрной политики. Там считают, что данный законопроект необходимо доработать. В частности, ведомство предлагает ввести комбинированную ставку на импорт мяса птицы, говядины и свинины. По словам специалистов министерства, только сбалансированное снижение ввозной пошлины сможет удовлетворить требования ВТО и защитить украинского производителя.

Аналогичная позиция и у отраслевых объединений. Союз молочников Украины, например, уже подсчитал, что если внедрить предлагаемую импортную пошлину по твердому сыру, то в страну из Западной Европы будет ввозиться в 12 раз больше этой продукции, нежели сейчас. Бюджет получит около 24 млн. поступлений, но если дать возможность произвести этот товар украинским переработчикам молока, то государственные доходы могут быть на 15 млн. больше, и это без учета поступлений от смежных производств. Специалисты отрасли также заявляют, что в ЕС уровень субсидирования экспорта этой продукции находится на уровне 800 евро/тонна, а это не будет способствовать равной конкуренции отечественного и иностранного продукта на украинском рынке. Такая же ситуация и со сливочным маслом, субсидирование экспорта которого в ЕС еще выше — 1400 евро/тонна.

Такое развитие событий не удивило инициаторов тарифной революции. Министр экономики Сергей Терехин, наученный горьким опытом прошлых таможенных слушаний, и раньше прогнозировал, что провести новые пошлины через Верховную Раду будет гораздо сложнее, чем первый "транш" тарифных изменений. Играя на опережение, он заявил, что так называемая защита отечественного производителя, под лозунгами которой выступают противники законопроекта, уже привела к печальным последствиям. По данным С. Терехина, большой объем сельхозпродукции импортируется в Украину через свободные экономические зоны, минуя уплату таможенных сборов. "Из-за этого только в прошлом году и только по импорту мяса и субпродуктов государство недополучило около $620 млн.", — подчеркивает министр.

Примечательно, что операторы, занимающиеся импортом продовольствия, восприняли "на ура" сообщение о том, что парламент, возможно, снизит пошлины. В компании "Агрос КНК", которая входит в тройку основных поставщиков риса в Украину, уже подсчитали, что в случае реализации планов правительства за тонну ввезенной продукции им придется платить не $40, как было до сих пор, а около $12. "Это соответствующим образом скажется и на ценах внутреннего рынка", — делает вывод менеджер компании Андрей Решетник. Однако базарные реализаторы продовольственной продукции настроены менее дружелюбно к потребителю. По их мнению, цены на продовольствие будут расти до тех пор, пока будет спрос, а он, к радости торговцев, не падает.

Справка

По данным Кабмина, в 2004 году Украина экспортировала продукцию агропромышленного комплекса и пищевой промышленности на $3,5 млрд., импортировала — на $1,9 млрд.

Краткая сравнительная таблица к проекту закона "О внесении изменений в некоторые законы (относительно таможенного тарифа)"

Название

Ставка действующей пошлины

Адвалорный эквивалент.,%

Ставка предложенной пошлины

% изменения

льготная

полная

льготная

полная

Живые куры, утки, гуси

0,15 евро за 1 кг живого веса

0,3 евро за 1 кг живого веса

57,0-65,0

10

10

82,5-84,6

Говядина

1 евро за 1 кг

2 евро за 1 кг

23-217

15

15

40,0

Свинина

1 евро за 1 кг

2 евро за 1 кг

18-200

12-16

12-16

16,7-94,0

Баранина

0,5 евро за 1 кг

1 евро за 1 кг

11

10

10

9,1

Живая форель

0,2 евро за 1кг

0,4 евро за 1кг

33

20

20

39,4

Живой карп

0,5 евро за 1кг

1 евро за 1 кг

25

20

20

20,0

Лосось

0,5 евро за 1 кг

1 евро за 1 кг

6

0

0

100,0

Палтус

0,5 евро за 1 кг

1 евро за 1 кг

3-25

0

0

100,0

Селедка

0,2 евро за 1кг

0,4 евро за 1кг

0

0

100,0

Скумбрия

0,2 евро за 1кг

0,4 евро за 1кг

3

0

0

100,0

Молоко и сливки

0,1 евро за 1 л

0,2 евро за 1 л

11-25

10

10

16,67-60,00

Йогурт

0,5 евро за 1 кг

1 евро за 1 кг

16,4-77,0

10

10

39,02-87,50

Свежие цветы, с 1 июня по 31 октября

20

20

10

10

50,0

Картофель

0,2 евро за 1 кг

0,4 евро за 1 кг

52,4

20

20

65,82

Помидоры

0,3 евро за 1 кг

0,6 евро за 1 кг

113,1

10

10

91,16

Лук порей

0,2 евро за 1 кг

0,4 евро за 1 кг

50,0

20

20

60,00

Пшеница твердая

40 евро за 1 т

80 евро за 1 т

40,0

10

10

75,00

Пшеница мягкая

40 евро за 1 т

80 евро за 1 т

53,3

15

15

71,88

Кукуруза

30%, но не менее 20 евро за 1 т

30%, но не менее 20 евро за 1 т

10

10

66,67

Рис

10%, но не менее 0,03 евро за 1 кг

10%, но не менее 0,03 евро за 1 кг

5

5

50,00

Гречиха

0,05 евро за 1 кг

0,1 евро за 1 кг

49,3

20

20

59,5

Мука пшеничная

0,1 евро за 1 кг

0,2 евро за 1 кг

58,0-58,7

20

20

65,5-65,9

Семена подсолнечника

0,5 евро за 1 кг

1 евро за 1 кг

160,3

15

15

90,64

Подсолнечное масло

0,8 евро за 1 кг

1,6 евро за 1 кг

135,5

20

20

85,2

Сосиски, колбасы и др. изделия из мяса

30%, но не менее 1,2 евро за 1 кг

30%, но не менее 1,2 евро за 1 кг

30,0

20

20

33,3

Карамель

1 евро за 1 кг

2 евро за 1 кг

52,6

10

10

81,0

Печенье

30%, но не менее 0,5 евро за 1 кг

60%, но не менее 1 евро за 1 кг

30

10

10

66,7

Воды минеральные (натуральные)

0,6 евро за 1 л

1,2 евро за 1 л

130-137

10

10

92,3-92,7

Источник: проект закона