Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Импортеров сделают черно-белыми

Таможенникам в очередной раз поручили составлять "белые" и "черные" списки импортеров. Реаниматором этой идеи стала Юлия Тимошенко. На последней встрече с руководством Государственной таможенной службы глава Кабмина потребовала активнее применять такую пр

Таможенникам в очередной раз поручили составлять "белые" и "черные" списки импортеров. Реаниматором этой идеи стала Юлия Тимошенко. На последней встрече с руководством Государственной таможенной службы глава Кабмина потребовала активнее применять такую практику стимулирования субъектов ВЭД

В самих таможнях призыв вести учет "отличников" и "штрафников" среди импортеров не вызвал особого энтузиазма. Эта затея не нова. Как сообщала "Инвестгазета", сразу же после назначения новым председателем ГТС Владимира Скомаровского таможенникам поручили формировать перечень прилежных импортеров. Правда, как показал журналистский опрос, после четырех месяцев напряженной работы результат у всех получился разный.

Долой разнобой!

"Да, есть у нас эти списки", — заверил первый заместитель начальника Полтавской таможни Игорь Леончиков. Оказалось, к этому начинанию в Полтаве подошли своеобразно: если предприятие не является злостным нарушителем, то уже можно считать, что оно в "белом" списке. "Некоторые предприятия попадают и в "черный", — объяснил таможенник, — но 99% у нас — это те, которые работают в "белом" списке.

Несколько в ином ключе обрисовала ситуацию представитель пресс-службы Мариупольской таможни Татьяна Маруденко. По ее словам, ни одно из тысячи предприятий, работающих в зоне их таможни, не соответствует критериям "белого" списка. "Даже такие приличные, как "Азовсталь", меткомбинат им. Ильича, "Азовмаш", — отметила г-жа Маруденко.

Аналогичные "расклады" и на Житомирской таможне. Главный инспектор отдела таможенного контроля Николай Синицкий также не смог похвастаться длинным перечнем импортеров, отвечающих требуемым условиям. "У нас по региону был один претендент в "белый" список, но и он не прошел по двум критериям", — посетовал он.

В Харьковской области в статусе "белого" импортера, как выяснилось, ходит разве что компания "Филип Моррис Украина". "Это единственное предприятие, отвечающее всем требованиям, обозначенным в приказе №607 Гостаможслужбы от 19.08.2004 г., — документе, предусматривающем, что при наличии выполнения каких-то обязательств субъекту предоставляется упрощенный порядок таможенного оформления", — объясняет руководитель пресс-службы Харьковской таможни Валерий Дорош. Что же касается "черных" списков, то о них г-н Дорош вообще не слышал. "Есть другое понятие, — говорит он. — Перечень товаров с высоким критерием риска. Это тот случай, когда контроль осуществляется более пристально".

А вот на Западной региональной таможне, по информации старшего инспектора Оресты Бойко, ни "белых", ни "черных" списков не ведут. Их отсутствие она объяснила тем, что определенных сроков по формированию списков руководство не ставило.

Очевидно, такой разнобой уровня исполнительности и мнений таможенников не устроили Тимошенко. По словам и. о. начальника Киевской региональной таможни Александра Бильчука, премьер требует закрепить перечень предпринимателей на бумаге. "Эти списки не были формализированы, каждый отдельный проверяющий знал, кому можно доверять, а кого стоит перепроверить", — объяснил Бильчук.

"Любой список — это риск"

Пока же таможенники не знают, с какой стороны подойти к реализации идеи списков. В среде импортеров уже устали обсуждать намерения делить их на "черных" и "белых".

"Затея со списками интересна. Но в ближайшее время попадание в разряд "белых" нам не светит, и все из-за затянутой бюрократической процедуры. Необходимо собрать ряд справок — из налоговой, Минфина. Везде очень большие проволочки", — жалуется логистик компании "Адидас Украина" Александр Длугунович. При этом в компании не настроены бросать начатое. "Я слышал, что фигурантам "белого списка" таможенники обещают упростить и ускорить прохождение таможенных процедур. Получив статус благонадежных, мы выигрываем во времени, кредитных ресурсах", — говорит Длугунович.

Несколько иное отношение к "списковым" инициативам власти у представителей производственно-торгового холдинга "Укравтозапчасть". Начальник отдела ВЭД этой компании Владимир Кулинич уверен, что в таможенной сфере должно быть единое законодательное поле, перед которым абсолютно все были бы равны. "Считаем, что наличие таких списков может принести только локальную пользу, глобально же ситуация в лучшую сторону не изменится. Необходима задекларированная ранее правительством либерализация отношений в сфере ВЭД", — отметил Кулинич.

А вот первый зампредседателя правления ЗАО "Цукоримпекс" Юрий Мажуга и вовсе говорит, что добиваться попадания в "белый" список не собирается. Он не видит для своей компании особых выгод от этого. "Я уверен, что одинаково строго проверяться будут фигуранты обоих списков. Да и вообще, в нашей стране попасть в какой-либо список — это уже риск", — резюмировал Мажуга.