Из варяг в греки. Фискальная политика правительства приближает Украину к США и Греции

Но проблемы 2012 года — это только присказка. Основная сказка впереди. Предвыборный "аттракцион невиданной щедрости" заложил под наш фундамент мину замедленного действия, от которой в 2013-м очень трудно будет избавиться.

Новый-старый премьер-министр Николай Азаров проведет 2013 год, увиливая от фискального разрыва

Бюджетный "обрыв" в 2013 году намечается не только в США. Все экономики мира отмечают возрастающие проблемы в фискальной сфере. Ведь привыкли жить на широкую ногу, а экономические реалии уже не те. Даже страны, которые сравнительно не сильно пострадали от кризиса (как Китай и Турция), рапортуют об ослаблении бюджетных поступлений.

Украина в этом неприятном процессе, как всегда, в авангарде. После многих лет "выжимания последнего" из бизнеса и авансовых платежей в бюджет "источник благоденствия" начал иссякать. Если до июня 2012 года средний прирост доходов госказны определялся двузначными числами (+17,8% за первые полгода и +24,1% в 2011 году), то уже в июле было зафиксировано стремительное падение (-19,6%). И с этого момента доходы росли сравнительно скромно, да и то не в последнюю очередь за счет прямой поддержки Национального банка (печатание гривны).

Такой резкий перелом тенденции пока не слишком отразился на бюджетниках и социальных группах, поскольку за последние годы был накоплен определенный запас прочности. Но масштаб проблемы настолько впечатляющий, что на этом фоне даже потенциальная девальвация нацвалюты "нервно курит в углу".

Судите сами. Изначальный план государственных расходов предусматривал скромный дефицит бюджета в размере 25,1 млрд. грн. (1,7% ВВП). Это почти 1150 грн. дополнительного долга на каждого работающего украинца. В пылу предвыборной щедрости эта ≪дыра≫ выросла до 38,8 млрд. грн. (2,7% ВВП). А теперь к этой арифметике добавьте еще недовыполнение плана около 35 млрд. грн. (разве что доходы бюджета вдруг вырастут на 130% в декабре). Итого ожидаемый фискальный разрыв почти 74 млрд. грн. (5,1% ВВП), или около $400 дополнительного долга на каждого работающего.

Пока это еще не казалось большой проблемой благодаря впечатляющим остаткам на счетах (едином казначейском счете, депозитах и в других "труднодоступных местах"). За четыре года был накоплен хороший бюджетный резерв в гривнах и в валюте, и на конец сентября 2012 года по казначейским отчетам остатки средств бюджетов всех уровней составляли 64,2 млрд. грн. Именно этот факт давал такую уверенность правительству и вселял оптимизм в иностранцев, которые до ноября продолжали кредитовать Минфин.

А теперь соотнесите накопленный резерв (64,2 млрд. грн.) и показатель ожидаемого фискального разрыва (73,8 млрд. грн.). Похоже на то, что до конца 2012-го мы крепко сядем на мель.

Но проблемы 2012 года — это только присказка. Основная сказка впереди. Предвыборный "аттракцион невиданной щедрости" заложил под наш фундамент мину замедленного действия, от которой в 2013-м очень трудно будет избавиться. Суть в том, что уже сегодня Украина не в состоянии за счет собственных доходов покрывать даже текущие расходы (зарплаты бюджетникам, соцвыплаты, обслуживание долга). Из 35 млрд. грн. недовыполненного плана 20 млрд. грн. — недобор средств на оплату именно текущих расходов (остальное — капитальныерасходы: ремонт дорог, строительство и т.д.). Этот диагноз для госфинансов сродни раку легких для человека.

Чем это плохо? Тем, что это полноценная политическая ловушка. Любая страна может жить с дефицитом (для Украины это в порядке вещей), но этот дефицит не может распространяться на текущие расходы (зарплаты, соцвыплаты) — это всегда показатель "ватерлинии", ниже которого непременно начинаются необратимые процессы.

Обычно это происходит следующим образом. Правительство в очередной раз поднимает социальные стандарты и вдруг замечает, что собственных доходов не хватает, чтобы эти стандарты выполнялись. "Обрезаются" все инвестиции, капитальные расходы, но денег все равно не хватает (мы же ниже "ватерлинии"). Мировой банк и МВФ дружно советуют заморозить зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, потому как банкротство не за горами.

Но "честное" правительство держит слово перед избирателями, и социальные расходы продолжают разбухать в соответствии с инфляцией (каждому по потребностям). Доходы, очевидно, не поспевают за расходами, поскольку фискалы отбирают налоги авансом — предприниматель должен, еще ничего не заработав. Желающих финансировать госдолг все меньше (потому как вся игра напоминает МММ-2013), и на каком-то этапе Минфин понимает, что взять в долг уже не у кого, кроме Нацбанка.

В этот момент более развитые страны со свободно конвертируемыми валютами позволяют себе небольшую шалость — начинают эмиссию для покрытия дефицита (и плевать, что там все говорят). Для таких стран девальвация только во благо. Но, как говорили древние римляне, "что позволено Юпитеру, то не позволено быку".

Для украинского Нацбанка дальше вход воспрещен. Господин Арбузов и так правдами-неправдами душит девальвацию отсутствием гривны, а тут эмиссия! Да еще какая! На покрытие текущих расходов. Все равно, что сразу в "обменник" отнести.

Вот такая вилка получается. Направо пойдешь — коня потеряешь, налево — голову. А прямо — пути нет. Вот так и Греция с Испанией уже который год подряд то почти дефолт объявляют, то демонстрации разгоняют. Но они-то в Евросоюзе — там есть специальные фонды для спасения утопающих. А мы кому нужны? Выход, конечно, есть. Пока есть. Опухоль нужно резать. Это болезненно и рискованно. Но альтернатива намного более печальна. Не уверен, насколько нынешний премьер Николай Азаров и его команда готовы завтра во всеуслышание объявить о сворачивании инициатив президента. Но и не сделать этого они тоже не могут. Иначе войдут в экономическую историю как авторы и исполнители "фискального разрыва" по-украински, или, если хотите, нового пути "из варяг в греки".

Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина