"Я уйду, когда буду убежден, что все вруны замолчали…"

Генеральный директор Национальной киностудии им. Довженко Виктор Приходько после разгоревшегося скандала был восстановлен в должности. Однако сегодня он заявляет, что в скором будущем готов оставить руководящую должность. Биографическая справка. Гендире

Генеральный директор Национальной киностудии им. Довженко Виктор Приходько после разгоревшегося скандала был восстановлен в должности. Однако сегодня он заявляет, что в скором будущем готов оставить руководящую должность

— Когда на вашу должность назначили Сергея Слепака, работники студии разделились на два лагеря. Почему так случилось?

— Разделение произошло не из-за меня и Слепака, а в связи с моим увольнением. Сергей Слепак был здесь главным инженером. Он не та фигура, с которой мы делим кинематограф или киностудию. Это временно исполняющий обязанности, который пришел, поработал и сбежал. Что касается двух лагерей, то я абсолютно уверен, что вся причина в смене поколений. Против меня настроено поколение советских кинематографистов, которые живут по старым законам. "Мы 45 лет в кинематографе. Дайте нам денег, дайте нам ордена, квартиры", — говорят они. Но есть новое поколение, которое уверено, что единственная регалия — это предыдущий фильм. Если он качественный, ты получишь работу, деньги и купишь себе квартиру, а если надо, еще и орден. Если фильм дрянь, ты профессионально непригодный и работать не будешь.

— Почему вы решили оспаривать решение об увольнении?

— Я решил оспаривать решение о своем увольнении потому, что, во-первых, в то время я был на больничном. Во-вторых, повод был формальным и юридически безграмотным, что было доказано в суде. Кстати, сообщили мне об этом просто в неприличной форме: за 15 минут до слушания на улице ко мне подошел замминистра и ткнул в руки бумажку. Но я же не безработный или бездомный мальчик, которому можно сказать "Пошел вон отсюда!", поэтому я стал добиваться справедливого решения.

Суд доказал мою правоту и меня восстановили в должности. А теперь я собственноручно напишу заявление об уходе. Буду работать на частной киностудии, которую хочу создать. Там я не буду советоваться ни с Министерством культуры, ни с комитетами, ни с прочими некомпетентными органами и персонажами. Я сам знаю, что и как мне делать.

— Почему у вас возник конфликт с Министерством культуры и туризма?

— Конфликт у нас возник из-за того, что информированы они односторонне. Это информация от Танюка, Союза кинематографистов о том, что у нас здесь развал. На Одесской студии и на студии научно-популярных фильмов полная разруха, но конфликта нет. Неужели надо было оставить студию Довженко в таком же состоянии, в котором я ее принял, когда пришел сюда? Нас 20 лет не приглашали на Каннский фестиваль, и у Министерства не нашлось денег, чтобы профинансировать поездку молодого талантливого режиссера Игоря Стрембицкого, который привез оттуда "Золотую пальмовую ветвь".

— Известно, что вы являетесь владельцем студии PROTV. Как вы совмещаете госдолжность и частный бизнес?

— Эта студия создана мною, но когда я ушел на государственную службу, то оставил должность руководителя — по закону это запрещено.

— Какую сумму составляет государственное финансирование студии Довженко сегодня?

— У нас нет прямого государственного финансирования. Мы на хозрасчете. Есть госзаказ на производство фильма, из которого мы можем взять для себя 19% на содержание киностудии. Но самый большой госзаказ должен был быть в прошлом году — это 11 млн. грн. Из них нам бы перепало 2 млн. грн. Но заказ выполнили всего на 50%. Это около 6 млн. грн., тогда как на содержание киностудии нам необходимо 10,5 млн. грн., чтобы она не обанкротилась.

— Сколько фильмов было отснято на киностудии за год?

— Было запущено семь фильмов по госзаказу. Это "Вкрадене щастя", "Татарский триптих", "Посмішка долі", "Світ мене не спіймав", "Богдан Хмельницкий" и другие, которые мы досняли за собственные деньги, потому что денег "министерских" не хватило. Когда они собираются доплатить эти деньги, пока неизвестно.

— Сколько, на ваш взгляд, требуется средств, чтобы восстановить государственное кино?

— Безусловно, деньги необходимы, но самое главное — это люди и идеи. В советское время на студии Довженко снималось много фильмов, но долгое время студия была синонимом плохого кино. Тем не менее, появился Параджанов и снял "Тени забытых предков". Пришел Леонид Быков и снял "В бой идут одни старики". Вопрос только в людях и исключительно в людях. Даже киностудия не обязательна. Например, волна нового французского кино снята на улице, причем маленькими бюджетами.

— Ваши оппоненты утверждают, что за полтора года вашей работы вы развалили цеха киностудии. Что вы скажете по этому поводу?

— Для этого можно пройтись по территории и убедиться в обратном. Цех обработки пленки был ликвидирован по распоряжению Министерства культуры от 2002 года. Это были груды ржавого железа и обваленные потолки. Цех комбинированных съемок ликвидировали, потому что уже 12 лет в мире не существует технологии комбинированных съемок. Во всем мире работа производится на компьютерах. В темноте, пальцами наугад пытаться что-то совместить — это просто глупо и смешно.

На сегодняшний день в каждом цехе установлен компьютер. Начальников цехов мы снабдили мобильными телефонами. Как минимум, отремонтировали туалеты, кабинеты, проходную. Раньше она напоминала бункер, покрашенный синей краской. Создаются человеческие условия, но люди старой закалки против таких новшеств. Есть одна восточная мудрость на этот счет, которая гласит: "Коня вы можете подвести к водопою, но вы не можете его заставить пить".

— Расскажите о вашей политике формирования кадров. Насколько известно, вы уволили очень многих работников. По каким причинам?

— Мы хозрасчетная организация и не можем содержать людей, которые ничего не делают. 60-80 человек занимают почти четыре тысячи квадратных метров помещений. В этих ликвидированных цехах люди занимались выращиванием цветов и ночными "халтурами" — копии печатали для кинотеатров, пока никто не видит. Мы уволили редакторов, цензоров, главного механика, главного музредактора за то, что они не могли сформулировать, в чем заключается их работа на студии. Начальника гаража я уволил потому, что он воровал бензин и запчасти. Водитель был уволен за то, что по выходным сдавал "Чайку" в аренду на свадьбы и в одно прекрасное воскресенье сорвал съемки. Ни один человек не был уволен незаконно. Я ни в чем не раскаиваюсь и считаю, что все, что делаю, правильно.

— Сколько арендаторов находится на территории киностудии?

— У нас 50 арендаторов. Когда я пришел, было 92. Из этих пятидесяти более сорока имеют прямое отношение к кинопроизводству. Для сравнения: на "Мосфильме" арендаторов полторы сотни. Когда я был на прямом эфире "5 канала", ведущий сказал, что на Universal и 20th Century Fox нет арендаторов. Но я назвал несколько имен (из своих знакомых), которые снимают там офисы.

— Какую сумму составляет доход с аренды, и куда идут эти деньги?

— Сумма бывает разная. Примерно 110-140 тыс. грн. в месяц. Фонд зарплаты, например, составляет 200 тыс. грн. С прошлого года мы оплачиваем налог на землю, который составляет 100 тыс. грн. в месяц — практически на его уплату идут поступления от аренды.

— Вас восстановили в должности, но в скором времени вы собираетесь уйти. Как долго вы еще готовы оставаться на этой должности?

— Я пробуду на этой должности до тех пор, пока не решатся все вопросы, связанные с враньем, преследованиями и нападками. Когда буду убежден, что все вруны замолчали, и никто вдогонку не бежит и "не вешает" на меня вымышленное уголовное дело, в тот же момент я уйду.

— А что вы скажете по поводу заведенного на вас уголовного дела? Это "утка"?

— Чего я уже только не слышал в свой адрес! Что я студию продал, потом купил. Библиотеку сжег, сад вырубил. Если бы завели уголовное дело, то думаю, что, как минимум, мне бы сообщили об этом. Я этого не боюсь. За год было 40 проверок: прокурорские, КРУ, ФГИУ и многие другие. Я уже забыл, как они называются. Шероховатости были — не без этого, но ничего незаконного не обнаружили.

— Если бы не скандалы, вы бы не уходили со студии Довженко?

— Я не знаю. Все складывается так, как складывается. Я сделал попытку и абсолютно убежден, что оставлю студию в лучшем состоянии, чем в том, в котором принял. Я все равно всю оставшуюся жизнь буду заниматься кино.

— Какие у вас творческие планы?

— На киностудии Довженко я уже ничего не буду снимать — только на своей будущей частной студии, которую планирую создать.

Вехи конфликта

17 октября 2003 г. В. Приходько был назначен на должность гендиректора Национальной киностудии им. Довженко.

20 апреля 2005 г. В. Приходько был уволен с должности указом Оксаны Билозир — министра культуры и туризма. Официальная причина увольнения — отсутствие финансового плана на 2005 год. Дирекция утверждает, что все необходимые документы были поданы вовремя.

22 апреля 2005 г. Представители трудового коллектива Национальной киностудии обратились к Президенту Украины Виктору Ющенко, премьер-министру Юлии Тимошенко и министру культуры и туризма Оксане Билозир с просьбой отменить действие указа об увольнении генерального директора киностудии Виктора Приходько.

29 апреля 2005 г. В. Приходько подал в суд иск на Министерство культуры и туризма и добился признания незаконным своего увольнения с поста гендиректора.

27 мая 2005 г. В. Приходько восстановлен в должности гендиректора.

Биографическая справка

Виктор ПРИХОДЬКО

Гендиректор Национальной киностудии им. Довженко. Кинорежиссер, продюсер, сценарист. Снял около 100 видеоклипов, автор идеи и режиссер-постановщик "Шоу Долгоносиков" (премия "Золотая Эра"-96 за лучшую развлекательную программу). Режиссер фильмов "Лунное кино", "01", "Вестерн", "Тихий ужас", "Украина — прорыв демократии" (об "оранжевой революции") и мн. др.

Родился 17 марта 1957 г. в Киеве. Закончил кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого.

1982-1983 — руководитель театра пантомимы.

1984-1987 — режиссер Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого.

1998-2000 — кинорежиссер высшей категории Национальной киностудии им. Довженко.

2000-2003 — директор-продюсер, режиссер-постановщик Национальной киностудии им. Довженко.

1996 — 2003 — основатель студии PROTV.

Комментарии

Как вы оцениваете работу Виктора Приходько?

Работница киностудии, пожелавшая остаться неизвестной:

— Он не руководит, а преследует собственные цели. Он уволил почти всю студию, разрушил цеха, аннулировал гримерные, монтажные. Когда его уволили, люди вздохнули, начали строить какие-то планы, а теперь начнутся новые увольнения. Очень многие сожалели, что Приходько вернулся. Ведь были уволены профессионалы того настоящего кино, которым мы восхищались. Студия стоит, а он снимает фильмы на собственной.

Борис Савченко, председатель Национального союза кинематографистов Украины:

— Я ушел со студии гораздо раньше, чем Приходько вступил в должность. Как говорится, нечего пенять на зеркало. Он считает, что "Шоу Долгоносиков" — это уровень украинского кино. Но это шоу-бизнес! Приходько разрушает целостность рядов украинского кино. Вообще, идет завоевание студии. Человек, который вступил в должность без конкурса и без утвержденной программы, не имел никакого права проводить реконструкцию здания.

Александр Муратов, кинорежиссер киностудии им. Довженко:

— За короткое время Приходько сделал много. "По-дурному" никого не увольнял. Люди уходили по собственному желанию, находя себе другие, более удобные ниши.

Николай Шатный, исполнительный директор киностудии им. Довженко:

— За полтора года он нашел деньги для проведения ремонтных работ. Были восстановлены цеха, которые находились в разрушенном состоянии. Его многие не любили, потому что с его приходом все начало расставляться на свои места.

Елена Демидова, начальник отдела кадров киностудии им. Довженко:

— Приходько добился повышения зарплаты работникам студии в три раза. Он сделал великолепный режим работы — с 9 до 18. Когда человек приходит на работу, он должен расписываться в журнале. Также были специализированы кадры — никаких людей с улицы. Стало сниматься больше фильмов, так как появились молодые профессиональные специалисты.

Леонид Колесников, зам. гендиректора по арендным вопросам киностудии им. Довженко:

— После предыдущего руководства студия была передана в состоянии полной разрухи. 75-летний режиссер Николай Мащенко (бывший директор киностудии) утверждал, что студия на стадии банкротства, и это бесповоротно. Приходько доказал, что из безнадежно "совковой" киностудии можно сделать Голливуд. За полтора года площадь съемочных павильонов расширилась до полутора тысяч квадратных метров. Оборудование киностудии позволяет сотрудничество с коммерческими режиссерами.