Ялтинская киностудия с жиру не бесится

На сегодняшний день Ялтинская киностудия — пока единственная приватизированная киностудия (из бывших союзных). После покупки киностудии Национальным Космическим Банком России она показывает неплохие финансовые результаты и довольно успешно развивает комме

На сегодняшний день Ялтинская киностудия — пока единственная приватизированная киностудия (из бывших союзных). После покупки киностудии Национальным Космическим Банком России она показывает неплохие финансовые результаты и довольно успешно развивает коммерческое кино. О работе киностудии и планах ее развития мы беседуем с исполнительным директором, представителем инвестора Валерием Пендраковским

— Валерий Юрьевич, украинский кинематограф находится не в лучшем состоянии. Поговаривают об отсутствии коммерчески успешных фильмов и нехватке талантов. В чем главные причины кризиса?

— Думаю, причиной стал раздел СССР, и как следствие — попытка украинской культуры изолироваться от русской. В кинематографе невозможно существование самостоятельного национального кино при таком небольшом кинорынке, как украинский. Он обречен на авторское малобюджетное или "клубное" кино. Существование самостоятельной киноиндустрии в Украине невозможно.

— Киевская и Одесская киностудии остаются в государственной собственности, и их состояние плачевно… В каком состоянии Ялтинская киностудия?

— Ялтинская киностудия с жиру не бесится, но сегодня это рентабельное предприятие с годовым оборотом чуть более $1 млн. В постоянном штате киностудии 100 человек, во временном, в период интенсивных съемок — до 350. Студия исправно платит налоги, в том числе около $70 000 в год за землю. Студия была бы прибыльней, если бы не постоянная тревога инвесторов по поводу ежегодных "наездов" на студию всевозможных проверяющих органов. И чем лучше у нас дела, тем чаще проверки. У нас есть уже примета: как в газете появляется объявление об очередном наполнении уставного фонда студии, так или смена тенденций во власти, или смена самой власти, с последующим переделом собственности, и как следствие — очередная проверка. В итоге инвестор в очередной раз выдает кредит и говорит: "Уставный фонд увеличим, когда все успокоится…". И запланированное увеличение производственных мощностей студии откладывается. О нашем успешном развитии говорит тот факт, что у студии появился двойник. Частные лица закупили в Ялте свет и пытаются конкурировать со студией, действуя методами Дикого Запада, широко известными по рассказам О'Генри. Это многочисленные частные мелкие компании, которые встречают российские съемочные группы у трапов самолетов и кричат, что они якобы работники Ялтинской киностудии, и не ходите на студию — там дороже, там налоги вам платить придется!.. Но, как известно, двойники появляются у раскрученных "брендов"!..

— Кто является владельцем Ялтинской киностудии?

— Национальный Космический Банк /Россия/.

— Когда и как проходил процесс перехода Ялтинской киностудии в частную собственность? Не возникали ли трудности с государством?

— Это был поэтапный многолетний процесс с момента нашего создания — 19 июля 2000 года. Фонд Имущества АРК продавал свои проценты акций дважды, удостоверившись, что студия рентабельна и новые владельцы ее перепрофилировать не собираются.

— В каком состоянии была киностудия, когда она попала под ваше руководство?

— Мягко говоря, в плачевном. Долгов во все уровни платежей около $600 000. Она была банкрот с начавшимся отчуждением имущества.

— Как происходило развитие киностудии после приватизации? Что осталось старого? Что пришлось поменять? Обновлялась ли инфраструктура?

— В студию вложено около $5 млн., из них непосредственно в инфраструктуру студии — около полутора миллиона.

— Какие инвестиции были произведены? На что, в первую очередь, были направлены финансовые усилия? Окупились ли уже эти вложения?

— В первую очередь — в инфраструктуру студии, затем в киносъемочную технику и свет "АРРИ". Затем на выкуп земли киностудии, реконструкцию павильона, строительство нового ЦДТС, ремонт административного здания. Окупился только свет. Срок окупаемости остальных вложений — 10 лет и более. Это, кстати, одна из причин, по которой украинский кинематограф в кризисе. Беда всей экономики Украины: невозможность инвестирования проектов с окупаемостью более пяти лет. А кинематограф — это "длинные" вложения денег.

— Является ли кинопроизводство единственной статьей прибыли киностудии?

— Да.

— Какова продуктивность киностудии с момента приватизации? Какие фильмы снимались? Какие были успехи?

— В год мы обслуживаем 22-25 киносъемочных групп (от одной недели работы в Крыму до трех месяцев) и снимаем один полнометражный проект самостоятельно. В 2001 году мы стартовали фильмом "Первокурсница". Фильм получил приз за лучший сценарий на "Кинотавре 2002". Затем в течение трех лет работали над двухсерийным сложно-постановочным музыкальным фильмом "Бегущая по волнам", для которого было построено 21 декорацию, в том числе два города, один из которых — город Лисс — стоит сейчас на Поликуровском холме на декорационной площадке киностудии. Мы оказывали услуги и поддерживали успешный проект "Мамай", ставший первой кинолентой независимой Украины, выдвинутой на соискание премии "Оскар-2004". Когда за дело берутся молодые украинские кинематографисты, понимающие, что наступил век продюсерского кинематографа, успех приходит. Опыт режиссера и продюсера Олеся Санина тому пример. Будет развиваться институт продюсерства в Украине, будет и успешное украинское кино.

— Чем сейчас живет киностудия? Кто снимает на вашей базе кино? Какое кино?

— В этом году у нас в планах — съемки своего фильма "Полное дыхание", хотели сделать его совместным российско-украинским проектом, как "Бегущая по волнам", но Министерству культуры и искусств Украины не до нас… Как всегда ждем до 20 российских кино- и телесъемочных групп.

— Есть ли у киностудии планы по развитию на данном этапе? В чем они состоят?

— В планах — строительство и реконструкция всей базы киностудии на Поликуровском холме и борьба с конкурентами за рынок киноуслуг в Крыму, поэтому мы ждем от государственных властей Украины хотя бы лояльного к нам отношения. Помощи от них все равно мало, хоть бы, как в России, закон приняли об освобождении отрасли от НДС, а то мы работаем с заказчиками вбелую и платим НДС, а наши конкуренты вчерную и без НДС, не говоря уже про остальные налоги. Как вы думаете, кому проще на рынке киноуслуг? Вопрос риторический. Не упорядочив рынок киноуслуг, ежегодно, я думаю, государство недополучает налогов на кругленькую сумму!.. Не нас, плательщиков всех видов налогов, надо проверять, а тех, кто работает "под нас".