Кабмин обещает бюджет развития

15 сентября Кабмин подал на рассмотрение Верховной Рады проект бюджета на 2006 год. К этому сроку правительство успело согласовать все спорные пункты главного финансового документа страны, и, по-видимому, бюджетный процесс в парламенте начнется вовремя. В
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

15 сентября Кабмин подал на рассмотрение Верховной Рады проект бюджета на 2006 год. К этому сроку правительство успело согласовать все спорные пункты главного финансового документа страны, и, по-видимому, бюджетный процесс в парламенте начнется вовремя. Впрочем, по мнению большинства опрошенных участников процесса, в преддверии выборов прохождение бюджета в парламенте обещает быть крайне сложным для правительства Юрия Еханурова

Пересмотреть целый ряд параметров главного финансового документа правительству пришлось уже после отставки с подачи и. о. премьер-министра Юрия Еханурова. Как сообщил "Инвестгазете" первый замминистра финансов Анатолий Максюта, "радикально бюджет не меняется, но пересмотреть некоторые его параметры у нас время было, и мы это сделали".

По словам чиновника, основная дискуссия в правительстве завязалась относительно того, насколько новый бюджет должен быть социальным. "Нынешний бюджет социально перегружен, и хотя рисков его невыполнения мы пока не видим, в следующем году, при отсутствии нормального баланса, он становится очень высок. Дабы не подвергать экономику рискам, было решено сбалансировать все социальные расходы так, что в результате бюджет следующего года действительно станет бюджетом развития", — отметил г-н Максюта.

"Социализма" поубавилось

Главная новация госбюджета-2006 — "принцип опережающего роста расходов развития над расходами потребления". Именно так охарактеризовал его и. о. министра финансов Виктор Пинзеник. По словам г-на Пинзеника, финансирование всех расходов развития (капитальные вложения, государственные инвестиции, поддержка отдельных отраслей) будет увеличено на 17,4%, тогда как расходы потребления (в основном увеличение социальных выплат) — лишь на 9,8%. Впрочем, из текста самого госбюджета, которым располагает "Инвестгазета", этот тезис и. о. министра не вполне очевиден, хотя чиновники Минфина в минувший вторник пояснили, что именно имел в виду г-н Пинзеник.

По подсчетам Минфина, расходы на "инвестиционные" статьи (то, что Минфин именует "статьями развития") в 2006 году по сравнению с годом текущим возрастут почти на 4 млрд. грн. При этом львиная доля средств в следующем году уйдет на строительство дорог и всей сопутствующей инфраструктуры. В частности, поступления от дорожного фонда будут в полном объеме направлены на его же потребности. По подсчетам, они увеличатся почти на 2 млрд. грн. "Это будет крупнейший инвестиционный прорыв в этой отрасли за последние много лет", — отмечает г-н Максюта. Развитие дорог, в свою очередь, по мнению правительства, будет серьезно содействовать развитию инфраструктуры и даже улучшению инвестиционного климата в регионах. Возврат 100% поступлений от дорожного фонда обратно на строительство дорог — действительно одна из главных новаций госбюджета, поскольку в прошлые годы на эти же нужды государство выделяло не более 70% таких поступлений.

Кроме того, по словам чиновников Минфина, участвовавших в разработке бюджета, в документе в 2006 года по сравнению с годом текущим будет предусмотрено и увеличение финансирования программ государственной поддержки целого ряда отраслей. В частности, речь идет о расходах на угольную промышленность, ЖКХ, АПК, по которым отдельной строкой прописаны средства на компенсацию процентов по кредитам коммерческих банков.

Помимо этого, увеличено финансирование отдельных правительственных программ по поддержке высокотехнологичных отраслей, в частности, авиационной промышленности, судо- и приборостроения, ВПК, а также предусмотрено предоставление государственных гарантий Государственному ипотечному учреждению для развития ипотечного кредитования. Все это прямо или косвенно будет стимулировать целые отрасли и окажет влияние на всю экономику в 2006 году, убеждены в Минфине.

Наконец, как заверяет руководство Минфина, в госбюджете будет заложено и некоторое уменьшение налогового пресса на экономику (по оценкам, примерно на 1% от ВВП). В частности, предлагается уменьшить начисления на фонд оплаты труда в пределах 2%, а недостаток средств Пенсионного фонда покрывать за счет дополнительных дотаций из госбюджета. По подсчетам Минфина, в результате недополучения этих налогов в свободном распоряжении самих налогоплательщиков государство оставит около 3 млрд. грн. Впрочем, других налоговых изменений к лучшему, если не считать некоторого увеличения рентной платы на добычу природных ископаемых и некоторых таможенных изменений, в госбюджете-2006 не будет.

Что касается доходов государственного бюджета от приватизации, то за оставшийся период до завершения 2005 года и за весь 2006 год Кабмин рассчитывает получить 14,5 млрд. грн. Как отметил Виктор Пинзеник, большая часть этих средств (8,3 млрд. грн.) будет направлена на покрытие дефицита госбюджета в 2006 году.

Развитие несовместимо с выборами

По мнению большинства экспертов, а также самих депутатов Верховной Рады, бюджетный процесс в парламенте будет крайне усложнен, особенно в преддверии парламентских выборов.

Как отметил замглавы бюджетного комитета ВР Валерий Асадчев, "качество подготовленного госбюджета-2006 у большинства депутатов вызывает много вопросов. Этот бюджет можно называть бюджетом развития с большой натяжкой". По мнению депутата, вряд ли доля социальной нагрузки в новом бюджете окажется меньшей, чем в текущем году, особенно с учетом приближения выборов и возможных спекуляций различных политических сил как раз по поводу его социальных статей. Поэтому, как считает г-н Асадчев, риск того, что бюджетный процесс может серьезно затянуться, довольно высок.

"Левые" парламентарии куда более категоричны. Глава КПУ, депутат Петр Симоненко на днях так охарактеризовал журналистам правительственный законопроект: "Уровень подготовки документа ниже плинтуса". В качестве примера г-н Симоненко привел проектную смету бюджета Мин-

образования: "Ну, представьте себе, 85% всех средств на зарплату и только 15% — на развитие. О каком развитии может идти речь?".

Кроме того, депутаты отмечают: не за горами парламентские выборы, а значит, каждая фракция будет стремиться придать бюджету как можно более "социальную окраску", чтобы завоевать популярность среди избирателей.

Цифры бюджета развития

Доходы сводного госбюджета-2006 увеличены на 19% — до 118,424 млрд. грн., расходы на 11% — до 127,160 млрд. грн. Дефицит бюджета не превысит 9,898 млрд. грн., или 2% от ВВП. Согласно проекту госбюджета, прогноз роста оптовых цен в 2006 году увеличен до 11,8% (ранее планировалось 8%), инфляция прогнозируется на уровне 8,7% (ранее — 9,3%)

Сравнение налоговых поступлений в бюджете-2005 и проекте бюджета-2006, млрд. грн.

2005

2006

Всего доходов

106,708

118,425

Налоговые поступления

73,181

86,273

налог с доходов физических лиц

19,600

20,791

налог на прибыль предприятий

20,326

25,325

НДС

33,703

38,959

акцизный сбор

8,395

10,472

Неналоговые поступления

31,105

26,930