Как избавляться от специалистов

Директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав Болюбаш рассказал "Инвестгазете", как конкретно будет меняться высшая школа и в какие сроки

Директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав Болюбаш рассказал "Инвестгазете", как конкретно будет меняться высшая школа и в какие сроки

— К Болонскому процессу присоединилось государство Украина, но как каждый конкретный вуз будет переходить на европейские стандарты образования?

— Мы уже в течение двух лет проводили эксперимент по внедрению кредитно-модульной системы обучения. В целом было охвачено 123 вуза. С 1 сентября 2005/2006 учебного года эта система будет внедрена повсеместно. На днях мы закончим готовить соответствующие нормативные документы, методические материалы, пройдет серия совещаний — и надо внедрять.

— С этого года не будет привычных семестров и сессий?

— Не совсем так. Семестры, триместры и тетраместры позволены нашим законодательством. И не в отмене сессий смысл кредитно-модульной системы. Студент будет систематически учиться и систематически сам себя контролировать, а также находиться под контролем преподавателя. Но сессия уже не будет столько значить: дело не в сдаче экзамена, а усвоении знаний.

— А двухуровневая система подготовки?

— У нас эта структура работает с 1997 года, но много надо пересмотреть.

— Надо избавиться от уровней младший специалист и специалист, да?

— Относительно младших специалистов, то техникумы — высшие учебные заведения 1-го и 2-го уровня аккредитации — выйдут за пределы сферы высшей школы.

— С этого года?

— Нет. Предусмотрено внести изменения в закон о высшем образовании и начать переход к двухуровневой системе с 2007 года. Нужно подготовить преподавателей, разработать новые стандарты, а до того — новый перечень направлений подготовки специальностей. У нас 76 направлений, в европейских странах — в пределах 28-34. Проблема еще и в том, что единого европейского перечня, который можно было бы перенести к нам, не существует. Надо разрабатывать, тем более что существует противоречие между качеством образования и нуждами рынка. Поэтому нужно взаимодействие работодателей и высшей школы.

— Вы прикидывали, будет ли среди работодателей спрос на бакалавров, а не специалистов, как сейчас?

— Это тоже задача — надо найти рабочее место для бакалавра, пересмотреть всю инфраструктуру должностей. Мы сейчас думаем обновить межведомственную комиссию по Болонскому процессу, разрабатываем программу действий, чтобы определить порядок наших шагов. Ведь в 2007 году уже эксперты из Европы будут проводить мониторинг того, что мы сделали.

— Вы посчитали, в каком объеме от бакалавров надо готовить магистров?

— Сейчас тяжело сказать. Это европейская традиция. Сейчас у нас после бакалавра часть идет на специалиста, часть на магистра. Также мы не можем однозначно ответить, хотя размышляем, будет ли у нас бакалавр профессиональный или бакалавр академический.

— Есть ли вузы, готовые с этого года обучать по двухуровневой системе, минуя специалистов?

— Есть, там, где проводился эксперимент — Киевский национальный экономический университет, политехнический — КПИ, Национальный авиационный также начал. Они еще готовят и специалистов, но приступили к формированию двухуровневой системы.

— Когда будут выдавать европейский вкладыш к украинскому диплому?

— Проект приложения к диплому европейского образца готов, и это будет реально со следующего года.

— И выпускник сможет продолжить учебу за рубежом?

— Не все так просто, нужно будет пройти специальную процедуру проверки соответствия. Само приложение к диплому европейского образца дает расширенную информацию о содержании обучения и его формах, о системе оценивания знаний, об уровнях — там полностью видна вся картина.

— В этом году поменялись условия вступительной кампании в вузах?

— Особых изменений нет. Главное — более широко внедряются тестовые технологии.

— Тесты теперь преобладают?

— Так сразу нельзя. Тестовые технологии должны быть совершенными. А подменять экзамены упрощенными тестами — лучше вообще не менять. Вторая особенность — в порядке апелляции. Уже в прошлом году апелляционная комиссия формировалась исключительно из учителей, не являющихся экзаменаторами. В этом году, если поступающий недоволен рассмотрением апелляции, он может обратиться в общественную комиссию из числа депутатов областных, городских и прочих советов.

— Каким в этом году будет госзаказ?

— Он несколько увеличен. Сейчас предлагается, чтобы по госзаказу обучалось 50% студентов. К сожалению, в этом году это соотношение — 50х50 — будет только на дневной форме.

— А по специальностям?

— По-разному. Конечно же, мы не достигнем 50х50 по экономике и правоведению. Да там увеличивать и нужды нет.

— Вузы ожидает какое-либо переподчинение?

— Вузы подчинены 27 министерствам и ведомствам, и это не на пользу качеству обучения. Отраслевики всячески противятся и хотят удержать вузы у себя, хотя это неразумно. У нас 233 государственных вуза 3-го и 4-го уровня аккредитации, а их сегодня можно свести к 100-120. Можно сравнить: в Великобритании — 100, Франции — 70. Тогда будут мощные университеты и кафедры, заработает наука. Экономия средств будет не только потому, что из трех ректоров останется один, а потому что лекции студентам будут читаться потоками, а не как сейчас — прием 25 человек и лекции читает столько же. О науке не говорю. Там, где на кафедре 5-8 преподавателей, о какой науке говорить? Нужно, чтобы было 40-50, как в мире.

— Когда будут эти перемены?

— Неизвестно. Мы до конца июня должны подать программу оптимизации, где будут три этапа: мониторинг, переподчинение центральному органу и объединение.

Еврореформа по-болонски

Украина в один день с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Молдовой присоединилась к так называемому Болонскому процессу, начав приводить свою систему высшего образования к общим стандартам.

Сближение и гармонизация систем образования европейских стран начались в середине 1970-х годов. С 1999 года, когда министры образования 29-ти европейских государств подписали так называемую Болонскую декларацию, это движение стало называться Болонским процессом.

Болонская декларация — международный договор, который на сегодняшний день подписали 45 стран. Он предполагает единую систему получения высшего образования и взаимное признание дипломов вузов. В Болонском процессе участвует уже более 1100 высших учебных заведений мира.

Цели Болонского процесса, достижение которых планируется к 2010 году:

построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Обязательные параметры

Двухуровневая система высшего образования.

Академические кредиты ECTS.

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

Европейское приложение к диплому.

Контроль качества высшего образования.

Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры

Единые европейские оценки

Активная вовлеченность студентов.

Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

Образование в течение всей жизни.

Двухуровневая система высшего образования

Первый уровень — бакалаврат (степень "бакалавр"). Три или четыре года обучения.

Второй уровень — магистратура (степень "магистр"). Соответственно два или один год обучения.

Нынешняя украинская модель предусматривает четыре (бакалавр) плюс два (магистр) года обучения и не отвечает этим стандартам. Также не вписывается в Болонскую систему украинская степень "специалист".

Бакалавр — самодостаточное высшее образование первого уровня.

Техникумы и колледжи не имеют права выдавать диплом бакалавра.

Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.

Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других моделей.

Академические кредиты

Академический кредит — единица трудоемкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачета, теста и т. п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов и т. п..

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Единая европейская шестибалльная система оценок

А — "отлично".

В — "очень хорошо".

С — "хорошо".

D — "удовлетворительно".

Е — "посредственно".

F (FX) — "неудовлетворительно".