Как вывести Донецк из депрессии

Рассуждали на прошлой неделе политики и политологи во время круглого стола "Политические перспективы Донбасса при новой власти"

Рассуждали на прошлой неделе политики и политологи во время круглого стола "Политические перспективы Донбасса при новой власти"

Мероприятие, посвященное Донецкому региону, по иронии судьбы проходило на следующий день после освобождения Бориса Колесникова. Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заявил, что ситуация вокруг Колесникова отражает состояние донецкой элиты в целом, которая, по его мнению, не имеет перспектив для серьезного представительства на украинской политической сцене.

Он отметил: "Я видел Колесникова на телевизионном экране живо разговаривающим буквально за десять минут до освобождения. После этого он прибыл в Донецк и оказался в реанимации. Не на митинге! Мне кажется, это приговор донецкой элите. Человек четыре месяца сидел в тюрьме. Никакого митинга в Донецке нет, никакая донецкая элита не сочла возможным собрать хотя бы 10 тыс. людей и сказать: "Вот, мы добились, правда восторжествовала". Но получился печальный итог. Слабая оказалась элита. Она больше думает о своей безопасности, чем о политическом представительстве. Она ищет возможности дистанцироваться от тех проблем, которые ее реально волнуют. И вместо того чтобы кричать о том, что умирает промышленность, что сотни тысяч людей окажутся на улице, мы слышим какие-то жалкие, из подполья, выступления о том, что не все правильно делается в стране".

Не менее жесткую оценку высказал и директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Маленкович: "Донбасс больше никогда не будет лидером общенационального украинского движения".

То, что Донецка как игрока сегодня не существует, считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Он убежден, что "на базе донецкого проекта возникают многочисленные игроки", а новая украинская элита хочет запретить политическую власть донецких и восточных индустриальных элит экономическим путем.

Вместе с тем директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин убеждал своих коллег, что "пока в Донбассе есть мощный политикообразующий слой, он не может не играть роль во всеукраинском политикуме", хотя "сейчас Донбасс из вечного стахановца и отличника превратился в вечного двоечника и уголовника, которому искусственно накачивается комплекс неполноценности".

А председатель партии "Трудовая Украина" Валерий Коновалюк утверждает, что "власть слишком рано списывает Донбасс как влиятельного политического игрока". При этом он отметил, что Донецк сейчас находится в депрессии, вызванной отсутствием движущих политических сил, которые бы могли снять напряжение в обществе, дать возможность почувствовать, что регион сегодня политически защищен и адекватно реагирует на факты нарушения законности в отношении него. "Осенью власти придется дать отчет о результатах своей политики. Ответить, почему страна находится в таком сложнейшем положении, почему началась стагнация, и почему уровень производства и ВВП в июле месяце составлял 0%, а в августе начнется падение".

По мнению Михаила Погребинского, важным фактором в восстановлении политического веса Донбасса станет внедрение механизма избрания руководителя области. "Чтобы этот губернатор мог чувствовать себя человеком, когда разговаривает с киевским начальником. Чтобы мог ему ответить: "Ты здесь не хозяин". Вот тогда Донецк заставит себя уважать, и мы увидим лидеров, которые смогут что-то предложить Украине", — заметил он.

Руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко, напротив, считает, что у власти в настоящее время существуют различные варианты работы с Донецком как специфическим регионом. Первое — акцент на разнообразных возможностях, которые есть у разных регионов Украины, как это делают США или Франция. Второй вариант — примирение регионов. И третий — унификация по пути ослабления Донецка: формирование там слабого губернатора, слабых бизнесменов, слабой промышленности и слабых политиков. "Это то, чем занимается нынешняя власть. Однако она не понимает, что так нельзя", — заявил он. Кроме того, по его мнению, Президент должен поднять вопрос отношений между различными регионами: Харьковом и Донецком, Донецком и Луганском и т. д. "Все регионы должны понимать, что они в одном котле. Тогда проблемы Донецка будут не такими острыми. И не будут тормозить движение Украины вперед", — заключает политолог.

О примирении регионов говорил и Дмитрий Выдрин. Он считает, что проблема в настоящее время одна — вывести Донбасс из особого и экономического, и психологического состояния и создать равные условия для экономической и политической конкуренции всех регионов Украины, в том числе и Донбасса. "И самому Донецкому региону, и всей Украине нужно осознать, что это важный, сильный, но, в конце концов, обычный регион Украины. Это даст ему, прежде всего, возможность работать в нормальной экономической конкуренции. И тогда сам Донбасс будет доказывать, чего он стоит в условиях равной конкуренции", — утверждает Дмитрий Выдрин.

Его коллега Вадим Карасев рассуждал о том, что задача политической нейтрализации донецкой элиты фактически выполнена. И теперь донецкие игроки стоят перед дилеммой: либо сейчас изменить стратегию входа в политику, либо вообще не участвовать в политике и заниматься экономикой. "Скорее, сейчас делается упор на первый подход. При этом теперь ставка будет сделана на несколько кандидатур. И на этих выборах мы будем видеть, что донецкий бизнес, желая сохранить свои экономические позиции, будет финансировать не одну политическую силу и займется поиском мест в списках по всему спектру — начиная с Народного союза "Наша Украина" и заканчивая коммунистами", — заявил политолог. Проявляя солидарность с Владимиром Маленковичем, он заключил, что это хорошо, поскольку ситуация с навязыванием отдельному региону своего проекта и региональной идентичности в статусе национального проекта ненормальна.

В свою очередь Владимир Маленкович уверял коллег, что после обретения новых полномочий в результате проведения политреформы налаживать отношения с "донецкими" возьмется премьер-министр. "Ему нужно будет искать возможность компромисса с Донбассом для того, чтобы удержать экономику: нужно, в конце концов, считаться с Донецком как локомотивом украинской экономики", — отметил он. Кроме того, политолог заверил, что востоку необходима новая политическая сила. "Самостоятельная партия лево-либерального или центристского социал-демократического толка, позиция которой не будет совпадать с позицией Партии Регионов. И я думаю, что такая партия будет создана, и она нужна, в том числе, и новой власти", — сказал он.