Кина не будет?

Введение украинского дубляжа фильмов серьезно ударит по карману владельцев кинотеатров. Сколько недополучат кинотеатры?

Введение украинского дубляжа фильмов серьезно ударит по карману владельцев кинотеатров. Сколько недополучат кинотеатры?

На прошлой неделе украинские киноманы были лишены возможности просмотра фильмов в кинотеатрах. Это связано с тем, что в среду 36 кинотеатров в восемнадцати городах Украины проводили забастовку. Таким образом владельцы кинотеатров выражали свой протест против запрета демонстрации иностранных фильмов с русским переводом. По подсчетам экспертов рынка, одному кинотеатру простой обошелся не менее чем в тысячу долларов. Однако это "цветочки" по сравнению с теми затратами, которые связаны с обязательством дистрибьюторов переводить фильмы на украинский язык. Такой дубляж будет обходиться в $20 тыс. Соответственно, немалая доля затрат ляжет на плечи владельцев кинотеатров.

Впрочем, это не единственная проблема кинотеатров. В Украине остается довольно значительное количество комплексов, находящихся в муниципальной собственности. Только в Киеве четырнадцать таких кинотеатров дожидаются очереди на приватизацию. Среди них "Братислава", "Экран", "Жовтень", "Краков", "Лейпциг", "Ленинград", "Молодежный", "Россия", "Загреб", "Киевская Русь", "Тампере", "Флоренция", кинотеатры имени Шевченко и имени Гагарина.

Большая приватизация Идея приватизировать отечественные кинотеатры возникала у городских властей не единожды. Еще в 2006 году столичный муниципалитет начал проверку десяти коммунальных кинотеатров с целью проведения ревизии их финансово-хозяйственной деятельности. Тогда Киевская городская администрация обвинила эти предприятия в "проедании" бюджетных средств и даже привела некоторые цифры, которые должны были продемонстрировать неэффективность их работы. Так, в 2005 году на нужды столичной киноиндустрии было выделено 680 тыс. грн., а в следующем — 537 тыс. Тем не менее муниципальные кинозалы оставались убыточными (491 тыс. грн. в 2005 году). Хотя 2006 год выдался более продуктивным — столичные кинотеатры получили 53 тыс. грн. прибыли.

Решить вопрос неэффективности бизнеса городские власти решили сначала путем замены руководства кинотеатров, а потом и продажи объектов как целостных имущественных комплексов. Какова их дальнейшая судьба — говорить рано. Ведь ценность муниципальных кинотеатров состоит прежде всего в земле, на которой они находятся. Хотя не стоит исключать и возможности дальнейшего их развития профильным инвестором. Как рассказал генеральный директор компании B&H Films Distribution Богдан Батрух, расширяя сеть кинотеатров "Кинопалац", его компания старается работать прежде всего на вторичном рынке, приобретая готовые объекты. "Если кто-то приватизировал кинотеатр, обновил его, мы оговариваем условия сотрудничества и подписываем договор", — отметил Батрух. В итоге старые кинозалы начинают работать под новым брендом.

Новая волна Помимо привычных муниципальных кинопрокатных предприятий старого образца на отечественном рынке широко представлены сетевые коммерческие многозальные кинотеатры — мультиплексы.

Своеобразным толчком к их развитию стало открытие в 1998 году в Киеве кинотеатра "Кинопалац", который стал первым коммерческим проектом украинского кинобизнеса. Стремление собственников показать, что на кинотеатре можно делать деньги, оправдало себя в полной мере.

Сейчас из 250 кинозалов, работающих в Украине, 60-70% приходятся на сетевые кинотеатры. И их количество продолжает увеличиваться. "Считается, что это хороший бизнес. На самом деле в Киеве с этим посложнее, чем, скажем, в Москве, где кинотеатров на душу населения несравнимо больше. У нас на посещаемость может повлиять все что угодно (район, уровень комфорта, сезон, фильм, выборы, повышение цен, даже социальная депрессия), и поэтому она прогнозируется с трудом", — считает директор кинотеатра "Кинопанорама" Наталья Соболева.

О перспективности этого вида бизнеса свидетельствовало и желание выйти на украинский рынок российской сети "Синема-парк". Ранее строительством киносети в Украине занялись акционеры украинского телеканала 1+1 Александр Роднянский и Борис Фуксман вместе с генеральным директором компании Гемини/20 век Фокс СНГ Михаэлем Шлихтом. Участники рынка объясняют интерес иностранных инвесторов ожиданием высоких темпов роста отечественного рынка кинопроката. Так, по их мнению, его объем в ближайшие пять лет должен увеличиться до $400 млн. в год.

Преимущества "многозальников" очевидны. Во-первых, "пропускная способность" таких кинотеатров намного выше, чем в однозальных. В зависимости от количества залов мультиплексы могут позволить себе "крутить" от двух и более различных фильмов, предоставляя посетителю выбирать то, что по душе. Перерывы между демонстрацией картин невелики, поэтому зритель вряд ли уйдет, не дождавшись нового сеанса. Тем более что в том же кинотеатре есть бар или ресторан, которые "скрашивают" ожидание киноманов. Во-вторых, количество привлеченного персонала в мультиплексах, по словам игроков рынка, невелико. "Кроме того, сетевые кинотеатры помогают друг другу выжить, имея единую форму собственности", — объясняет Наталья Соболева.

Цена вопроса Стоимость открытия кинотеатра зависит прежде всего от того, будет он работать в собственном помещении или же площадь арендуется. В случае аренды на открытие одного кинозала придется потратить около $200 тыс., рассказал Богдан Батрух. Так что при запуске проекта семизального комплекса можно уложиться в $1,5 млн. Причем эта цифра не включает в себя плату за аренду помещения или другие затраты. Речь идет лишь о техническом оснащении.

По словам экспертов, на сегодняшний день открытие кинотеатра нельзя "подогнать" под общую бизнес-схему. Просчитать срок окупаемости вложений довольно нелегко, поскольку это зависит и от месторасположения, наличия собственного или арендованного помещения, его состояния. К примеру, "Кинопалац" окупился за полгода. При том, что первоначальные затраты на проект в общей сложности составили $500 тыс.

Главные статьи расходов уже после выхода фильма на экраны — это реклама, производство копий с фильма и дублирование. Общая сумма затрат зависит от каждого отдельно взятого фильма. Как рассказал Богдан Батрух, затраты на нашумевших "Пиратов" могут достигать $400-500 тыс. Причем еще до начала проката фильма. В эту сумму входят дублирование, копии и реклама.

При этом кинотеатры фильмы не закупают. "Можно получить права на демонстрацию фильма (или права на тиражирование фильма на носителях DVD, VHS и др.) на определенный срок и определенное количество фильмокопий", — отметила Татьяна Ушакова, PR-менеджер кинотеатра "Украина".

Кино — дело прибыльное После открытия кинотеатра начинается основное "кинодейство" — выведение фильма на экран. Здесь многое зависит от успешности основного "продукта" — кинокартины. Ведь 50% от сборов кинотеатры отдают дистрибьютору, а из оставшейся суммы оплачивают необходимые счета. Причем продажа билетов — это не единственная возможность заработать. Немалую долю — около 30% всех доходов — приносят дополнительные услуги: бар или ресторан, где коротают время посетители. По данным компании "Киномедия" в партнерстве с "Русич Маркетинг Консалтинг", 70% посетителей покупают что-нибудь в кафе или баре до начала фильма. А также реклама, наличие или отсутствие которой зависит снова-таки от месторасположения кинотеатра и его посетителей.

По данным экспертов украинского рынка кинопроката, общая прибыль всех отечественных кинотеатров в прошлом году составила $60 млн. Средняя же прибыль одного предприятия достигает $300 тыс. Но тут следует учитывать разницу в доходах сетевых коммерческих и муниципальных кинотеатров.

То, что это прибыльный бизнес, оценили многие. Так появились на свет "Баттерфляй", "Одесса-кино". Далеко не все сети работают, как "Кинопалац", договариваясь с уже существующими кинотеатрами. Многие сетевики стали размещаться с нуля в торговых центрах (ТЦ), получая в свое распоряжение помещения под мультиплекс.

Но и ТЦ не против отвести площадь (обычно немалую) под кинотеатр. Прежде всего потому, что развлекательные заведения (мультиплекс, каток, детская игровая комната) являются якорными арендаторами торгово-развлекательных центров и позволяют привлечь намного больше посетителей, объяснила Татьяна Честнейшая, директор департамента управления активами компании "XXI Век". Ведь в кино ходят в основном состоятельные граждане, которые не преминут посетить магазины и что-либо приобрести. По исследованиям компании "Киномедия" в партнерстве с "Русич Маркетинг Консалтинг", 23% населения Украины с доходом выше среднего бывают в кино с частотой около двух раз в месяц. Более 95% посетителей ходят в кинотеатр вдвоем или с компанией. 67% — люди самого активного потребительского возраста (20-44 лет), при этом доля молодых людей в возрасте 12-19 лет составляет 31%.

Таким преимуществом воспользовалась, например, компания "ХХІ Век", которая при разработке концепции развлекательной составляющей будущего киевского ТРЦ "Квадрат" на Вырлице исходила из того, что находящийся поблизости кинотеатр "Факел" практически не работает, а клуба "Максимум" и развлечений в ТРЦ "Аладдин" явно недостаточно для существующей зоны. Как сообщили в компании, в связи с этим было принято решение об отведении значительного места в составе торгового комплекса развлекательной составляющей. После анализа конкурентной среды при разработке концепции ТРЦ "Квадрат" на бульваре Перова было отмечено, что кинотеатры на Воскресенке (жилой массив столицы) либо не работают, либо находятся в непригодном состоянии. Поэтому в составе нового ТРЦ было также решено создать мультиплекс.