Кино — французское, актеры — украинские

В самом крупном рекламном холдинге нашей страны под одной крышей уживаются семь разных корпоративных культур. Такое "общежитие" весьма выгодно — в Publicis Groupe Ukraine обслуживают даже прямых конкурентов

В самом крупном рекламном холдинге нашей страны под одной крышей уживаются семь разных корпоративных культур. Такое "общежитие" весьма выгодно — в Publicis Groupe Ukraine обслуживают даже прямых конкурентов

Трое мужчин сидят в баре, пьют пиво. Неожиданно на барной стойке появляется... курица. Один из героев встает и уходит следом за ней. Затем подобное происходит еще с несколькими мужчинами — они занимаются какими-то своими делами, но когда неожиданно видят курицу, все бросают и следуют за ней. Сюжет заканчивается тем, что птица "сопровождает" одного из героев к нему домой. А там его встречает супруга с, разумеется, только что приготовленной курицей.

Этот рекламный ролик, снятый для одного из крупнейших украинских производителей куриного мяса, — плод труда специалистов креативного агентства Saatchi & Saatchi, входящего в крупный медиахолдинг Publicis Groupe Ukraine. Эта реклама, как и многие другие работы холдинга, известны большинству украинцев. А вот о тех, кто стоит за всем этим, слышали не многие.

Французский гигант с украинским акцентом

Publicis Groupe — четвертый по величине медиахолдинг в мире. Вместе с такими группами, как Omnicom, WPP и Interpublic, он контролирует две трети мирового рынка рекламы. В Украину агентства, сегодня принадлежащие этому гиганту (в частности DMB&B), пришли еще в середине 90-х, как только в нашей стране начали активную деятельность глобальные клиенты этих сетей — Procter & Gamble и Mars.

Затем был период пертурбаций — когда в результате многочисленных слияний и поглощений на глобальном уровне к DMB&B был присоединен ряд компаний. Теперешний генеральный директор Publicis Groupe Ukraine Олег Попенко начал работать в DMB&B еще на заре его открытия. Вспоминая период постоянных организационных изменений, продиктованных глобальным руководством сети, он говорит, что преимуществ от M&A было больше, чем недостатков. Появлялись новые агентства, а с ними клиенты и возможности. Сегодня в состав Publicis Groupe Ukraine в нашей стране входят восемь компаний: четыре медиаагентства (Starcom, MediaVest, ZenithOptimedia и StarLink), креативное агентство Saatchi & Saatchi, исследовательская компания Cortex, компания RedPlace, занимающаяся спонсорством и продакт-плейсментом. Также есть обслуживающая компания Re:sources — она выполняет внутренние финансовые и юридические функции во всех агентствах.

В ближайших планах руководства холдинга — дальнейшее расширение своей сети в Украине. "Мы ждем осени, чтобы убедиться в том, что положительные тенденции в украинской экономике и рекламной отрасли закрепились. Если все будет нормально, сделаем инвестицию в развитие агентства, которое будет заниматься онлайн-рекламой, ведь за этим — будущее", — делится Олег Попенко.

Такое разнообразие агентств изначально кажется странным, но на деле оказывается сильной стороной PGU. Дело в том, что у каждого из этих медиа-агентств своя собственная специализация и позиционирование. Все они рассчитаны на обслуживание разного рода клиентов. Подобная диверсификация позволяет холдингу выполнять заказы клиентов из одной отрасли (в активах компании, к примеру, — Nestle и Kraft Foods), что было бы невозможно в рамках одного агентства.

Немного о быте

Территориально все компании Publicis Groupe Ukraine расположены в двух соседних корпусах большого бизнес-комплекса в центре Киева. И хотя все они собраны под одной крышей, интерьер и атмосфера в каждом отличаются радикально. Так, в ZenithOptimedia — это огромное открытое пространство и никаких излишеств. Совсем другая обстановка в Starcom — ярко-красные стены, стеклянная лестница, ведущая на второй этаж, и кукла-манекен на ресепшене — лишь некоторые вещи, которые сразу же бросаются в глаза.

"Это наш манекен Регина. Нам подарило ее креативное агентство — она осталась у них после какого-то проекта, — объясняет Алина Котенко, медиаруководитель одной из групп клиентов Starcom. — Нам очень нравится ее переодевать. Например, зимой она стояла в прекрасной шубе ярко-зеленого цвета". На вопрос, почему манекен сейчас не одет в купальник, ведь на дворе — лето, г-жа Котенко отвечает шуткой: "Мы же все-таки серьезное агентство. И не можем позволить разгуливать по офису в купальниках".

Еще одно агентство PGU, в котором нам удалось побывать — Saatchi & Saatchi. Места в нем ощутимее меньше, чем в других агентствах, но только не креатива. Учитывая род деятельности этой компании, проявлять творческую активность в каждом уголке офиса тут сам Бог велел. Здесь часто проходят фотовыставки работ сотрудников, а над рабочим местом можно встретить надпись "Коллекторская компания "Отобъем Рога & Копыта", что вполне в духе местных креаторов, которые оказались не особо дружелюбными. Как сказала по этому поводу одна из экспертов рекламного рынка: "Хамство в большинстве случаев синоним креативного бизнеса. И это не особенность какого-то одного агентства. Просто творческие люди чаще всего считают себя гениями, поэтому и позволяют себе многое". Пытаясь как-то сгладить неприятные впечатления, в Saatchi & Saatchi объясняют, что "креативщики просто находятся на своей волне. К ним надо искать подход. Поэтому с клиентами обычно и общаются эккаунт-менеджеры".

Рядом с креативным агентством находится просторное помещение — своеобразная украинская штаб-квартира холдинга. Там расположились HR-служба и PR-менеджер Publicis Groupe Ukraine, а за стеклянной стеной — глава агентства Олег Попенко. "Вам не доставляет дискомфорта прозрачная стена?" — спрашиваю. "А мне нечего скрывать", — отвечает топ. По словам руководителя, для него не существует такой манеры общения с подчиненными, как "запись на встречу через секретаря". Любой сотрудник компании может поднять трубку и сказать, что ему нужно обсудить с ним какую-то проблему.

Креативный HR

Олег Попенко твердо уверен в том, что идеальных работников не бывает. Бывают только идеальные команды. "Если в команде люди подобраны правильно, они дополняют сильные стороны друг друга, образуя некий идеальный мозг", — считает он.

Кандидаты в "составляющие" такого "идеального мозга" подбираются нестандартно. Так, рассказывая об отборе потенциальных соискателей в холдинге, его HR-директор Наталья Сопилкова отмечает, что система рекрутинга в медиа- и креативных агентствах отличается. "Например, если мы ищем ребят в отдел креатива — арт-директоров, копирайтеров, первое общение соискателя происходит со специалистами из того департамента, где открыта позиция. Если руководство департамента оценивает готовые работы и перечень фестивальных наград кандидата позитивно, потенциальный соискатель встречается с HR для прохождения дальнейших этапов рекрутинга. Как показывает практика, творческие люди чувствуют друг друга где-то на интуитивном уровне — смогут они вместе работать или нет. Процедура рекрутинга для медиаагентств более стандартна", — говорит Сопилкова.

Участники рынка, характеризуя кадровую политику PGU, обращают внимание на несколько вещей. К ее достоинствам относят то, что большинство менеджеров холдинга достаточно самостоятельны в своих действиях. С другой стороны, не единожды звучало мнение о том, что в некоторых агентствах широкое делегирование полномочий привело к тому, что директора перестали держать руку на пульсе атмосферы в коллективе и в связи с этим там возникали проблемы со сплоченностью сотрудников. Упоминалось и о том, что в Publicis Groupe Ukraine многие страдают звездной болезнью из-за того, что работают в столь статусной компании, поэтому иногда можно столкнуться с неэтичным поведением с их стороны. Но это относится в основном к штатным сотрудникам. В условиях кризиса многие специалисты холдинга стали "внештатниками".

Плюсом, как считают коллеги из других компаний, является зарплатная политика Publicis Groupe Ukraine. Она предполагает более высокие доходы работающих в холдинге, чем в целом по рынку.

"Весомым плюсом для нас в условиях кризиса стало то, что в компании не было необдуманных затрат в части бонусирования, — говорит Наталья Сопилкова. — Система бонусов у нас работает через Систему оценки (Evaluation), которая проходит один раз в году. Согласно Evaluation для каждого сотрудника прописаны корпоративные требования, перечень задач и цели на год. По итогам Evaluation пересматривается круг задач, зона ответственности и уровень компенсации. В этом году в связи с кризисом мы были вынуждены передвинуть сроки Evaluation, поскольку пока не готовы соблюсти все этапы данной процедуры. В частности, пересматривать уровень компенсаций".

Кстати, не так давно глобальное руководство Publicis Groupe Ukraine приняло решение о передаче каждому сотруднику любого уровня по 50 акций корпорации (около тысячи евро). Единственное условие — человек должен проработать в холдинге с момента принятия данного решения не менее двух лет. Впрочем, в украинском офисе компании об этой программе предпочитают не распространяться, мотивируя тем, что, учитывая особенности украинского законодательства, каким образом все это будет реализовано, пока непонятно.

В холдинге предпочитают растить собственные кадры. Поэтому много времени в компании уделяют обучению и развитию сотрудников. Несмотря на кризис и на то, что на образование был сокращен бюджет, в PGU нашли возможность не прекращать обучение: с прошлого года компания ввела на постоянной основе во всех агентствах внутренние тренинги, которые проводятся собственными силами. Проект позволяет сотрудникам из первых уст узнавать о последних трендах и подходах в решении задач клиентов по узкой специализации подрядчиков, а подрядчики получают возможность вести прямой диалог с сотрудниками агентств, непосредственно работающих с клиентами. К примеру, "в гости" к Publicis Groupe Ukraine делиться опытом уже приходили представители компаний ITCG, ARTHOUSE TRAFFIC, Google...

Сложно быть лидером

Как признается глава Publicis Groupe Ukraine Олег Попенко, все свое внимание он старается уделять стратегическим планам, считая, что оперативным управлением должны заниматься директора агентств. Будучи "у руля" самого крупного медиахолдинга в нашей стране, г-н Попенко не только прямо, но и косвенно влияет на развитие украинского рекламного рынка. Когда два года назад у Publicis Groupe Ukraine возникли проблемы с одним из клиентов — компания "Телесистемы Украины" (People.Net) отказалась платить за предоставленные ей рекламные услуги — украинский офис французского холдинга выступил с инициативой создания отраслевого механизма борьбы с неплательщиками. Сам Олег Попенко сегодня является главой Индустриального телевизионного комитета и членом правления Всеукраинской рекламной коалиции.

Но быть первым на рынке — это всегда большая ответственность. Ведь на прогнозы и оценку событий лидерами ориентируются все остальные компании. В случае с рекламным рынком это не только конкуренты, но и баеры (компании, которые продают рекламные площади и эфиры. — Ред.), а также потенциальные рекламодатели. В этом плане сегодня настроения игроков рекламного рынка в отношении Publicis Groupe Ukraine не очень положительные. Говорят, что в начале года представители данного холдинга вместе с некоторыми своими клиентами прогнозировали падение рынка ТВ-рекламы в пределах 40%. Эти оценки могли повлиять на формирование стоимости телевизионной рекламы (ведь не секрет, что клиенты Publicis Groupe Ukraine — это крупнейшие рекламодатели в Украине). Но пессимистический прогноз не оправдался. И сегодняшняя ситуация, когда предложение рекламных блоков не способно удовлетворить спрос, привела к тому, что некоторые каналы вынуждены поднимать стоимость своих эфиров. Такие действия достаточно болезненны для тех компаний, которые уже сформировали рекламные бюджеты до конца года и вынуждены искать возможность адаптироваться к изменению цен.

Карьера

Энвер Кикава, управляющий директор Starcom

В рекламную сферу я, наверное, как и многие другие люди, попал совершенно случайно. Я заканчивал университет им. Шевченко (факультет иностранной филологии) и искал постоянную работу. Знакомая предложила попробовать свои силы в Starcom. О рекламе на тот момент я имел расплывчатое представление, но мне эта сфера была интересна. Пройдя собеседование в 2003 году, я был принят на позицию медиаисследователя. Думаю, мне повезло — это был очень хороший старт, поскольку внутри медиаагентства есть много разных направлений — планирование, обслуживание клиентов и пр., не говоря уже о различных видах медианосителей — наружная реклама, телевидение и т. д. Зачастую человек, работая в одном направлении, особо не разбирается в том, чем занимаются другие. И в агентстве есть не так много позиций, которые позволяют работать со всеми этими сферами и видеть общую картину. Та позиция, на которой я начинал работать, как раз одна из таких.

Позже я прошел через все ключевые иерархические ступени, которые есть в нашем агентстве. Работал с клиентами на уровне media executive, потом стал медиаменеджером, руководителем направления, которое ведет группу клиентов, и, наконец, медиадиректором. В октябре 2008-го был назначен директором агентства. За время моей работы в Starcom сменились три топ-менеджера. То сильное агентство, которое я получил в управление, несомненно плод их упорной работы.

Если говорить о качествах, необходимых человеку для роста в нашей группе, то это, прежде всего, желание хорошо делать свою работу, быть дисциплинированным и готовым развиваться не только на словах, но и на деле. И тогда тебя обязательно заметят, ведь мы стараемся растить свои кадры изнутри.

Отзыв бывшего сотрудника

Марк Горобец, режиссер

Четыре папки и три сотрудника. Такая картина предстала перед моими глазами, когда я пришел устраиваться в DMB&B в 1996 году. Компания мало напоминала огромный холдинг, которым Publicis Groupe Ukraine является сегодня. Интервьюировал меня Олег Попенко. Он же принял на должность продашн-менеджера. Основными клиентами тогда были Procter & Gamble, Phillips и Mars.

В то время в агентстве все занимались всем. Драйва было в избытке.

В такой насыщенной и творчески свободной обстановке я проработал 11 лет. За этот период вырос до продакшн-директора и продюсера агентств DMB&B, D'Arcy, Saatchi & Saatchi, чуть позднее стал директором агентства AVA Brain Factory.

Во время работы я получил второе высшее образование по специальности "режиссура кино и телевидения". И поскольку это было тем, чего я хотел, чем болел и о чем мечтал, однажды я понял, что хочу развиваться в другом направлении, что не прощу себе, если не попробую свои силы в кинорежиссуре.

Последние два года занимаюсь исключительно ею.
В моем активе три телевизионных художественных фильма ("Абонент временно недоступен", "Под знаком Девы", "Веские основания для убийства") и около 30 рекламных роликов
(для Life:), Danone и пр.)

Так как я пришел в Publicis Groupe Ukraine открытым и ушел открытым, ничего негативного о компании сказать не могу. В моем случае воспоминания
положительные.

Единственная особенность в том, что со временем решение некоторых вопросов стало слишком отягощено бюрократи-чески. Но это скорее организационные издержки роста.