Кирилл Василев, президент компании "Гелиос Металл Центр": "Невозможно, чтобы краинские компании диктовали нам, как продавать металл на наш рынок"

Основным производителем металлопродукции в Украине является бывшая "Криворожсталь". После смены собственников сотрудничество с основными потребителями изменилось. О ложившейся ситуации рассказал один из основных балканских потребителей продукции еткомбина

Основным производителем металлопродукции в Украине является бывшая "Криворожсталь". После смены собственников сотрудничество с основными потребителями изменилось. О ложившейся ситуации рассказал один из основных балканских потребителей продукции еткомбината, президент компании, которая с 1992 года занимается торговлей металлопродукцией строительством на рынке Болгарии

— Кирилл, расскажите, ощутили ли вы разницу в сотрудничестве с "Криворожсталью" после смены собственников?

— Хотелось бы отметить, что сейчас подход совершенно иной. Если раньше за комбинатом стояли люди, которые предпочитали диктовать свои условия с применением силовых методов, то у зарубежного инвестора иные схемы сотрудничества. Конечно же, Mittal Steel также выдвигает свои требования, но они носят рыночный характер.

— Вы хотите сказать, что у вас были конфликты с прежними собственниками?

— Конкретных конфликтов не было. Достаточно было того, что выставлялись условия и ограничения, которые не совсем приемлемы. К примеру, нам пытались указать, куда мы должны продавать и каким образом. Невозможно, чтобы украинские экономические группировки диктовали, как мы — болгарские компании — будем продавать металл на наш рынок.

— Что это были за "диктаторы"?

— Этой группировкой была компания "Леман". На тот момент она была основной на украинском рынке.

— Есть ли у вас сейчас проблемы в сотрудничестве с Mittal Steel?

— Есть ряд замечаний к ним. У нас имеется опыт сотрудничества с другими металлургическими предприятиями, и, как показывает практика, о серьезных изменениях, в частности, если речь идет о ценовой политике, необходимо говорить заранее. К примеру, Mittal Steel объявила о повышении цен за три дня до того, как это произошло. И у нас совершенно не осталось времени, чтобы скоординировать действия и произвести перерасчет своих финансовых средств.

Есть еще одна проблема, требующая решения. Это размер предоплаты. Mittal Steel требует от нас 100%. К примеру, президент Украинской ассоциации металлоторговцев акцентирует внимание на том, что они работают следующим образом: сегодня — деньги, завтра — продукция. Мы бы тоже хотели, чтобы с нами работали на таких условиях. Потому что у нас все иначе — сегодня перечисляем деньги, а товар нам отгружают в течение последующих 30-40 дней. Нас такие условия не устраивают, поскольку мы заказываем не 20-200 тонн, а 3-5 тыс. тонн. Это стоит несколько миллионов долларов. Для нас это "замороженные" деньги, которые "простаивают" по 30-40 дней — до тех пор, пока к нам не поступит металл. Необходимо сократить этот промежуток. Для нас было бы оптимально, если бы мы делали предоплату в размере 20-50%, а остальное оплачивали, когда металл уже по факту находился бы в порту. Это достаточная гарантия, что мы погасим оставшуюся часть стоимости.

Мы постоянно ведем переговоры на эту тему и надеемся найти компромиссное решение. Потому что Mittal Steel — крупнейшая компания в мире, и чтобы сохранить свое лидерство на рынке, ей необходимо налаживать не только производство, но и находить общий язык с потребителями.

— Какие объемы продукции вы реализовываете в Болгарии?

— Наша компания продает на рынке 100-150 тыс. тонн металла в год. Объем продаж небольшой, но темпы строительства в Болгарии достаточно высоки: черноморское побережье, Планинские горные курорты, обустройство Софии и других городов. Так что продукция комбината пользуется хорошим спросом. Конечно, присутствуют и другие участники рынка: грецкие, турецкие и румынские заводы. Мы также поставляем металлопрокат из Турции и Румынии. Доля украинских производителей от общего объема продаж составляет 40%. Среди основных потребителей — строители.

— Если сравнить сегодняшние цены, где выгоднее покупать продукцию — в Румынии, Греции или все-таки в Украине?

— Конечно же, разница в цене существует. К примеру, со странами ЕС у нас свободная торговля — нулевая пошлина за поставки металлопроката. А на продукцию, которую мы поставляем из Украины, ее размер составляет 8-15%. В частности, пошлина на ввоз арматуры достигает 15%. Из-за того, что пошлина на ввоз катанки из Кривого Рога составляет 7,5%, мы в основном покупаем у "Mittal Steel Кривой Рог" именно этот вид продукции. Украинская катанка — качественный продукт, и с таким процентом пошлины она все-таки может продаваться на балканском рынке. Несмотря на дополнительную стоимость в виде пошлин, мы все равно покупаем катанку, арматуру, профили среднего сорта у украинского производителя.