Командный эффект

Сплоченная команда сотрудников является одним из главных факторов, способствующих развитию бизнеса. В связи с этим командообразующие тренинги становятся все более востребованными. Конечным результатом тренинга может быть достижение конкретных показателей,

Сплоченная команда сотрудников является одним из главных факторов, способствующих развитию бизнеса. В связи с этим командообразующие тренинги становятся все более востребованными. Конечным результатом тренинга может быть достижение конкретных показателей, связанных с ростом объемов сбыта, прибыли, а также продвижение по службе персонала

Руководители успешных компаний осознают, что тренинги требуют солидных инвестиций на первоначальном этапе. Например, одна из крупнейших мультинациональных компаний, работающих на украинском рынке, — "МакДональдз" — вкладывает в обучение своих сотрудников более $100 тыс. в год, что обеспечивает ей постоянное наличие "второго эшелона" специалистов и, как следствие, легкость в продвижении по карьерной лестнице сотрудников, досконально знающих бизнес и преданных миссии компании.

При этом, по словам тренера компании "СТС" Владимира Поддубного, заказчики нацелены на достижение конкретных экономических показателей. "Тренинги, которые мы организуем для наших сотрудников, нацелены на развитие навыков и способностей, необходимых для выполнения поставленных задач и реализации бизнес-стратегии, — отмечает Тамаш Чейтей, руководитель отдела управления персоналом "British American Tobacco Украина". — Поэтому можно сказать, что успех компании в коммерческом плане является одним из свидетельств эффективности проводимых тренингов".

Как рассказала директор по персоналу компании "Богдан" Лариса Якубовская, заказывая тренинги, руководство ставило целью увеличение объемов продаж продукции и услуг сервисных станций, что невозможно без повышения качественного уровня менеджмента, профессионально подготовленного персонала. По словам начальника учебного центра управления работы с персоналом Укрсоцбанка Елены Короленко, актуальным для банка было повышение профессионального уровня персонала. "Системный и комплексный подход к организации и проведению тренингов, как один из множества важных составляющих на пути к достижению конкретных показателей, подтверждает, что затраты на обучение все-таки оправдываются", — отметила она. Так, например, в Укрсоцбанке уменьшилось количество жалоб клиентов на некачественное обслуживание, увеличилась клиентская база и как следствие — на 15-38% вырос объем кредитного портфеля. И, что существенно, произошло продвижение по службе 20% сотрудников банка, прошедших первый этап обучения по программе "Школа менеджера".

В то же время, как утверждают специалисты опрошенных нами компаний, из-за нестабильного законодательства привязка к обучению показателей прибыли, объемов и пр. не всегда дает ожидаемый результат. По мнению Ларисы Якубовской, в Украине очень много факторов, которые воздействуют на рынок, и подчас работа персонала не может повлиять на конечный результат. В автомобильной промышленности, например, это постоянные изменения в законодательной базе, регламентирующей импорт/экспорт автомобилей, а также изменения в налогообложении.

Когда идти на тренинг

Специалисты по консалтингу, изучающие рынок тренинговых услуг, выделяют несколько типичных ситуаций, когда компании покупают тренинги как таковые. Как рассказала магистр маркетингового менеджмента, директор консалтинговой фирмы EQ Impact Ольга Зайченко, за все время работы с 1998 года маркетологом и методологом на рынке тренингов Украины ей доводилось наблюдать за проявлением трех подходов. Первый — "тушение пожаров", когда компания отмечала снижение показателей ниже плановых по сравнению с предыдущим периодом и поэтому покупала тренинг. Однако по достижении определенных показателей компания успокаивалась до следующего "пожара". В этом случае целью тренинга было обновление конкретной группы навыков, достаточное для повышения показателей в коротком периоде.

Второй подход — "реальность не оправдала ожиданий": бизнес-позиции компании в целом стали слабеть, позднее вышедшие конкуренты начали опережать, показатели компании упали ниже среднерыночных. "Несмотря на то, что это самая неблагодарная для покупки тренинга ситуация, — говорит Ольга Зайченко, — поскольку такого рода проблемы надо решать изменением системы, а это задача консалтинга, тренинги все равно покупают в надежде изучить передовой опыт, найти что-то радикальное".

И третий подход — "реальность должна превзойти ожидания": бизнес планомерно развивается со стабильно позитивными тенденциями, есть возможность спрогнозировать изменение и активно управлять им, создавать ситуацию, а не реагировать на нее. По мнению специалистов, это самая благоприятная для покупки тренингов ситуация, поскольку есть достаточно времени на то, чтобы исследовать природу потребностей в развитии и тренингах и запланировать изменения в трех взаимосвязанных плоскостях — экономических показателях, моделях поведения персонала, уровне влияния на тенденции в отрасли.

Как считают специалисты тренинговых компаний, один, два, или три проведенных тренинга могут и не принести ожидаемых результатов. Результативными могут быть лишь системы обучения, разработанные и внедренные под потребность конкретного заказчика: достаточно гибкие, чтобы изменяться со временем и достаточно жесткие, чтобы вызывать существенные изменения.

Оценку эффективности тренингов специалисты многих крупных компаний проводят на основе модели Киркпатрика. "Для того чтобы отслеживать качество и результативность тренингов, которые являются частью общей программы развития персонала, — рассказывает руководитель департамента подбора и развития персонала компании "Киевстар" Елена Кропивянская, — мы проводим оценку их эффективности по так называемой "системе Киркпатрика" — оцениваем реакцию на тренинг, уровень усвоения и использования полученных знаний и навыков, изменения в профессиональной деятельности. Таким образом, оценка проводится в три этапа: на первом привлекаем сотрудников, которые были непосредственными участниками тренингов, далее их линейных менеджеров, а затем руководителей высшего ранга. На основании результатов оценки мы составляем рейтинг тренинговых компаний — наших контрагентов, который, конечно, влияет на принятие решения о дальнейшем сотрудничестве".

С кем и как работать

На сегодняшний день многие тренинговые компании — от очень известных до самых мелких — предлагают командообразующие тренинги. В то же время, по отзывам клиентов, они далеко не всегда остаются довольны результатами тренинга, а также процессом взаимодействия с тренинговой компанией.

"Я работала с несколькими компаниями, — делится впечатлениями Лариса Якубовская. — На каждый корпоративный тренинг по интересующей нас тематике проводила своего рода тендер, что, в принципе, занимало очень много времени, но вместе с тем позволяло сделать правильный выбор". По ее словам, после проведенных собеседований, презентаций, обсуждений пришлось отказаться от услуг нескольких именитых компаний ввиду того, что не было видно желания консультантов серьезно готовиться к тематике и учесть специфику заказчика. "Это при том, что маркетинговый анализ деятельности наших предприятий и другие необходимые материалы мы предоставляли в полном объеме, — продолжает она. — А некоторым компаниям я даже настоятельно рекомендовала углубиться в изучение материалов".

В результате можно сделать вывод, что продвинутые компании с уже определенной позицией на рынке менее щепетильны в ознакомлении с особенностями деятельности предприятия, предлагают обобщенную схему обучения, что не всегда соответствует запросу клиента. Компании, которые только пытаются найти свою нишу, более внимательны к заказчикам.

Что касается цен, то подобные тренинги могут стоить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Компании с западным капиталом или российскими тренерами оценивают свои услуги в 2-3 раза дороже. В корпорации "Богдан", например, обычно заказывают двухдневные тренинги. "В принципе, стоимость тренингов тех компаний, с которыми мы работаем, — средняя на рынке, — говорит Лариса Якубовская. — От более дорогих мы отказались не из-за цены, а из-за менее обстоятельного подхода к нашим интересам. Если у корпорации возникнет необходимость найти что-то узкопрофессиональное, то, чего не будет у других, мы заплатим сколько потребуется. Но пока в пакетах услуг, предлагаемых тренинговыми компаниями, я вижу довольно-таки стандартные наборы, поданные в разных интерпретациях".

Полезные советы

Предприятия, прошедшие командообразующие тренинги, дают некоторые рекомендации относительно выбора тренинговых компаний. Надо начинать с мелочей, советуют в корпорации "Богдан". А именно — что предоставляет фирма из оборудования, какие материалы используются, увлеченность тренера (это тоже немаловажно, т. к. многие из них работают "на автомате"), а самое главное — готовы ли специалисты, составляющие программу тренинга, отвечать всем запросам клиента или предложат догмы, которые многие из обученного прежде персонала уже слышали и видели. "Для торгово-сервисного персонала на тренинги стоит приглашать компании, которые будут рассматривать вас как VIP-клиента", — говорит Лариса Якубовская.

Компании также стоит заранее продумать график обучения персонала. Если оно организуется для менеджеров, необходимо подумать, кем их заменить. Аналогичная ситуация и с сотрудниками сервиса. Не говоря уже о топ-менеджерах, график которых достаточно насыщен.

Следует оговорить и послетренинговый сервис. Вся идея посттренингового сопровождения состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать обучаемых в применении новых навыков и, во-вторых, продемонстрировать им перспективы, которые открывает постоянное обучение. В связи с этим многие компании-заказчики проводят послетренинговые занятия. По мнению Ларисы Якубовской, при современном наполнении рынка бизнес-консалтинга, в том числе по вопросам обучения и развития персонала, эта практика стала абсолютной нормой. Необходимость посттренингового сопровождения подтверждают и в компании "СТС". "Эффект тренинга может проявиться только в результате регулярной стимуляции обучаемых, — считает Владимир Поддубный. — При этом принцип "Повторение — мать учения" здесь не особо работает. Если сотрудников раз в квартал отправлять на один и тот же тренинг по продажам, то уже через год вряд ли это будет мотивировать их учиться вообще".

В послетренинговом обслуживании есть еще одно преимущество. "Иногда тренинг-провайдеры собирают отзывы, согласно которым в обучающую программу могут вноситься необходимые изменения", — отметил Тамаш Чейтей. Однако, по его словам, подобного рода услуги не предоставляются на регулярной основе. В целом в компании "British American Tobacco Украина" не советуют использовать стандартные тренинговые программы. Любой тренинг должен быть обязательно скорректирован в соответствии с требованиями бизнеса и культуры компании.

Такого же мнения придерживается и руководитель департамента подбора и развития персонала компании "Киевстар" Елена Кропивянская. "Нужно четко определить потребности в обучении и сформировать заказ", — отмечает она. И еще одним важным аспектом, по ее мнению, является соответствие стиля ведения тренинга корпоративному духу компании, а иногда и микрокультурам отдельных подразделений.

Сколько это стоит

Стоимость тренинга зависит от возраста и амбиций поставщика, сложности задачи и размера группы. В среднем цены колеблются от $800 до $2000/день

Оценка эффективности тренинга (модель Киркпатрика)

— Уровень реакции — с помощью анкет обратной связи сразу после тренинга.

— Уровень усвоения материала — с помощью профессионального тестирования через одну-четыре недели после окончания тренинга.

— Уровень поведения — с помощью ряда инструментов ("тайные" посетители, наблюдение, интервью и т. п.) в течение двух-трех месяцев после окончания тренинга.

— Уровень оценки результатов — в ходе ежегодной аттестации сотрудников.

По каждому уровню составляется отчет и предоставляется заказчику.

В большинстве случаев в отчете содержатся конкретные рекомендации по дальнейшему обучению сотрудников.

Стоимость тренингов командообразования

Название тренинговой компании

Для кого проводятся

Срок проведения и стоимость

SEVEN

Для руководителей высшего и среднего звена, для отделов

2-3 дня, $1164 за день

Nordic

Для руководителей высшего и среднего звена, для отделов

1-4 дня, от $1400 до $1900 за день

Гештальт Консалтинг Груп

Для руководителей высшего и среднего звена

2 дня, $1340 за день

Baltic Training Group

Для руководителей высшего и среднего звена

3 дня — открытый тренинг, $280 за 1 чел. за весь курс; 1360 евро за день –корпоративный тренинг

Apple Consulting

Для руководителей высшего и среднего звена

2-3 дня, от $1400 за день

Эрнст энд Янг

Для руководителей высшего и среднего звена

Открытые тренинги — $220-260 на 1 участника за 1 день (8 акад. часов); закрытые (корпоративные) — $2000-2500 за 1 день (8 акад. часов), группа до 15 человек; VIP – оплата индивидуально

Компания Корпоративных Тренингов (Corporate Training Company, CTC)

Для руководителей высшего и среднего звена

От 110 евро на 1 чел. за день

Источник: собственная информация