Критическая цель

Инфляция — наиболее сложно прогнозируемый и контролируемый макроэкономический показатель и одновременно самый важный с социальной точки зрения. Начавшийся в преддверии выборов выброс социальных денег подстегнул инфляционные ожидания и вынудил прогнозистов

Инфляция — наиболее сложно прогнозируемый и контролируемый макроэкономический показатель и одновременно самый важный с социальной точки зрения. Начавшийся в преддверии выборов выброс социальных денег подстегнул инфляционные ожидания и вынудил прогнозистов наводить двузначные цифры. Последние "сводки с полей" подтверждают эти прогнозы. За 10 месяцев инфляция оставила 7,8%, давая все основания предполагать, что по итогам года она преодолеет 10%-ный барьер

Заранее оговоримся, что рассчитываемый в Украине индекс инфляции не совсем адекватно соответствует росту цен на потребляемые среднестатистическим гражданином товары. Во-первых, это вызвано присущей украинцам скромностью: даже на условиях анонимности они склонны занижать свои доходы. В результате опросы Госкомстата дают завышенную долю продуктов в потребительской корзине (60%) и заниженную для всего остального соответственно. Во-вторых, есть ряд проблем методологического толка. Так, инфляция считается всего по 425 товарам и услугам (для сравнения: в Польше рост индекса цен рассчитывается по 1800 товарам). При суммировании по областям не учитывается вес каждого региона, что усугубляется небольшим размером выборки для некоторых областей. Наконец, проводимые статистическим ведомством опросы не охватывают жителей сельских регионов (а это 33% населения нашей страны).

Впрочем, все это отнюдь не означает, что инфляции в Украине нет, в чем каждый может убедиться лично. А в конце прошлой недели Госкомстат огорчил правительство, зафиксировав 2,2% инфляции за январь — октябрь. В целом рост потребительских цен, не к выборам будет сказано, составил 7,9%. Это уже превысило даже недавно пересмотренный годовой прогноз правительства (7,5%). Как и следовало ожидать, основную лепту внесли продовольственные товары, только в октябре выросшие в цене на 3%, а за 10 месяцев — на 9,7%. Рекордсменами стали мясо и колбаса, которые с начала года подорожали на 44% и 24% соответственно, а также ГСМ — 63% роста. Учитывая сезонные особенности последних месяцев года (предпраздничный и премиальный декабрь является самым инфляционным месяцем), умноженные на социальные выплаты, годовой прогноз не весьма оптимистичен. Меньше 10% инфляция в 2004 году явно не будет.

Дальше — больше

Правительство (точнее, Минэкономики) считает, что в 2005 году потребительские цены вырастут на 6,2%. Однако неправительственные эксперты ожидают, что инфляция будет как минимум на уровне текущего года. Особенно, если бюджет-2005 будет принят в нынешнем виде. Дело в том, что он предлагает полуторакратное увеличение социальных выплат, что приведет к росту спроса на потребительском рынке. Причем такая критика прозвучала не только из уст представителей оппозиции, но и Нацбанка. Достижение даже 7%-ного прогноза в центробанке видят проблематичным, говорится в октябрьской телеграмме НБУ, подписанной на тот момент исполняющим обязанности главного банкира страны Александром Шлапаком. Можно добавить, что даже если от такого повышения социальных выплат откажутся (а это вполне вероятно, поскольку трудно будет найти источники финансирования), государство вполне может осуществить давно запланированное повышение коммунальных тарифов. Да и внешние риски никто не отменял.

Собственно, различные форс-мажорные обстоятельства были и будут всегда.

В прошлом году это были нефтяные риски (связанные с войной в Ираке) и зерновой кризис, в этом — все тот же бензин и отголоски все той же зерновой проблемы, аукнувшиеся на мясном рынке. От них никуда не деться, и предвидеть их сложно. Другое дело, что должны быть созданы механизмы, позволяющие минимизировать последствия непредвиденных обстоятельств. Например, в случае зерна — финансирование Госрезерва должно быть на порядок выше. Иначе потом придется прибегать к пожарным методам, которые имеют обыкновение сводиться к административным мерам вмешательства в функционирование рынков. Однако их эффективность с точки зрения борьбы с инфляцией, не говоря уже о других аспектах проблемы, также имеет предел. Предприятия просто откажутся работать вообще, если их будут вынуждать работать себе в убыток. Скорее всего, именно так и будет с мясом: слишком конкурентный это рынок, чтобы правительство диктовало его участникам правила игры.

НБУ на всех не хватит

Можно, конечно, призывать на помощь денежные власти. Так, еще до оглашения октябрьской инфляции Нацбанк объявил о возможном повышении учетной ставки. Но результативность денежно-кредитной политики в украинских условиях не так уж и высока. Действительно, продажа банкам депозитных сертификатов Нацбанка сейчас приобрела немалый размах. По состоянию на начало ноября объем мобилизации средств банков составил 11,2 млрд. грн. Неплохая ставка и увеличенный недавно "срок годности" привели к тому, что банки даже начали спекулировать, зарабатывая на НБУ. Однако ликвидность банковской системы (остатки на корсчетах) составляет около 10 млрд. грн. И необходимость наращивать денежную массу все равно диктуется задачей поддержания стабильности обменного курса. Наконец, проблема в том, что, как уже упоминалось, далеко не только монетарными факторами определяется рост потребительских цен. Их роль в инфляции эксперты определяют как незначительную.

Именно поэтому НБУ не спешит переходить к таргетированию инфляции — достижению неких четко установленных показателей роста цен. По мнению главы Совета Нацбанка Анатолия Гальчинского, монетизация экономики (отношение денежной массы к ВВП) для этого слишком мала — на уровне 30% вместо желаемых хотя бы 45%. Конечно, НБУ готовит почву для таргетирования — считает базовую инфляцию и изучает механизмы монетарной трансмиссии (влияние денежно-кредитной политики на реальную экономику). Но спешить некуда. Как пояснила "Инвестгазете" замдиректора Центра научных исследований Нацбанка Марина Шаповалова, сейчас именно курс является основным ориентиром стабильности для населения. Угнаться же за двумя зайцами — одновременно контролировать инфляцию и курс — невозможно. Не поможет даже экзотическая норма из законодательства Новой Зеландии: там главу центробанка увольняют, если инфляция превышает некий предел.