Кто не успел, тот опоздал

Торговая марка — важнейший актив товара, его репутация, его ценность на рынке и, в конечном итоге, судьба. Несмотря на это, многие компании даже не задумываются о том, чтобы узаконить свои права на товарный знак

Торговая марка — важнейший актив товара, его репутация, его ценность на рынке и, в конечном итоге, судьба. Несмотря на это, многие компании даже не задумываются о том, чтобы узаконить свои права на товарный знак

На Западе культура использования интеллектуальной собственности вообще и торговой марки в частности формировалась столетиями. Поэтому и неудивительно, что, к примеру, привычный красный крест, зачастую горящий над аптеками в Украине, России и других странах постсоветского пространства, в Европе не увидеть. Синие, зеленые — пожалуйста. Потому что красный — тоже "торговая марка", и принадлежит она обществу "Красного Креста".Несмотря на то, что вышеупомянутые институты присутствуют и в Украине, проблемы, с которыми сегодня сталкиваются украинские предприятия и фирмы, очень часто связаны с тем, что их товарный знак не был вовремя зарегистрирован. Многие даже не подозревают, что отсутствие документа, свидетельствующего о праве собственности на товарный знак, или документа о подаче заявки на регистрацию знака может нанести большой материальный ущерб. Одной из наиболее изощренных форм в сфере злоупотребления ТМ является так называемое "патентное пиратство" или "рэкет". Причем в роли "патентных пиратов" могут выступать не только ловкие на руку дельцы, но и конкуренты. И неизвестно, что "лучше". Особая опасность "патентного пиратства" в том, что злой умысел оппонента чрезвычайно сложно доказать. Это происходит потому, что в области регистрации товарных знаков действует принцип: кто не успел, тот опоздал, то есть кто первый подал заявку, тот и зарегистрировал на себя торговый знак, независимо от того, пользовался он этим товарным знаком или нет.
Об этом наш разговор с патентным поверенным, адвокатом Михаилом ДУБИНСКИМ

— Михаил Ильич, расскажите, пожалуйста, о таком явлении, как "патентное пиратство".
— Само выражение "патентные пираты" или "патентные рэкетиры" в отношении товарных знаков не совсем корректно, потому что на товарные знаки выдаются свидетельства, а не патенты. Но мы понимаем, о чем идет речь. Случаи регистрации товарных знаков с целью дальнейшего извлечения выгоды существуют, и это, прежде всего, связано с тем, что в области регистрации товарных знаков действует принцип: "Первый во времени — первый в праве". То есть права получает то лицо, которое первым обратилось за регистрацией.
После развала Советского Союза Украина осуществила перерегистрацию товарных знаков, в отличие от России, которая признала действующими на своей территории все торговые марки, которые были зарегистрированы в СССР. Некоторые крупные западные компании свои ТМ в Украине не перерегистрировали, потому что попросту не знали о перерегистрации. Так, в частности, случилось с известными японскими торговыми марками Sega и Nintendo (компьютерные приставки и игры). В начале 90-х годов украинская компания "Флэш" зарегистрировала на себя эти два знака и предложила японским компаниям выкупить их у нее. Бывает и так, что иностранные компании не регистрируют в Украине свои ТМ, потому что не имеют здесь собственных подразделений, хотя их товар и представлен на рынке.
Случается, несколько украинских фирм закупают одну и ту же продукцию, потом в одной из них узнают, что данная марка не зарегистрирована. С целью монополизации рынка компания регистрирует ее, затем использует исключительное право на эту марку как один из методов борьбы с конкурентами. При этом истинный владелец ТМ зачастую придерживается такой позиции: лишь бы не падали объемы продаж. Однако для собственников известных брендов такой подход не характерен — они всегда тщательно и скрупулезно следят за любыми действиями со своими марками, справедливо считая их одним из наиболее ценных активов.

— Как решаются подобные споры?
— Существует практика передачи знака истинному владельцу путем заключения договора передачи прав. Фактически происходит выкуп знака. Основным камнем преткновения, как правило, является сумма. Согласно международной практике разумной и справедливой ценой считается двукратная стоимость расходов, связанных с регистрацией знака. Если называется намного большая сумма, спор, как правило, решается в судебном порядке. Однако найти основания для предъявления иска к лицу, зарегистрировавшему чужой товарный знак, не всегда просто — закон о товарных знаках не запрещает подавать любые заявки. Поэтому предметом оспаривания становится обычно экспертиза.

— Насколько мне известно, в России "патентное пиратство" стало на коммерческую основу, несмотря на достаточно высокие патентные пошлины. Как с этим обстоят дела в Украине?
— В соседней России эта проблема стоит достаточно остро. Известны случаи, когда одно лицо регистрирует по 100 — 200 знаков, а затем предлагает их к продаже. Такие предложения можно встретить на страницах специализированных изданий, например, в журнале "Патенты и лицензии". Российские коллеги рассказывали мне о неком Зуйкове, который подал на регистрацию примерно пять тысяч товарных знаков и теперь торгует ими. Бороться с ним непросто — он достаточно квалифицированный специалист, создал несколько специализированных фирм и даже ассоциацию.
Другая проблема, с которой уже столкнулись в России, — регистрация доменов, имитирующих известные товарные знаки. Опять же — многие истинные владельцы свои домены выкупают, и лишь некоторые судятся. Принципиальную позицию, к примеру, заняло руководство студии "Мосфильм", заявив, что у воров они ничего покупать не будут. "Мосфильму" удалось отстоять свое право на домен mosfilm.ru в судебном порядке. Фирме "Кодак" повезло значительно меньше — их иск к предпринимателю А. Грундулу, зарегистрировавшему на свое имя домен Kodak.ru, был отклонен. Понадобилось три года и вовлечение всех судебных инстанций России для возвращения прав законному владельцу.
Некто Денис Гледенов из г. Дубны зарегистрировал около двух тысяч доменных имен, большинство из которых совпадало с названиями известных товарных знаков. Среди них Pentium.ru, Hewlett-Packard.ru, Bee-line.ru и многие другие. Он даже создал компанию Den Group ( www.den.ru). Честно говоря, я с тревогой ожидаю появления в Украине собственных Зуйковых и Гледеновых. Надеюсь на то, что владельцы знаков уже обрели необходимый опыт.
Повышается и уровень наших экспертных органов, развивается рынок услуг патентных поверенных. Отечественные компании уже начали понимать, что их товар хоть каким-то образом должен отличаться от товара соседа по отрасли, чтобы покупатель легче и быстрее находил его на полках. Кроме того, важно не только создать свой бренд, но и защитить его. Поэтому все больше и больше компаний стремятся как можно скорее зарегистрировать свою торговую марку. Тем не менее, "патентные пираты" "промышляют" в Украине, но это явление, к счастью, не стало массовым.

— Как часто в Украине происходят случаи "патентного рэкета"?
— По моим оценкам, такие случаи существуют, но они не приобрели широкого распространения. Можно говорить о десятках случаев в год. Как правило, такие ситуации не становятся достоянием общественности.

Сколько это стоит

Стоимость регистрации товарного знака состоит из сбора за подачу заявки на регистрацию, который зависит от количества заявленных классов МКТУ и составляет 1020 грн. за три класса, и пошлины за выдачу свидетельства в размере 85 грн. Если в заявке на регистрацию указано более чем три класса МКТУ, то дополнительно за каждый класс необходимо платить еще по 225 грн. сбора за подачу заявки. Чтобы зарегистрировать товарный знак, необходимо либо самостоятельно подготовить и подать заявку в Госдепартамент интеллектуальной собственности Министерства науки и образования Украины, либо обратиться к патентному поверенному (стоимость услуг патентного поверенного по подготовке заявки в среднем составляет $100), который профессионально подготовит документы. Таким образом, регистрация товарного знака обходится приблизительно в 2000 грн.