"Марочное пиратство", или Бизнес Зуйкова

Торговля зарегистрированными торговыми марками, знаками, фирменными наименованиями отдельным предприимчивым людям приносит сегодня деньги, несмотря на контроль со стороны государства за этим процессом. И, как показывает опыт России, эта практика со времен
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Торговля зарегистрированными торговыми марками, знаками, фирменными наименованиями отдельным предприимчивым людям приносит сегодня деньги, несмотря на контроль со стороны государства за этим процессом. И, как показывает опыт России, эта практика со временем может появиться и в Украине

По сообщению российских информагентств, апелляционная палата "Роспатента" начала рассмат­ривать иск об аннулировании регистрации товарного знака "Длянос", принадлежащего швейцарской компании Novartis. Исход этого дела ва­жен не только для самой ком­пании, продающей медикамен­ты в России (швейцарские фармацевты на продаже пре­парата от насморка "Длянос" делают 10% торгового оборо­та). С еще большим нетерпени­ем ждет результата сам истец — Сергей Зуйков. Этот человек хорошо известен в кругу рос­сийских патентоведов, и его часто обвиняют в "марочном пиратстве". Вместе с тем, он же своим иском пытается дока­зать, что "Роспатент" сам нару­шает закон.

По разным источникам, на фирмы, принадлежащие Сер­гею Зуйкову, — "Сигма", "Акорус" и другие — зарегистриро­вано более 2000 товарных зна­ков, принадлежащих за рубе­жом ведущим мировым корпо­рациям. В России за уступку прав на них предпринимателю платили Audi, Bridgestone и другие. Но с начала лета этого года "Роспатент" резко ограни­чил выдачу свидетельств на регистрацию товарных знаков, написанных латиницей, а имен­но на этом строился бизнес Зуйкова. Чтобы доказать, что "Сигма" и "Акорус" действуют только по закону, а с соблюде­нием последнего не всегда все в порядке у "Роспатента", Зуй­ков и начал дело "Длянос".

Российское патентное ве­домство зарегистрировало тор­говую марку "Длянос" на компа­нию Novartis в 1996 г. По словам главы представительства Novartis Consumer Health Дионисиоса Бузоса, за счет продаж капель формируется 10% обо­рота фирмы в России. Марке­тинговое агентство "Фармэксперт" оценивает объем продаж препарата в 2000 г. в $2,245 млн.

Но, по мнению Зуйкова, ре­гистрируя "Длянос", "Роспа­тент" нарушил статью 6 закона о товарных знаках: название препарата указывает на способ его употребления, что законом запрещено. Для подтверждения своей позиции коммерсант даже представил исследования ВЦИОМ, где утверждается, что 62% из 600 опрошенных в трех городах страны восприни­мают название капель от насморка как руководство к припри­менению. Кроме того, лишь 3,5% опрошенных ВЦИОМ по­требителей ассоциируют на­звание препарата с Novartis, что говорит, по мнению Зуйко­ва, о неприобретенной разли­чительной способности марки.

Зуйков предоставил пись­ма отечественных производи­телей, где утверждалось, что препарат, благодаря своему названию, не только вводит по­требителей в заблуждение, но и ущемляет права других про­изводителей.

Одно из писем было подпи­сано юристом фармацевтичес­кой компании "Брынцалов А". "Люди находятся в плену этого названия, а молодые работни­ки аптек, которые плохо ориен­тируются в названиях препара­тов, рекомендуют "Длянос" в первую очередь", — говорит начальник юридического отде­ла фармкомпании Святослав Санковский.

Представитель Novartis Ва­лерий Герман полагает, что на­звание "Длянос" фантазийно. Зуйкову не удастся доказать обратное, а неблагоприятные для Novartis заявления он "вы­бил" у конкурентов.

В январе фирма Зуйкова подала заявки на регистрацию ряда абсурдных названий для медицинских препаратов, сре­ди которых "Дляспин", "Дляног" и "Дляпоп". Зуйков наде­ется, если к тому времени "Роспатент" и сумеет доказать свою правоту в отношении марки "Длянос", формальных претензий для отказа в регист­рации названий этих медпрепаратов у патентного ведомст­ва не будет.

Сергей Зуйков может ис­пользовать, в соответствии с российским законодательст­вом, новые марки сам или пе­редать какой-нибудь отечест­венной фармацевтической компании.