"Мелкие компании вскоре уйдут с рынка"

"Мелкие компании вскоре уйдут с рынка", — считает генеральный директор ООО "Кернел-Трейд" Игорь Рыбалко. За несколько последних лет группа компаний "Кернел" заметно укрепила свои позиции на рынке растительных масел. По результатам этого маркетингового год

"Мелкие компании вскоре уйдут с рынка", — считает генеральный директор ООО "Кернел-Трейд" Игорь Рыбалко. За несколько последних лет группа компаний "Кернел" заметно укрепила свои позиции на рынке растительных масел. По результатам этого маркетингового года компания вошла в тройку ведущих экспортеров. Оценить основные тенденции рынка в текущем сезоне мы попросили ИГОРЯ РЫБАЛКО, одного из топ-менеджеров "Кернела"

— Чего вы ожидаете от этого сезона? Как известно, он обещает быть довольно непростым. Существует ли угроза сырьевого голода для крупных перерабатывающих предприятий?

— Сезон 2004-2005 действительно оказался сложным для всех предприятий, работающих в отрасли, прежде всего по причине высоких закупочных цен. Другая причина — низкое качество маслосемян. Но мы обеспечим наши предприятия необходимым количеством сырья. Более того, в этом году мы значительно увеличиваем объемы производства за счет запуска нового современного экстрактора на Полтавском маслоэкстракционном заводе и вхождения в структуру "Кернел" завода рафинированных масел "Стрелецкая степь". Однако доходы компании в этом сезоне будут несколько ниже запланированных.

— Как вы оцениваете тенденцию стремительного расширения мощностей предприятий отрасли? Что это может значить?

— Довольно высокая доходность масложировой отрасли в 2000-2003 годах обусловила стремительный рост мощностей предприятий за счет модернизации существующих производств и строительства новых. Снижение урожайности и качества семян подсолнечника в последнем сезоне привело к борьбе за сырье и снижению доходности предприятий. Если такая жесткая конкуренция сохранится в будущем сезоне, мелкие предприятия не смогут ее выдержать.

Вдобавок к этому мы наблюдаем тенденцию к увеличению объемов переработки рапса и сои предприятиями отрасли.

— Можно ли выделить на отечественном рынке безусловных лидеров в масложировой отрасли?

— Я бы выделил три основные направления в масложировом секторе:

- Экспорт сырого масла. Здесь одна из ведущих компаний — "Каргилл".

- Производство бутылированного подсолнечного масла. Пока самые сильные позиции остаются за компанией Bunge (ТМ "Олейна").

- Маргариновая продукция. Группа "Приват" (Запорожский МЖК, Львовский жиркомбинат).

— Какое место в этом перечне занимает ваше предприятие?

— По экспорту масла мы находимся в лидирующей тройке. Что касается продаж бутылированного подсолнечного масла на внутреннем рынке, мы надеемся быть третьими по результатам исследовательской компании GFK, которые будут готовы в конце января — начале февраля этого года.

— Стратегия кого из нынешних крупных производителей подсолнечного масла, по вашему мнению, наиболее прогрессивна?

— Не сказал бы, что кто-то имеет тут ноу-хау — в стратегии все операторы более-менее схожи. Различия возможны в тактике. Безусловно, впереди идут такие западные гиганты, как "Каргилл", Bunge, среди украинских компаний можно выделить "Евротэк", "Кернел", "Зерноторговую компанию".

— Есть ли в отрасли амбициозный игрок, который может в скором времени поменять сложившийся расклад сил на рынке?

— Поживем — увидим. Амбиций хватает у всех.

— Какие потенциальные угрозы вы видите для отечественного масложирового бизнеса? С чем они связаны?

— Здесь также следует выделить несколько пунктов. Во-первых, это отмена экспортной 17%-ной пошлины на семена подсолнечника, которая сегодня необходима предприятиям масложировой промышленности. Также необходимо учитывать огромную проблему низкого качества семян подсолнечника, что связано с отсутствием интенсивных технологий по выращиванию этой культуры.

— Что, возможно, следовало бы поменять в политике, которую проводит государство в масложировом секторе?

— Развивать политику дотаций, в частности, для товаропроизводителя, по выращиванию рапса и сои.

— А чего следует ожидать от рынка растительного масла в ближайшем будущем?

— Мы предполагаем, что в ближайшем будущем на рынке уменьшится присутствие небольших региональных марок. Растущий уровень конкуренции требует значительных инвестиций как в производство, так и в продвижение торговых марок. Кроме того, уже сейчас ощутимо сильное давление торговых сетей на компании. Возможно, начнется консолидация предприятий для усиления своих позиций на рынках сырья и растительного масла.

Думаю, в ближайшем будущем сохранится существующая тенденция постепенного снижения потребления нерафинированного масла и перехода на бутылированное.

Мы уверены, что потребление жиров будет увеличиваться с ростом доходов населения. Например, в Европе уровень потребления жиров на душу населения значительно выше, чем у нас.

Что касается экспорта, Украина останется экспортоориентированной страной, хотя мы предполагаем некоторое уменьшение количества игроков на экспортном рынке.

На масличном рынке останутся компании с сильной интегрированной структурой, оптимизированными логистическими схемами, элеваторной базой и эффективным производством. Мелкие компании, не имеющие возможности в значительной степени инвестировать свое развитие, вероятнее всего уйдут с рынка.