Мертвым проектам льготы не вернут

Минувшая неделя показала, что намерение нынешнего правительства восстановить льготы для свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) вполне реально. В проекте бюджета-2007 предусмотрено возвращение к работе этих территорий в

Минувшая неделя показала, что намерение нынешнего правительства восстановить льготы для свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) вполне реально. В проекте бюджета-2007 предусмотрено возвращение к работе этих территорий в льготном режиме. Однако механизм работы обновленных СЭЗ в документе так и не прописан. Также в проекте ни слова о том, сколько потеряет госбюджет в случае возврата льгот территориям, занимающим 10% территории страны

Впрочем, стало ясно, что льготы в этом году восстановлены не будут. Во всяком случае, первый вице-премьер Николай Азаров о них не упоминает. Да и времени для восстановления уже нет. Тем более что правительство вовсю занято наполнением бюджета этого года, который, по их мнению, трещит по швам от недоборов средств. Так что на льготы, или хотя бы их компенсацию в этом году рассчитывать не стоит.

А вот год грядущий обещает быть более щедрым. Льготы обещают восстановить, причем в полном объеме. То есть инвестор будет освобожден от выплат НДС и таможенных пошлин в случае завоза оборудования из-за рубежа. Впрочем, как отметила народный депутат, председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Ксения Ляпина, право на подобные преференции будут иметь лишь те, кто состоял инвестором до 2005-го. Кроме того, для того чтобы получить назад свои права, следует зарегистрироваться согласно процедуре, разработанной Кабмином.

"По-моему, это достаточно взвешенный подход", — считает Ксения Ляпина. Народный депутат отмечает, что таким образом могут быть восстановлены прежние льготы для реальных инновационных проектов, тогда как псевдоинвесторам вход будет закрыт.

Какими будут новые СЭЗ

Следует отметить, что в одобренной в первом чтении бюджетной резолюции на 2007 год планировалось, что СЭЗ и ТПР должны будут работать как до апреля 2005 года, когда изменениями в бюджет были ликвидированы все преференции СЭЗ и ТПР.

Однако Рада постановлением поручила Кабмину доработать проект и в нем учесть также негативные последствия работы инвесторов в СЭЗ. В частности, обязала правительство избегать "мертвых проектов", которые не приносили пользу ни бюджету, ни экономике. "Все проекты, не имеющие инновационного характера, должны быть прекращены", — заявил по этому поводу первый вице-премьер. По его словам, для того чтобы сохранить авторитет СЭЗ, необходимо оставить лишь те проекты, которые доказали на деле свою инновационную составляющую, содействуют модернизации производства, созданию новых рабочих мест. По мнению Азарова, будет восстановлено 3 или 4 такие зоны.

"Нас часто критиковали за то, что мы сохраняем зоны, и, мол, позволили дельцам наживаться. Говорили, что через них прокручивают деньги, что это дыра, через которую из страны уходят миллиарды. На самом деле, СЭЗ показали свою эффективность", — отметил первый вице-премьер и министр финансов.

Азаров уверен, что восстановление СЭЗ будет крайне сложным, ведь доверие инвесторов к ним подорвано. "После того как мы пришли к власти и заговорили о возможности восстановления льгот, думаете, у меня под кабинетом толпились инвесторы? Так скажу — ни один не пришел", — заявил чиновник на одном из своих выступлений.

Впрочем, в Кабмине согласны видоизменить свободные экономические зоны, лишив их части привилегий. За активное реформирование выступает, в частности, министр экономики Владимир Макуха. Он выступает за создание схемы, когда льгота предоставляется по факту внесения инвестиций и создания рабочих мест.

"После этого инвестору уменьшают налоги или компенсируется часть инвестиций. Льготы напрямую нужно привязать к результативности. Если они и будут, то для производственных предприятий и тех, кто работает в инновационном секторе", — считает Макуха. Ранее Минэкономики прогнозировало исключение импорта продовольственных товаров из списка льготного налогообложения в свободных экономических зонах.

За счет минимизации количества инвесторов правительство не ожидает потерь в государственном бюджете. "Потери будут минимальны, ведь право работать в зоне получат лишь те, кто доказал свою работоспособность. А таких не так уж много", — считает первый заместитель министра финансов Вадим Копылов.

Оппозиция против всяких льгот

Желание восстановить льготы СЭЗ вызвало бурю негодования как у членов бывшего правительства, так и депутатов парламента от оппозиции. Первым с критикой на экономический блок Кабмина обрушился бывший министр финансов Виктор Пинзеник.

В частности, он уже успел подсчитать, что в случае восстановления льгот бюджет не досчитается 12,5 млрд. грн. Пинзеник отмечает, что расходная часть нового бюджета растет как на дрожжах, а вот чем будет она покрываться, пока неизвестно. Ведь государство хочет лишить казну денег, поступающих от СЭЗ.

По мнению экс-министра, появление СЭЗ — это восстановление неравенства в бизнесе, распределение предприятий по принципу "мы равные, но я равнее". Бывший чиновник не раз приводил пример, как такими схемами пользовались предприятия для минимизации налогов. Наиболее яркий из них — когда предприятие-льготник продает дешево продукцию, пользуясь неуплатой налогов. А другое предприятие, не имеющее таких преференций, покупает дорого, тем самым снижая собственную прибыль и не уплачивая налоги в бюджет.

Впрочем, не поддерживают возврат к прежним преференциям и силы, задействованные в новом коалиционном правительстве. В частности, негативно оценивают возможность возврата зон социалисты и члены блока "Наша Украина". Так что шансы изменения закона не так уж высоки. Единственная надежда правительства — принятие госбюджета, где в пакете должно предусматриваться возвращение льгот СЭЗ. Кроме того, нужно закрепить эти льготы специальным законом, который бы защитил права инвесторов в случае очередных пересмотров госбюджета.

СЭЗ хотят льготы

Пока то, что осталось от СЭЗ и ТПР, нельзя назвать льготной территорией. Правительства Еханурова и Тимошенко хотели превратить эти земли в крепости, огороженные колючей проволокой. Доступ в них, по замыслу предыдущих двух правительств, должен быть открыт лишь иностранным инвесторам, которые не собираются продавать свою продукцию в Украине, а намерены вывозить ее на экспорт.

Пока же на территориях работает лишь льготная система завоза оборудования, которую льготной также можно назвать с большой натяжкой. Предприятию на момент ввоза оборудования предоставляется право уплачивать векселем пошлину на ввозимые товары. Действует вексель в течение 90 дней. Кроме того, в случае ввоза оборудования инвестор освобождается от уплаты пошлины уже на 180 дней. После того как товар будет вывезен за пределы Украины, вексель будет возвращен инвестору.

Таким образом, льгота работает только для тех, кто рассматривает Украину как производственную площадку для вывоза продукции за рубеж. Таких компаний насчитывается всего пять. Однако и эта льгота так и не оформлена законодательно. В частности, она противоречит законам "Об уплате налога на добавленную стоимость" и "О едином таможенном тарифе". Пострадали те, кто производили товары для внутреннего рынка.

Как отметил директор СЭЗ "Рени" Владимир Зорин, пострадали прежде всего те предприятия, которые занимались транспортировкой грузов. Многие из них ушли в тень, так как работать легально стало невыгодно. "Если раньше у нас средняя зарплата была $300, то сейчас работодатели указывают не более 300 грн. зарплаты. То есть ее выдают в "конвертах", что не может не сказаться на доходах местных бюджетов", — отметил Зорин.

Однако эксперты считают, что воссоздание льгот в прежнем объеме вряд ли приведет к детенизации бизнеса, поэтому ставку в СЭЗ нужно делать не на налоговые преференции, а на упрощенную систему регистрации и ведения бизнеса. Именно это привлечет реальных инвесторов, которые хотят открывать здесь свое производство.

"Предприятия могли указывать или нет налог на прибыль. Все равно они имели льготы по его уплате… Возвращение к льготам в прежнем объеме приведет к созданию внутренних оффшоров, поэтому нужно менять саму концепцию свободных экономических зон", — считает экономист CASE Украина Дмитрий Боярчук.

Основные льготы СЭЗ и ТПР

1 Режим специальной таможенной зоны.

2. Освобождение от налога на прибыль (от 20% до 50% от действующей ставки).

3. Освобождение от налогообложения инвестиций (касается большинства СЭЗ и ТПР).

4. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС.

5. Освобождение от обязательной продажи поступлений в иностранной валюте (касается большинства СЭЗ и некоторых ТПР).

6. Освобождение от платы за землю (в среднем от 3 до 10 лет на 50% от действующей ставки).

7. Освобождение от уплаты сборов по некоторым бюджетным фондам (касается большинства СЭЗ и ТПР).

Особые условия для льгот:

— реализация инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности;

— реализация инвестпроектов сметной стоимостью не меньше установленной минимальной границы (от $200 тыс. до $3 млн.) в зависимости от сферы производства;

–– утверждение инвестпроекта соответствующим органом управления СЕЗ или ТПР, а также договора на реализацию инвестпроекта.

Инвестиции

За счет реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования с начала функционирования СЭЗ и ТПР привлечено инвестиций на сумму около $2,49 млрд. (или 38% от сметной стоимости проектов), из них иностранных — на сумму $0,66 млрд. (27% от привлеченных).