Microsoft стремится на Восток

У правления Microsoft наполеоновские планы: компания завоевывает информационный рынок на Востоке вопреки всем трудностям и одновременно старается изменить конъюнктуру мирового hi–tech рынка путем покупки части компании America Online (AOL).

У правления Microsoft наполеоновские планы: компания завоевывает информационный рынок на Востоке вопреки всем трудностям и одновременно старается изменить конъюнктуру мирового hi–tech рынка путем покупки части компании America Online (AOL).

Руководство компании Microsoft объявило о своих планах инвестировать в Индию $1,7 млрд., обеспечить дополнительными рабочими местами 3 тыс. индийского населения на своих фабриках в дополнение к уже работающим на компанию в Индии 4 тыс. рабочих.

Перспективный рынок

Причины инвестирования просты: индийский рынок остается одним из самых перспективных и быстроразвивающихся в мире. Кроме того, Microsoft планирует снизить затраты на оплату труда за счет дешевизны индийских дешевых трудовых ресурсов и увеличить объем продаж в этой стране (на сегодня он уже составляет $17,2 млрд.).

Также Microsoft вложит инвестиции в создание исследовательского центра и откроет дополнительные точки продаж информационной продукции в 33 городах Индии. Руководство компании планирует заинтересовать местное население дешевыми компьютерами, поэтому уже перевела все свои продукты на языки, которые используются в Индии. Известна и стоимость операционной системы Windows в Индии. Например, Windows XP Starter Edition, переведенная на хинди, будет стоить 1000 рупий (около $23). Для индийского населения производители сделали "облегченную" версию Windows, где пользователи смогут запускать только три приложения. И это не предел всех планов компании. По словам представителя Microsoft Брэдфорда Смита, в будущем планируется снижать стоимость операционных программ компании, защищаясь таким образом от процветающего в Индии пиратства. Согласно статистическим данным, уровень нелегального использования информационных программ достигает в Индии 73%.

Microsoft давно хотела "завоевать" восточную страну, которая подает большие надежды на стремительное развитие экономики в скором будущем. Ранее компания принимала участие в тендере на использование информационных продуктов в государственных учреждениях Индии, который выиграла. Теперь она обосновалась в Бангалоре, где сосредоточены все мировые высокотехнологические производства и работают известные IT-компании.

Но ставку на Индию сделала не только Microsoft, но и ее конкуренты. Так, компании Cisco Systems Inc. и Intel, выпускающие микропроцессоры, решили инвестировать в Индию $1,1 млрд. каждая на протяжении трех лет и увеличить число персонала на своих индийских предприятиях в три раза.

Штрафы — не помеха

Входить на восточный it-рынок Microsoft начала с Южной Кореи. Здесь не обошлось без проблем. Местным властям не понравились некоторые действия компании. Антимонопольный комитет Южной Кореи решил оштрафовать компанию на $32 млн., поскольку та продавала на корейском рынке операционные системы Windows со встроенными медиа–плеерами и интернет–пейджерами. Причем опыт выплат штрафа за аналогичные действия у Microsoft уже был — ЕС предъявил компании такие же претензии и требовал выплатить $584 млн. штрафа. Но неудачный опыт не научил руководство — ситуация повторяется. Перед тем как Антимонопольный комитет Южной Кореи вынес свой приговор о выплате штрафа, Microsoft успела достичь соглашений с мультимедийными компаниями Daum Communications и Real Networks, которые производят дополнения к операционным системам. Компания решила подстраховать себя и не допустить, чтобы мультимедийные компании подали иски с претензиями, поэтому выплатила Daum Communications $30млн, а Real Networks — $761млн.

Рынок Южной Кореи "майкрософтовской" продукцией не перенасыщен, и доля компании на рынке составляет 1%, хотя выручка Microsoft вне США достигает почти треть всей $40 млн. прибыли.

Microsoft использует любые возможности для расширения

Microsoft стремится расширить свою деятельность путем слияний с IT–компаниями. Она создает совместный проект вместе со своим конкурентом Yahoo! для быстрого обмена сообщениями. Проект рассчитан на молодежную аудиторию — пользователей до 30 лет. Также компания "охотится" за компанией America Online (AOL). Сегодня Microsoft вышла на заключительный этап переговоров о покупке принадлежащего Time Warner интернет-актива AOL. Time Warner готова продать миноритарный пакет акций AOL, однако детали сделки компании не раскрывают. Если она все же состоится, позиции Microsoft в борьбе против компании Google на рынке рекламы в сети значительно усилятся. Окончательного соглашения стороны достигнут к концу 2005 года.

Ранее Time Warner уже вела переговоры с компаниями Microsoft и Google по поводу полной продажи своих активов, связанных с рекламой в Интернете. Но затем в компании посчитали, что вместо полной распродажи этих активов целесообразнее продать лишь небольшую часть акций, что позволило бы в будущем взаимовыгодно сотрудничать с одной из крупнейших интернет-компаний. Большинство аналитиков одобряют такое решение Time Warner. "Наиболее оптимальным вариантом компании было бы продать часть своих акций Microsoft по максимальной цене и одновременно получить в союзники такую крупную корпорацию, что позволило бы AOL увеличить доходы от растущего рынка интернет-рекламы", — утверждает источник, близкий к Time Warner.

В настоящее время AOL считается на рынке недооцененным активом, и переговоры о его продаже привлекают внимание многих инвесторов.

"И Microsoft, и Google осознают, что контроль над AOL позволил бы им в будущем существенно улучшить свои позиции на рынке интернет-рекламы, — добавляет один из акционеров Time Warner. — Это дает возможность руководству Time Warner получить за AOL хорошую цену".