Министерский страховщик

Министр транспорта и связи Виктор Бондарь подписал распоряжение о привлечении в качестве страхового агента и консультанта госпредприятие "Укртрансконсалтинг". Ранее страховой рынок выступил с гневной критикой относительно намерений министра, обвиняя его в

Министр транспорта и связи Виктор Бондарь подписал распоряжение о привлечении в качестве страхового агента и консультанта госпредприятие "Укртрансконсалтинг". Ранее страховой рынок выступил с гневной критикой относительно намерений министра, обвиняя его в лоббировании интересов компании

У Министерства транспорта и связи будет эксклюзивный консультант по выбору страховых компаний для обслуживания предприятий и организаций, подконтрольных ведомству. Страховым агентом министерства станет госпредприятие "Укртрансконсалтинг", основанное в декабре прошлого года. Новосозданная структура контролируется тем же министерством и входит в его структуру.

Представители этой компании будут введены в тендерные комитеты и конкурсные комиссии "Укрзализныци", "Укравтодора", Госавиаслужбы, Глававтотрансинспекции и других предприятий и организаций, находящихся в сфере управления министерства. Ориентировочно новый агент начнет действовать после 28 февраля, когда закончится анализ тендеров по привлечению страховых компаний для обслуживания Минтранссвязи в 2005 году. По оценкам экспертов, ежегодные премии страховщиков, обслуживающих структуры Минтранссвязи, превышают 50 млн. грн.

Принятое решение вызвало новую волну возмущения у страховых компаний и Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Страховщики обвиняют Бондаря в лоббировании интересов "Укртрансконсалтинга". Антимонопольщики, в свою очередь, изучив распоряжение Виктора Бондаря, отослали официальный запрос в Минтранссвязи с просьбой прояснить ситуацию вокруг этого госпредприятия. "Однако он, к сожалению, остался без ответа", — говорит руководитель пресс-службы АМК Богдан Якимюк.

Правда, для того чтобы АМК начал расследование, должны поступить конкретные жалобы участников рынка. А их со стороны страховщиков не было, объясняют в АМК. Представители страховых компаний утверждают, что даже не подозревали об уже подписанном распоряжении относительно "Укртрансконсалтинга". "Несомненно, это "подковерное" решение, и если бы не пресса, то мы узнали бы об этом только после проведения новых тендеров Минтранссвязи", — убеждена генеральный директор Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталья Гудыма.

Страховщики усматривают в распоряжении министра транспорта и связи антиконкурентные действия. Гендиректор ЛСОУ не отрицает, что министерство вправе пользоваться услугами штатного советчика, но только после проведения конкурсного отбора. "Сейчас создаются максимально комфортные условия только для одной компании. И делает это госструктура, которая не имеет на это права", — подчеркивает г-жа Гудыма. Она также высказала сомнения в квалификации нового страхового агента: "Я никогда не сталкивалась ни с одним специалистом этой компании и ставлю под сомнение их профессионализм при отборе страховщиков для таких выгодных клиентов, как предприятия и организации Минтранссвязи".

В ЛСОУ подтвердили, что подадут жалобу в АМКУ, но после того как "Укртрансконсалтинг" начнет работу. "Возможно, мы обратимся и к вышестоящим госорганам", — говорит Наталья Гудыма.

Вмешается в ситуацию и Федерация страховых посредников (ФСП). Последняя намерена рассмотреть вопрос об "Укртрансконсалтинге" на ближайшем заседании. "Действия министра транспорта и связи противоречат всем нормам. Все это похоже на откровенное административное вмешательство", — заявляет президент ФСП Сергей Иншаков. Его организация также намерена обжаловать решение Минтранссвязи в АМК.

Министр транспорта и связи Виктор Бондарь отвергает обвинения страховщиков в лоббировании интересов "Укртрансконсалтинга". Он заявил, что компании поручено провести только аналитическую работу на рынке страхования. "Она должна просто собрать для меня информацию, что на этом рынке происходит, кто и что страхует", — сообщил журналистам Виктор Бондарь.

"То, что Минтранссвязи хочет передать часть функций по страхованию своих предприятий и организаций собственной структуре, можно расценивать двояко. С одной стороны, страховые премии, поступившие на счета "Укртрансконсалтинга", будут работать на бюджет страны. Да и "свой" консультант в тендерных комитетах сможет более пристально оценивать конкурсантов. С другой — формируется поле для потенциальных махинаций с государственными деньгами", — утверждает актуарий страховой компании "ЭККО" Андрей Баранов. Он также считает, что опасения страховщиков беспочвенными называть не стоит, ведь при определенном давлении министерства "Укртрансконсалтинг" в будущем действительно может стать монополистом по обслуживанию его инфраструктуры.

Цена вопроса

По оценкам экспертов, ежегодные премии страховщиков, обслуживающих структуры Минтранссвязи, превышают 50 млн. грн.