ММБ на пороге перемен

Nordea претендует на контрольный пакет российского банка. Шведский банк готов расстаться с принадлежащими ему 26% акций ММБ либо выкупить остальные акции у других акционеров, в частности, у немецкого HVB. Впрочем, аналитики считают, что, скорее всего, Nor

Nordea претендует на контрольный пакет российского банка. Шведский банк готов расстаться с принадлежащими ему 26% акций ММБ либо выкупить остальные акции у других акционеров, в частности, у немецкого HVB. Впрочем, аналитики считают, что, скорее всего, Nordea расстанется с ММБ и займется в России собственным бизнесом

Состав акционеров старейшего российского банка с иностранным участием — Международного московского банка (ММБ) — может кардинально измениться. Один из его акционеров — скандинавская группа Nordea — готова либо продать свою долю в ММБ, либо выкупить контрольный пакет акций, принадлежащий совладельцу — немецкой HVB Group, сообщил глава группы Nordea Ларс Нордстрем. Тем самым Nordea не хочет быть портфельным инвестором ММБ. Nordea на данный момент принадлежат примерно 26% ММБ, входящего в десятку крупнейших банков России. В собственности HVB, который сливается с итальянской банковской группой UniCredito, — 53% российского банка.

ММБ был образован в 1989 году и имеет генеральную лицензию Центрального банка РФ с легендарным №1. Это был первый советский банк с иностранным капиталом — акционерами стали пять иностранных банков и три советских (Внешэкономбанк, Сбербанк и Промстройбанк).

Сегодня контроль над банком принадлежит иностранцам: 53% — немецкой HVB Group (с ноября прошлого года находится в процессе слияния с UniCreditо), 26% — Nordea Group, 16% — BCENEurobank (французский росзагранбанк, с 2006 года — дочерняя структура Внешторгбанка), 5% — Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР).

В шведском банке подтвердили планы в отношении ММБ. Правда, официальный представитель Nordea Боо Элин заявил, что изменения могут произойти в течение пяти-семи лет. "Пока никаких действий в отношении доли банка в капитале ММБ предприниматься не будет", — уверяет он. К тому же на сделку банку Nordea придется получить согласие шведского правительства, которому принадлежит 20% его акций.

Представитель крупнейшего акционера ММБ — HVB Group (теперь уже UniCreditо) Лидиа Форназьеро заявила, что итальянская группа не комментирует эту тему. Эксперты, в свою очередь, считают, что итальянский банк вряд ли откажется от российского актива. Приобретение HVB даст UniCredito еще 10 млн. клиентов в Восточной Европе, где итальянцы стараются проводить активную экспансию. В частности, в прошлом году топ-менеджеры итальянского банка провели ряд встреч с руководством и акционерами российских банков, обсуждая вопросы стратегического партнерства. Не исключено, что теперь таким партнером станет ММБ.

Возможно, предложение Nordea заинтересует ЕБРР. "Всем известно, что наш банк не является постоянным инвестором", — говорит пресс-атташе ЕБРР Ричард Уоллес. Но сказать, когда может быть продан пакет акций, принадлежащий сейчас банку, и оценить его стоимость, Уоллес не смог. "Это будет зависеть от состояния банка и конъюнктуры рынка", — говорит он.

Эксперты считают, что, вероятнее всего, Nordea не получит 74% ММБ, а расстанется со своим пакетом. "Такое часто бывает, когда владение пусть и хорошим прибыльным пакетом акций не связано со стратегическими целями акционера", — считает банковский эксперт Михаил Матовников.

Аналитик парижского офиса Standard & Poor"s Екатерина Трофимова отмечает, что, несмотря на присутствие нескольких крупных акционеров у ММБ, его собственникам на протяжении всей истории банка удавалось плодотворно сотрудничать. А Михаил Матовников добавляет, что ММБ традиционно управлялся акционерами по западным стандартам — капитал увеличивался по мере роста активов в основном за счет прибыли, которую банк стабильно зарабатывал.

По мнению аналитиков, консолидация банка в руках одного акционера не повлияет на оценку финучреждения с точки зрения рисков, но может придать ему дополнительную динамику в развитии. "Консорциумная структура собственности зачастую сдерживает принятие стратегических решений", — рассуждает Трофимова. Появление у ММБ одного акционера будет означать намерение усилить позиции на российском рынке, что может сделать развитие банка более динамичным, соглашается Матовников. Он также предполагает, что Nordea, возможно, хочет открыть в России собственный дочерний банк. По мнению эксперта, ММБ был для Nordea способом проникнуть на еще советский рынок в 1989 году. Сейчас Nordea активно участвует в розничных проектах в странах СНГ, например, в Прибалтике.

Шведы, по-видимому, склоняются именно к этому варианту. "Прибыль от продажи акций будет использована для какой-нибудь другой покупки", — сказал Нордстрем в интервью Dagens Industri. Это издание оценивает весь ММБ в $1 млрд.

Сегодня российские банки, как и банки Восточной Европы, торгуются с коэффициентом от 2,5 до 3,5 к капиталу (P/BV). По состоянию на 1 октября 2005 года собственный капитал ММБ достиг 15,6 млрд. руб. ($460 млн.). Исходя их этих оценок, банк может стоить $1,4-2,6 млрд., а доля Nordea — $364-690 млн.