"Мы хотим от правительства стабильности и предсказуемости"

О проблемах рынка ликероводочной продукции и путях их разрешения рассказывает Андрей Охлопков, председатель наблюдательного совета компании "Союз-Виктан"

О проблемах рынка ликероводочной продукции и путях их разрешения рассказывает Андрей Охлопков, председатель наблюдательного совета компании "Союз-Виктан"

— Сейчас много говорится о легализации рынка ликероводочной продукции. Какие меры по борьбе с теневым рынком предпринимает государство и, собственно, сами производители? Какова доля нелегального рынка водки в настоящее время?

— В этом году около 30% рынка ликероводочной продукции останется в тени. По сравнению с 2003 годом, когда теневой рынок был в два раза больше, это большое достижение. По нашим прогнозам, в текущем году легальное производство ликероводочной продукции только для внутреннего рынка составит порядка 30 млн. дал. Это говорит о том, что за два года легальный рынок увеличился в два раза. Сложно рассчитывать на то, что доля теневого рынка когда-нибудь будет равна нулю, это невозможно, но приблизить ее к 0%, я думаю, вполне реально.

В свое время были сделаны довольно эффективные вещи — установлена единая ставка акцизного сбора, введен механизм гарантирования уплаты акцизного сбора (при получении спирта налоговой предъявлялся авалированный банком вексель), установлены минимальные розничные цены на алкогольную продукцию. Все эти шаги значительно уменьшили объемы теневого производства в стране.

Для того чтобы контроль над отраслью был более эффективен, существует два дальнейших пути. Первый заключается в разрушении государственной монополии на производство спирта. Существующий механизм контроля не действует — в стране нет другого спирта, кроме как государственного. И при этом нелегальный рынок все равно существует. Кроме того, государство неэффективный бизнесмен — сегодня мы имеем устаревшие спиртзаводы, порядка 500 млн. грн. кредиторской задолженности и другие проблемы. Мы, производители, не видим никаких аргументов, почему должна сейчас существовать монополия на производство спирта, когда уже проданы предприятия металлургии, электроэнергетики, нефтепереработки?

Кстати, как только мы вступим в ВТО, в Украину пойдет поток качественного и недорого спирта из России, Бразилии — и тогда государственная спиртовая отрасль будет обречена.

После отмены монополии на производство спирта у государства появится мощный механизм контроля, поскольку сократится рынок свободного обращения спирта. Если же государству понятие монополии очень дорого, мы предлагаем второй путь — расширить понятие "производство водки". Пусть лицензию на производство получает производитель, способный обеспечить весь цикл производства: от переработки зерна до разлива водки в бутылки — так принято во всем мире.

Не подумайте, я не хочу заниматься спиртовым бизнесом, мне хватает забот и в водочном. На самом деле мы, производители, хотим понимания со стороны государства. Если у нас остается монополия на спирт, так пусть государство обеспечит 100% легального рынка путем запрета поставок сырья для теневого рынка.

Мы сейчас видим и предлагаем реальный механизм дальнейшей легализации рынка.

— Ваш механизм легализации рынка понятен. Что в ответ предлагает государство?

— Повысить ставки акцизного сбора.

— К чему это приведет и как отразится на кошельке потребителя?

— Будет то, что сказал министр финансов пару недель назад: "Странные вещи происходят — в апреле повысили акцизный сбор, а динамики поступлений по акцизу нет". Увеличением акцизов мы просто-напросто даем зарабатывать теневому рынку на одну гривню больше на литре спирта. При существующих объемах легального производства (30 млн. дал) увеличение акцизов составит порядка 120 млн. грн. в год, а в тени "гуляет" порядка миллиарда гривен неуплаченных налогов с теневого рынка алкоголя. Государство не хочет собрать эти деньги с нелегального рынка, оно пытается собрать 120 млн. с операторов. Так что не увеличение акцизного сбора, а меры, направленные на легализацию рынка, приведут к росту поступлений в бюджет.

Мы хотим от правительства стабильности и предсказуемости. Если в планах Кабмина каждый год повышать ставки акцизного сбора, то мы должны знать об этом, быть к этому готовы заранее. Мы будем это понимать, конечно, если в таких шагах будет хоть какая-то логика. Также мы хотим, чтобы на рынке не существовало преференций для теневого рынка.

— Не так давно от налоговой администрации поступило предложение о проведении перелицензирования отечественных ликероводочных производств. Как вы относитесь к этой инициативе? К каким последствиям может привести перелицензирование?

— Пока озвучена только идея, механизм еще не оглашен. Если будет проведена ревизия соответствия лицензионным требованиям, и за счет этого будут ликвидированы лицензии у предприятий, которые не отвечают лицензионным требованиям, то это будет совершенно правильно и своевременно. На сегодня получено более 300 лицензий на производство ликероводочной продукции, из них только 80 предприятий подали отчеты за 10 месяцев в налоговую администрацию. Из них 34 предприятия произвели 0 декалитров, 10 предприятий — от 1 до 10 тыс. декалитров, 12 предприятий — от 10 до 100 тыс. декалитров, и только 14 предприятий произвели более 500 тыс. декалитров. То есть если будет ревизия реально действующих предприятий на соответствие лицензионным условиям, у таких "реальных" предприятий лицензию просто-напросто отберут. Но если же перелицензирование задумано с целью получить дополнительные финансовые поступления, тогда мы такую инициативу государства не приветствуем.