На газовой игле

Избавиться от чрезмерной зависимости от дешевых энергоносителей отечественная экономика пока не в силах. С каким бы исходом не закончилось противостояние "Газпрома" и НАК "Нафтогаз Украины" по вопросу урегулирования газовых долгов и условий транзита голуб

Избавиться от чрезмерной зависимости от дешевых энергоносителей отечественная экономика пока не в силах. С каким бы исходом не закончилось противостояние "Газпрома" и НАК "Нафтогаз Украины" по вопросу урегулирования газовых долгов и условий транзита голубого топлива по украинской газотранспортной системе, все понимают: даже если в этот раз Украине удастся удержать цену на газ на приемлемом уровне — $50-70 за тысячу кубометров, проблему это не решит. Отечественному газовому монополисту постепенно следует переходить на цивилизованную денежную форму расчетов за транзит и поставки энергоносителей, а предприятиям необходимо учиться жить по средствам и строить свою экономику исходя из европейской, а не "льготной" стоимости газа. "Инвестгазета" выясняла, насколько готовы к этому две основные экспортоориентированные отрасли — металлургия и химия

Металлургическая и химическая промышленность традиционно считались отраслями энерго- и газоемкими. Отчасти именно низкая цена на этот вид энергоресурсов и объясняла высокую конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В ходе телефонного опроса крупнейших предприятий этих отраслей мы пришли к весьма интересному выводу: угроза роста стоимости газа не является приоритетной для большинства из них. По крайней мере — для металлургических заводов.

Металлурги взяли паузу

Нам удалось дозвониться в приемные почти всех крупных комбинатов, однако в большинстве случаев, узнав о предмете беседы, нам давали весьма стандартные ответы: "Директор на совещании" либо "Пришлите письменный запрос". Лица, компетентные ответить на наши вопросы, указывались различные: директора по экономике, по производству, главные энергетики и их заместители. Однако пообщаться с ними удавалось тоже далеко не всегда — в стране началась пора отпусков, и на фоне стагнации на мировом рынке стали металлурги тоже, похоже, решили отдохнуть.

Единственное предприятие, которое принципиально отказалось общаться по газовому вопросу, — это Енакиевский меткомбинат. "Собственник принял решение не отвечать, потому что эта информация носит конфиденциальный характер", — сообщил нам редактор газеты комбината. На других предприятиях трагедии из грядущего подорожания газа не делали. "Затраты на газ — около 3,5% только от суммы коммерческих платежей, в общей себестоимости этот процент еще ниже. Газ мы используем для доменных и мартеновских печей, но это смесь газов — природный, коксовый и др.", — объяснил нам начальник энергетического бюро комбината "Азовсталь" Максим Клименко.

Аналогичный комментарий мы получили от финансового директора Никопольского завода ферросплавов Андрея Метельченко: "Нас это практически не коснется, потому что в общем объеме себестоимости затраты на природный газ составляют менее 0,5%. На то есть две причины: во-первых, наши печи электрические, а не газовые, а во-вторых, у нас в процессе производства выделяется феррогаз, который мы используем как заменитель природного газа".

Противоположная точка зрения у представителей лидера отрасли — Мариупольского меткомбината им. Ильича. Заместитель главного энергетика предприятия Виктор Копылов рассказал, что затраты на газ в себестоимости их продукции занимают 4,8%, однако после повышения цены эта доля может достичь 10,7%. По его оценкам, при цене в пределах 550 грн./1000 куб. м деятельность предприятия может стать нерентабельной: "Повышение цены на газ приведет к определенной цепной реакции: подорожает электроэнергия, вода, теплоэнергия, сырье. А на внешнем рынке, на который мы идем (с экспортом — авт.), цены падают, поэтому вряд ли наша деятельность останется рентабельной".

Директор по производству Николаевского глиноземного завода Николай Иванушкин вообще считает, что в отношении цены на газ "выше уже нельзя", потому что в себестоимости их продукции доля затрат на природный газ составляет 15%. Противоположная ситуация на Кременчугском сталелитейном заводе: там газ практически не закупают. Производство энергоемкое, печи почти все электрические. Затраты на газ составляют всего 4% от себестоимости, поэтому повышение цены на этот вид топлива, каким бы значительным оно не было, практически не повлияет на деятельность предприятия, считает зам. директора по экономике КСЗ Наталья Рудая. А Ясиновский коксохимический завод не нуждается в природном газе по иной причине: "У нас свой коксовый газ, который вырабатывается в процессе производства. Природный газ не покупаем", — сообщила зам. председателя правления Елена Бармина. То же самое сказали в приемных Авдеевского коксохимического завода и завода "Баглейкокс".

Основным партнером по поставкам на большинстве предприятий назвали НАК "Нафтогаз Украины". Не до конца понятно, правда, откуда различие в цене на голубое топливо. Комбинат им. Ильича платит 344 грн./1000 куб. м, на "Азовстали" говорят о 2%-ной надбавке к этой цене с 15 июня согласно распоряжению правительства. На "Криворожстали" называют еще большую сумму. "Могу сказать, что был газ по 344 грн., а теперь по 427 грн./1000 куб. м", — отмечает директор по энергетике комбината Владимир Романенко. А Кременчугский сталелитейный завод покупает топливо у ОАО "Полтавагаз" по цене 415 грн./1000 куб. м.

Весьма неохотно наши респонденты комментировали вопрос инвестиций в энергосберегающие программы — большинство из них не смогли назвать даже приблизительные суммы привлеченных средств. Исключением стали Кременчугский сталелитейный завод (более 3 млн. грн. за последние 2,5 года) и Николаевский глиноземный завод (у них счет идет на десятки миллионов долларов).

Химики экономят на зарплатах

Гораздо более пессимистично настроены руководители химпрома — газовая составляющая в себестоимости их продукции слишком велика. "Уже сейчас рентабельность производства не превышает и 5%, это же катастрофа для производства", — отмечают на северодонецком объединении "Стеклопластик".

С начала года увеличение цен на газ и другие энергоносители составило порядка 10%, и очередное подорожание серьезно ударит по украинскому производителю. Ведь доля затрат на газ в себестоимости продукции составляет от 10-25% (например, у предприятий по производству технического спирта), а в совокупности с затратами на электроэнергию в некоторых компаниях доходит до 70% (ОАО "Азот", г. Черкассы). Менее обеспокоены этой проблемой на Павловском химзаводе и харьковском заводе "Стома", у которых затраты на газ не превышают 8%. "Если поднимут цены на газ, то соответственно возрастет и цена на товар, и от этого проиграет только потребитель", — отметили на Павловском химзаводе. Пока, впрочем, в проигрыше оказались те люди, которые и производят этот товар. Из-за подорожания газа на том же "Стеклопластике", сократили затраты на социальное обеспечение, в том числе и заработную плату. "Из-за увеличения затрат на газ пришлось урезать зарплату сотрудникам до 600-700 грн.", — сокрушаются и на Кременчугском заводе технического спирта.

Критическим для отрасли представители химпрома считают повышение цен на газ на 20-30%, хотя уже сегодня стоимость голубого топлива с учетом всех налогов и других платежей составляет для производителей $70-80 за тыс. куб. м.

Об энергосберегающих технологиях как приоритетном направлении инвестиций говорят почти все химики. В частности, на черкасском "Азоте" на эти цели выделяется около 40% средств от общего объема капитальных вложений". Однако в случае одномоментного скачка цен на газ энергосберегающие технологии смогут смягчить, но отнюдь не ликвидировать проблему, уверены руководители химических предприятий.