На краю страны и цивилизации с Volvo XC90

Мы проехали на Volvo XC90 почти тысячу км для того чтобы полюбоваться удивительно живописными даже по карпатским меркам пейзажами, взобраться на самый высокогорный в Украине автомобильный перевал и повстречаться с ГАИшниками, которые не берут взяток

-Мы на Буковине взяток не берем. Вон начальник в окно смотрит. А вы откуда будете?- ушлый ГАИшник оценивающе посмотрел на испачканный болотом Volvo XC90, решив преподать пример корректного поведения в стиле "Коррупции-нет!".

А мы из Киева. И проехали почти тысячу километров для того чтобы полюбоваться удивительно живописными даже по карпатским меркам пейзажами, взобраться на самый высокогорный в Украине автомобильный перевал, несколько раз форсировать на велосипедах стремительные речки и повстречаться с ГАИшниками, которые не берут взяток. По крайней мере, при журналистах.

Нам настоятельно не советовали соваться в Буковинские Карпаты в эти дни. За несколько дней до путешествия ливневые дощи размыли десятки километров дорог, разрушили 6 автомобильных мостов, подтопили тысячи домов, в регионе официально объявили чрезвычайное положение.

Понятно, что ехать в такие топи лучше на серьезном внедорожнике. В нашем случае ситуация осложнялась тем фактором, что кроме непосредственно "автомобильной" была предусмотрена и "велосипедная" часть тура — соответвенно искомое транспортное средство, кроме клиренса и крепкой ходовой, должно обладать еще и багажником, достаточным для погрузки минимум двух велосипедов и амуниции.

Выбор пал на проверенную классику — Volvо XC90 с V-образной шестеркой объемом 3,2 литра, обещавший приемлемый уровень комфорта и потребления топлива на скоростных участках и внушительный запас прочности и энергоемкости подвески на бездорожье. Да и хваленая репутация шведских автомобилей как самых безопасных на дорогах в их карпатском понимании казалась отнюдь не пустым рекламным слоганом — кто хоть раз обганял тяжело груженый лесовоз производства середины прошлого века на узкой горной дороге без разметки, думаю, меня поймет.

День первый, Киев-Черновцы, 600 км.

При маневрировании во дворе очень не хватает переднего парктроника — с непривычки габариты не маленького автомобиля чувствуются с трудом. Зато превращение Volvо из просто автомобиля в грузопассажирский вариант занимает считанные секунды: сидения складываются без демонтажа подголовников, образуя совершенно ровный пол. Откидывающаяся вверх и вниз дверка багажника существенно облегчает погрузку, два велосипеда ложатся легко, даже без снятия передних колес вполне можно вместить и три. Натягиваем специальную сетку между сидениями и багажником (вот она, безопасность в действии) обнуляем одометр, и вперед, на запад — по трассе M-06 берем курс на Житомир.
Вот здесь Volvо XC90 в своей стихии! 240-сильный двигатель обеспечивает хорошую динамику, машина уверенно держит прямую, практически не замечая асфальтных стыков и прочей мелочи. А их предостаточно: после зимы Житомирская трасса на отдельных участках больше напоминала полигон для ковровых бомбардировок. Дорожники ее частично подлатали, но именно что только частично — глухие удары подвески Volvо XC90 постоянно об этом напоминают. Благо только звуком — в остальном машина на них практически не реагирует. Порадовал и расход топлива — при езде со скоростью 100-150 км.час. Volvо "кушал" около 13 литров на сотню.

Впрочем, настоящий тест на энергоемкость и умение "держать удар" подвеска проходит уже за Житомиром и далее на участке Чуднов-Любар. Эти 70 км. дороги оказались самыми тяжелыми за этот день, обилие населенных пунктов, закрытые повороты на лесной трассе, далекое от совершенства дорожное покрытие — все эти факторы требуют от водителя повышенного напряжения. Даже для Volvо XC90 скорость до 80-90 км. кажется пределом, ехать быстрее нет никакого желания. В качестве розрядки можно порекомендовать разве что немного отклонится от трассы Н-03 в городке Дениши — поворот налево в сторону села Тригорье компенсирует невысокую скорость передвижения хорошими видами на реку Тетерев и летний лес — и затем возвращается на ту же Н-03 в селе Высокая Печь без потери по общему километражу.

Маршрут №1
Буковинские Карпаты
1400 км.
Киев-Житомир-Чуднов-Любар-Хмельницкий-Каменец-Подольский-Черновцы-Вижница-Виженка-Перевал Немчич-Вижница-Путила-Берегомет-Вижница-Киев
Автомобиль:
Volvo XC90, двигатель V6, объем 3,2 л. (243 л.с.),
постоянный полный привод, 6-и ступенчатая АКП.



Реалии украинских "автобанов" -- и это автомагистраль международного значения

Дальше дорога улучшается не несет особых сюрпризов — разве что после городка Любар вместо традиционного маршрута и до Хмельницкого по Н-03 через Острополь мы выбрали путь по P32 (направление на Грицев-Кременец) — меньше населенных пунктов, и лучше дорога. Главное не пропустить поворот на Староконстантинов около села Кустивцы.

После Хмельницкого особого внимания заслуживает гористый участок на подьезде к Каменцу-Подольскому — местные называют его "тещин язык". Из-за крутых спусков и подъемов с обилием крутых поворотов у автомобилей (особенно фур) часто перегреваются тормоза, провоцируя аварийные ситуации — от превышения скорстного режима и обгонов через сплошную здесь точно стоит отказаться. Еще один "тещин язык", правда на этот раз раз покороче, есть и на участке Каменец-Подольский Черновцы.

Сразу за Черновцами становятся очевидными и результаты наводнения — сплошь и рядом встречаются вырванные с корнем деревья, разрушенные мосты, дороги в одну полосу и залитые с.г. угодья. Вокруг суетятятся МинЧСники и дорожные рабочие — откачивают воду и приводят в порядок дороги — за несколько дней до нашей поездки область посетила правительственная комиссия и навела шороху среди местного начальства. Похоже, нашли нужные слова…


Буковинская "Венеция" после наводнения: подтопленные дома, размытые дороги и мосты… даже пива купить без лодки или хороших резиновых сапог проблематично

Иногда дорожным рабочим тоже становится скучно

Слава Богу, хоть мосты на дорогах национального значения устояли под натиском стихии, а то не ровен час пришлось бы возвращатся в Киев, не солоно хлебавши. Однако все обошлось: до первого пункта предназначения — села Виженка — добрались без приключений и особой усталости, мысленно поблагодарив шведских инженеров за продуманную энергономику водительского места, хорошую шумоизоляцию и удобные сиденья — на длинных автоперегонах, такие детали куда важнее, чем секунды разгона от нуля до сотни или затейливый дизайн.

День второй. Буковина. 140 км.

А зря. Она точно не отстает по красоте пейзажев и местному колориту, однако выигрывает в другом: сюда еще практически не докатился туристический и строительный бум. Если, к примеру, самое раскрученное карпатское направление — Яремче-Буковель — летом больше напоминает большую строительную площадку или котеджный городок под Киевом, то Буковина до сих пор радует патриархальными пейзажами. Мы поселились в новом отельном комплексе на краю села (300 грн. за двухместный номер). Сразу видно, строили с любовью и денег не жалели: оригинальный дизайн здания, дорогой интерьер, альпийские горки, цветочные клумбы и беседки во дворе.


Наше "шале": справа отель, слева — ресторан. Номер обходится в 300 гривен за сутки

Обед пришлось ждать около часа — готовых блюд нет, готовят под клиента. Долгое ожидание компенсировалось результатом: простые и сытные блюда карпатской кухни из свежих и натуральных продуктов пошли на ура. За все про все: 300 гривен за полноценный обед для четырех человек.

Дальше — в горы. Первая точка: перевал Нимчич (568 м. над уровнем моря). Отсюда открывается прекрасный вид на долину Черемоша и горы. В советские времена это был оживленный туристический маршрут, однако как-то на крутом спуске у автобуса с людьми отказали тормоза, он свалился с обрыва, и перевал закрыли для проезда на спуск. Без "большой дороги" регион быстро захирел: своеобразным памятником того периода являются обгоревшие останки ресторана "Гірська Казка" –некогда гордости советского общепита.
Новое импульс Нимчичу как туристистическому направлению дал капитализм: сегодня там построен отельный комплекс и ресторан, в зимний период функционирует несколько горнолыжных подъемников. Хозяином "буковинского шале" местные жители называют одного народного депутата, с не очень милозвучной для этих мест фамилией. Казалось бы, можно сказать спасибо человеку за развитие региона, если бы не одно "но": огромная куча строительного и бытового мусора, высыпанная с обрыва прямо в лесу за несколько десятков метров от "международного туристического комплекса" подальше от людских глаз. Учитывая, что других населенных пунктов вблизи не наблюдается, иннициатор свалки на территории Национального парка угадывается сразу… вот такой вот туристический бизнес по-буковински.


Туризм "по-буковински": прекрасные виды, региональный колорит… и свалка в сотне метров. За обрывом ведь не видно…

Спускаемся обратно в Виженку и едем дальше на Вижницу. Когда то это был известный во всем мире хасидский городок, сегодня здесь проводят гуцульские фольклорные фестивали. Вижницу называют воротами Буковинских Карпат, и через эти ворота мы устремляемся дальше, через села Тюдив и Розтоки к городку Путила. Дорога периодически обрывается, вместо нее шумит река. Под приятный басок "шестерки" Volvо лезем в горы по объездным маршрутам: любой встречный транспорт — уже приключение, разъезжатся приходится буквально зеркало в зеркало.

Давай, Volvо, поднатужься! На нашу машину в этих глухих местах смотрят как на пришельца с другого мира, ведь местный автопарк живет совершенно в другом измерении. В самом низу "иерархии" -- мастодонты советского автопрома "Жигули" и "Москвичи", из иномарок встречаются только "немцы" 20 летней давности, и наконец короли местных дорог — УАЗы и "Нивы", "тюнинговананные" местными умельцами для повышенной проходимости. Иногда смотришь на такое чудо на колесах и диву даешься: как оно вообще ехать может. А оно не только едет, но и умудряется сходу форсировать реки и перевалы с 30%-ыми подъемами… чудеса, да и только. Под стать и грузовики, как правило, лесовозы. Их обгон — испытание не для слабонервных: тяжелогруженный прицеп имеет непредсказуемую траекторию движения на узкой дороге, сплошь и рядом "нежданчки" в виде больших ям или камней, чреватых пробитой покрышкой. Благо, мощный двигатель XC90, обеспечивающий хорошую динамику разгона, сводит неприятные моменты к считанным секундам.





Дороги. В их карпатском понимании…

Дороги. В их карпатском понимании…

Приблизительно через 50 км после Виженки асфальт исчезает совсем: остаются лишь его остатки на грунтово-щебеневом покрытии. И это дорога областного значения! Держим кулаки за подвеску Volvо: он хоть и недовольно ухает на неровностях и ямах, но практически не досаждает пассажиров тряской и назойливыми вибрациями.

Проезжаем Путилу и выезжаем на хребет. Пытаться описать местные пейзажи — лишь зря тратить слова, это нужно видеть: такие патрархальные виды без признаков цивилизации мысленно перемещают в прошлое... В настоящее возращает внезапно возникший пограничный пост: мы в приграничной территории, въезд — по документам, у а двоих наших пассажиров их нет. Однако местные пейзажи благотворно влияют даже на людей в погонах:

- Не забывайте больше, передайте на следующем посту, что мы вас проверили... Щастливого пути!

Благодарим погранцов за понимание, и отправляемся дальше. Впереди — перевал Шурдин (1173 км.) — на этот раз он закрыт для движения лишь в зимнее время. Погода постоянно меняется — то дождь, то солнце справа — приграничная "колючка" слева, пограничные вышки, обрывы, размытая дождями дорога требует особого внимания к выбору траектории... ну давай Volvо, еще чуть-чуть. И вот мы на вершине — панорама Карпат проглядывается с трудом, через гору проходит туча, видимость — 100 метров отсилы. Внезапно, из тумана возникает две человеческие фигуры и лошадь:

-Добрий день.

-Добрый… и они так же внезапно растворяются в тумане. Мы даже не удивляемся, исчерпали запас новых эмоций.


Всеукраинский рекорд Volvo по "высоте полета": мы взлетели почти на 1200 метров над уровнем моря


На спуске проходить "тест на выносливость" пришлось проходить уже тормозной системе Volvо XC90. Постоянно едешь в пол-педали, главное резко не тормозить: двухтонный автомобиль на крутом спуске и скользком покрытии лучше не провоцировать. Внезапно резкий шум по правому борту:

-Эх что б тебе, неужели задели боком острый склон?

-Нет, все нормально. Просто вывалили камень, наехав колесом…

Вздыхаю облегченно… и сбрасываю скорость еще на 10 км. в час. На подъезде к Берегомету "возвращается" асфальт. Volvо, освещая дорогу мощными фарами, бодро несет нас домой. Вот и наша база. На сегодня хватит впачатлений: за мою уже 7-ую поездку в Карпаты "зеленое кольцо" Буковины оказалась самым богатым на них. Паркуемся во дворе, и за стол. Грибная юшка была восхительной. Да и водочка под "мясо по-буковински" пошла на ура: свежий карпатский воздух — лучший апперетив. Особенно если сдобрить его хорошей порцией адреналина.

День третий. Возвращение.

- Добрый день, Вы нарушили требование знака "движение только налево". Пройдемте с нами.

-Ну извините, не заметили, в листве…ограничимся устным предупреждением?

-Нет, письменным, давайте документы.

Сходу останавливают еще одну машину таких-же "не заметивших", которые предлагают "штраф на месте". От предложения ГАИшники отказываются, предлагая пройти к машине для оформления протокола. Что ж закон есть закон, не прав, нужно платить — но корректное поведение инспекторов даже не вызывает ественного в таких случаях раздражения.
Пока оформляются протоколы, делимся последним впечатлениями от машины: "Ездит хорошо, мощный двигатель с умеренным аппетитом, крепкая подвеска, ей бы еще переднюю панель поинтересней, и салон побогаче за такие деньги…"

Оглядываемся вокруг, в последний раз бросаем взгляд на горные пейзажи, остановленный вместе с нами Opel Ascona 80-ых годов и улыбаемся друг другу: в этом мире красивейшей природы и простых вещей наши "городские" мысли звучат кощунством.