На пару слов

К 2015 году на рынке телекоммуникаций образуются две-три вертикально интегрированных компании, а демпинг цен на услуги, в том числе широкополосного интернет-доступа, останется достоянием истории

Последние 10 лет главным драйвером телекоммуникационной отрасли остается мобильная связь. Затраты украинцев на мобильное общение увеличились с 2,7 млрд. грн. в 2002 году до 31 млрд. в 2011-м. Доля мобильной связи в структуре рынка вот уже шесть лет превышает 60% и гарантирует трем лидерам стабильное развитие и высокую маржинальность.

Средний украинский абонент сотовой связи тратит примерно 40 грн. в месяц. К концу 2012 года эта сумма увеличится на 5-7 грн. "Аппетит операторов будет ограничиваться возможностью украинцев оплатить телекоммуникационные услуги, — комментирует директор аналитического департамента Pro-Consulting Александр Соколов.

Впрочем, даже такие сравнительно невысокие траты обеспечивают мобильным операторам высокую рентабельность. Маржа EBITDA "Киевстара" традиционно превышает 50%. Показатели МТС чуть меньше: маржа OIBDA в 2011 году составила 48%. "Астелит", после того как несколько лет назад взял курс на повышение финансовых показателей, уверенно догоняет лидеров — по итогам прошлого года маржа EBITDA превысила 25%.

"Киевстар" и МТС на сегодня являются двумя крупнейшими компаниями украинского телекоммуникационного рынка с долями 25 и 19% соответственно. Принадлежность этих компаний к двум крупным восточноевропейским ФПГ — "Альфа-Групп" и АФК "Система" — только усиливает их положение и делает практически неизбежным создание на их базе вертикально-интегри­ро­ван­ных телекоммуникационных компаний (далее — ВИК) в перспективе ближайших двух-трех лет. "Продолжится формирование двух ВИК на базе крупнейших операторов мобильной связи, которые будут предоставлять весь спектр телекоммуникационных услуг, включая фиксированный и беспроводной доступы", — говорит эксперт Netton.Telecom Роман Химич.

"Киевстар" за последние три года стал компанией №3 на рынке фиксированного ШПД-интернета, а после слияния с украинским Beeline вошел в тройку крупнейших игроков на рынке фиксированной телефонной связи. Успехи МТС чуть скромнее, но эксперты не сомневаются, что потенциал у компании есть и у нее не будет иного выхода, как стать вертикально интегрированной. "На роль третьей ВИК реальных претендентов пока что нет", — считает Александр Соколов. Полноценной ВИК мог бы стать и "Укртелеком" — но для этого собственники компании должны инвестировать в развитие миллиарды, а этого пока не наблюдается.

Из ожидаемых событий — создание всеукраинского мобильного CDMA-оператора к 2015 году. Первые шаги уже сделаны. Весной 2012 года топ-менеджмент "Интертелекома", PEOPLEnet и ITC объявил о переговорах относительно совместного использования антенно-мач­то­вой инфраструктуры. Совокупная абонентская база операторов составляет 2 млн. человек. "Объединение позволило бы создать игрока, способного стать четвертым на рынке мобильной связи и первым на рынке мобильного широкополосного доступа в интернет. Другой вопрос — смогут ли компании договориться", — говорит Александр Соколов.

Кстати, широкополосный интернет-доступ станет вторым по значимости сектором телекоммуникационного рынка уже через два-три года. За последние пять лет его доля в структуре доходов рынка увеличилась с 3% до 9% и продолжает расти. "Сейчас темп роста замедлился, но инерции должно хватить, чтобы к 2015 году доля (ШПД-интернета. — Ред.) превысила 15%", — уверена руководитель отдела исследования телекоммуникационного рынка GfK Ukraine Надежда Тарасенко.


Крупнейшим игроком этого сегмента в ближайшие пару лет останется "Укртелеком", который предоставляет доступ в сеть по телефонным проводам. Технология ADSL морально устаревает, и на практике скорость передачи часто упирается в 1-2 Мбит/сек. Поэтому основная перспективная аудитория гиганта — жители сельской местности и небольших городов. По мере появления у них альтернативы оператор начнет сдавать позиции. Но пока что у "Укртелекома" почти 1,5 млн. абонентов. На втором месте провайдер "Воля" с почти 0,5 млн. абонентов, из которых интернетом пользуется каждый третий-четвертый. Количество пользователей за год увеличивается на 40-50 тыс. — темпы сравнительно невысокие, зато стабильные. Впрочем, в ближайшие несколько лет компания имеет возможность скачкообразно увеличить свое присутствие за счет приобретения профильных активов.

Третье место останется за стационарной телефонией. Последнее десятилетие затраты украинцев на звонки по стационарным телефонам практически не изменились, колеблясь в пределах 8-9 млрд. грн. в год. Но за счет роста рынка в целом доля проводной связи уменьшилась с 70% в начале 2000-х до 15% в 2011 году. Пройдет еще два-три года, и доля этого сектора уменьшится до 10%.

Заметный вклад в оборот телекоммуникационного рынка, особенно в городах, оказывает сектор кабельного телевидения. С 2006 года траты украинцев на кабельное ТВ возросли втрое — наши горожане по достоинству оценили качество и разнообразие телеконтента. Сегодня ниша кабельного телевидения занимает 3% в структуре телеком-рынка и имеет перспективы вырасти до 5%. Здесь бесспорным лидером является компания "Воля" с более чем 1,7 млн. абонентов, покрытием во всех крупных городах и агрессивной политикой по освоению новых территорий. Летом прошлого года оператор объявил о завершении поглощения днепропетровского "Фальстапа", сейчас идут переговоры о приобретении компании "Одеко", которая предоставляет услуги кабельного телевидения и интернета в городах Западной Украины. Если поглощения продолжатся, у "Воли" будут все шансы стать крупнейшим оператором, работающим на рынке кабельного телевидения и интернета.

В ближайшие годы рост доходов отрасли будет соответствовать уровню инфляции — усилия всех игроков будут направлены на сохранение маржинальности, что будет сопровождаться повышением тарифов. Активная реклама позволит избежать заметного снижения потребления. В частности, в 2012 году рынок может показать рост свыше 10% и превысить 55 млрд. грн. Из них примерно 62% будут потрачены на мобильную связь, 14% — на проводную телефонию, 10% — на ШПД-интернет, 3-4% — на кабельное телевидение.

Телекоммуникации

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Киевстар1

12 439,5

11 523,0

8,0

4 072,2

3 899,1

2

МТС Украина

9 123,6

8 560,3

6,6

1 052,8

308,7

3

Укртелеком

6 767,5

6 749,3

0,3

-136,6

-258,2

4

Астелит

2 939,2

2 691,0

9,2

603,5

801,2

5

Украинские радиосистемы1

921,4

975,8

-5,6

-345,8

-341,2

6

Голден Телеком1

635,9

696,9

-8,8

-64,1

16,5

7

Датагруп

516,0

406,8

26,8

39,4

30,3

8

Воля-Кабель

415,0

511,9

-18,9

17,9

46,9

9

Интернациональные телекоммуникации

358,1

263,9

35,7

-280,3

-190,1

10

Укомлайн2

297,5

287,7

3,4

6,5

4,1

11

Телесистемы Украины

239,2

241,8

-1,1

-66,1

-133,6

12

Оптима Телеком2

238,5

253,0

-5,7

-25,6

-3,7

*Изменение чистого дохода в сравнении с 2010 г. 1Входит в VimpelCom. 2Входит в VEGA.