Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

На выборы — две "Криворожстали"

Рекордную за историю Украины сумму — $10 млрд. — должны выложить политические силы разных мастей, чтобы пройти в Верховную Раду и местные советы следующего созыва или помешать сделать это другим. Средств, потраченных на выборы, хватило бы на покупку семь

Рекордную за историю Украины сумму — $10 млрд. — должны выложить политические силы разных мастей, чтобы пройти в Верховную Раду и местные советы следующего созыва или помешать сделать это другим

Средств, потраченных на выборы, хватило бы на покупку семьей Митталов двух комбинатов "Криворожсталь". В общей сложности $10 млрд. — это 7% годового ВВП страны. Выброс таких денег серьезно повлияет на экономику. Для одних компаний это будет означать дополнительный заработок, для других — отток средств в предвыборные фонды.

Подсчеты были сделаны в рамках исследовательского проекта "Гражданский мониторинг финансирования парламентских выборов в 2006 году", который поддержали Национальный демократический институт и канадско-украинский фонд "Демократические институты и практики".

На разбухание избирательных фондов влияет слишком много факторов, считает Ольга Машталер, координатор проекта. "Среди них — прохождение только по партийным спискам, одновременные выборы в парламент и местные советы, действие закона о неприкосновенности депутатов местных советов, отмена лимита избирательных фондов", — почеркнула Машталер.

Эксперт Игорь Марков отмечает характерную особенность финансирования этих выборов — его децентрализацию. По словам Маркова, общегосударственные фонды на 50% финансируются из регионов, тогда как ранее они заполнялись преимущественно деньгами центральных партийных штабов. Причина очевидна: лишившись шанса пройти по мажоритарным спискам, региональные лидеры не могут воспользоваться своим местным авторитетом. Теперь им приходится покупать места в списках партий.

На разбухание избирательных фондов влияет слишком много факторов. Среди них — прохождение только по партийным спискам, одновременные выборы в парламент и местные советы, действие закона о неприкосновенности депутатов местных советов, отмена лимита избирательных фондов

Как замечает председатель правления общества "Знание" Василий Кушерец, украинцы на этих выборах будут голосовать активно и сознательно. "Население Украины голосовать ногами не будет. В то же время 15% избирателей еще не определились со своим выбором, а некоторая часть населения будет выбирать, за кого голосовать, наверное, в день выборов", — отметил Кушерец.

Выборы как бизнес

Особенность нового предвыборного процесса — его прагматичность. Депутатские места покупаются в проходных списках по вполне рыночным ценам. Главные инвесторы смотрят не на ориентацию блока, а на рентабельность мест в его списках.

Как пример можно назвать почетного президента корпорации "Укравто", контролирующего более 80% ОАО "АвтоЗАЗ", Тариэла Васадзе, который идет по спискам Блока Юлии Тимошенко. И это, невзирая на то, что именно правительство Тимошенко лишило завод налоговых льгот. Как отмечают аналитики, Васадзе приобрел ведущее место в обмен на обязательство курировать избирательную кампанию в Запорожской области. В центральный бюджет штаба автомобильный король якобы не отправил ни копейки, зато обеспечил работу предвыборного штаба в области. Тем самым господин Васадзе убивает двух зайцев: усиливает влияние БЮТ в регионе благодаря своему авторитету (тем самым блок набирает больше голосов на выборах в Раду), а также увеличивает количество своих сторонников в местных советах, выборы в которые также будут проходить только по партийным спискам.

Та же ситуация и с председателем правления Мариупольского металлургического комбината имени Ильича Владимиром Бойко, идущим на выборы в списке Соцпартии. Спекулируя на популярности Бойко в Донецкой области, социалисты усиливают свое влияние в этом регионе. Одновременно ильичевцы, мгновенно став членами Социалистической партии, получают места в местных советах городов Донбасса.

Ставку на несколько блоков делают многие представители крупного бизнеса, невзирая на пристрастия самих этих политических сил. В то же время крупнейших бизнесменов в Раде ожидается не так много. Например, от выборов в парламент отказались Виктор Пинчук, Александр Ярославский, Игорь Коломойский. Однако их влияние на законодательную сферу от этого вряд ли будет меньше. В списках БЮТ, Партии Регионов, Социалистической партии щедро представлены их доверенные лица.

На что тратят деньги

Собранные на выборы деньги поступали разными путями, но в основном, как говорят эксперты, это деньги от продажи мест в предвыборных списках партий. Места в сельсовете стоят несколько тысяч долларов, а вот место в "проходном списке" в Раду — несколько, а то и десятки миллионов. Никто точную сумму назвать не берется, так как все перерасчеты происходят в тени. Понятно, что прайсы с названием "свободные места в списках" на сайтах предвыборных блоков не вывешиваются.

Большая часть денег будет израсходована на промоушн. Реклама на телевидении, в прессе, на наружных носителях, особенно политического содержания, стоила и без того дорого, а с приближением выборов подорожала на треть. Если в начале 2004 года стоимость 30-секундной рекламы на ведущих каналах составляла в среднем $450, то c начала 2006 года — уже $1000.

Некоторым блокам, которые начали выстраивать медиаплан своих пиар-сюжетов на телевидении в январе, попросту не хватило места в эфире. Телеканалы, в свою очередь, не имели проблем с заказчиками, поэтому не особо старались их искать и тем более делать какие-то скидки или поблажки.

Рост вложений со стороны заказчиков привел к серьезному спросу на наружную рекламу. По словам Артема Биденко, исполнительного директора Ассоциации внешней рекламы Украины, на сегодняшний день все рекламные площади полностью заполнены. Политизация рекламы привела к подорожанию стоимости размещения на 15-20%.

"На сегодняшний день цена политического биллборда в течение месяца стоит $650-700, тогда как реклама продукции стоит $550. А вот в Донецке стоимость площади составляет $400-500", — отмечает Биденко. По его словам, сами операторы рынка неоднозначно относятся к предвыборной рекламе. Одни брезгуют работать с партиями, другие отказываются размещать конкретные политические силы, третьи с удовольствием размещают всю политику, и это приносит им куда большие деньги, чем обычная реклама.

"Заказы под политику или экономику делаются за полгода, так что за это время все успевают разместить свою рекламу", — говорит Биденко. Исполнительный директор Ассоциации внешней рекламы Украины считает, что краткосрочно разместить рекламу сейчас достаточно тяжело, так как площадей уже не хватает.

Особенность нового предвыборного процесса — его прагматичность. Депутатские места покупаются в проходных списках по вполне рыночным ценам. Главные инвесторы смотрят не на ориентацию блока, а на рентабельность мест в его списках

Как отмечает директор полтавского рекламно-производственного предприятия "Имидж-М" Владимир Ивченко, местным компаниям достаются намного меньшие объемы заказов, чем столичным полиграфистам. "Фактически мы поднимаем крохи со столичного предвыборного стола", — сетует Ивченко. По его словам, в прошлые времена общеукраинские заказы получали киевские предприятия, которые развозили продукцию по всей стране. Теперь, жалуется директор полиграфического предприятия, заказчики стараются делать заказы и в регионах, так как это гораздо дешевле и оперативней. В основном, заказывают кружки, футболки, блокноты и листовки.

Более серьезные проекты — такие, как плакаты и биллборды — все еще в руках столичных полиграфистов. "Суммы, на которые делаются заказы у нас, для киевлян покажутся смешными. Однако для нас это очень большие деньги, и мы стараемся удовлетворить все потребности заказчика", — отметил руководитель полтавского предприятия.

Судя по всему, угодить этим потребностям совсем не трудно, и рекламные компании зарабатывают свои деньги, припрятав профессиональные амбиции до недалеких времен, когда исчерпаются шальные партийные заказы. По мнению опрошенных рекламистов, качество нынешней рекламы оставляет желать лучшего. Особенно не хватает креатива. В условиях тотального скептицизма населения отсутствие новых идей и форм обрекает политические силы на безвестность. "Крутятся, как правило, старые образы и фразы. Однако от этого электорат устал", — отмечает один из рекламистов.

Особое место в ходе избирательной кампании будут уделять BTL-акциям. Эффективность массовых мероприятий до сих пор была низкой из-за холодной погоды, однако с приближением марта потребность в таких организациях только возрастала. Пока же цены на подобные мероприятия не слишком высоки, чего не скажешь о стоимости массовки — людей, за деньги участвующих в различных митингах. "В Киеве услуги человека, с утра до вечера размахивающего флагом, стоят как минимум 100 грн. в день", — отмечает представитель одной из BTL-компаний.

Как будут "отбивать" деньги

Безусловно, победа на выборах должна с лихвой компенсировать все затраты на предвыборную кампанию. Прежде всего это желанная депутатская неприкосновенность, которая распространяется теперь не только на Раду, но и на все местные советы. Под прикрытием депутатской корочки можно спокойно вести теневой бизнес, не оглядываясь на угрозу быть взятым под стражу. Кроме того, теперь благодаря конституционной реформе депутатский корпус сможет контролировать постановления Кабмина, а также легче преодолевать президентское вето.

Все это усиливает лоббистские преимущества парламента. Фактически тот или иной крупный предприниматель, который не "кладет все яйца в одну корзину" и будет иметь своих представителей в разных фракциях, сможет принять любой нужный ему закон. Единственный вопрос — как много это будет стоить. Следовательно группа бизнесменов (из тех, кого называют "олигархами") сможет создать депутатское большинство — то, что в течение последних лет не удавалось политикам. Народные избранники смогут также выстраивать свои планы приватизации или выбивать под себя особые условия покупки предприятия (как было, например, в свое время с ММК им. Ильича). Словом, влияние крупного бизнеса пропорциональная система отнюдь не уменьшит, а, наоборот, усилит.

Сумма официальных затрат на рекламу предвыборных блоков

Сумма (грн.)

Название блока

Место по сумме затрат

25 655 525

Партия Регионов

1

23 254 538

Народный блок Литвина

2

21 443 406

Партия экологического спасения "ЭКО+25%"

3

12 243 124

Блок "Наша Украина"

4

9 727 788

Партия "Виче"

5