Национальная украинская смазка

На прошлой неделе стало известно о том, что правительство Украины поддерживает идею создания на базе бердянского ОАО "Азовские масла и смазки" совместного украинско-российского предприятия по производству смазочных материалов, в том числе автомобильных ма
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На прошлой неделе стало известно о том, что правительство Украины поддерживает идею создания на базе бердянского ОАО "Азовские масла и смазки" совместного украинско-российского предприятия по производству смазочных материалов, в том числе автомобильных масел. С российской стороны в проекте участвует компания "ЛУКойл", являющаяся одним из лидеров по производству смазочных материалов в Восточной Европе. Создание этого СП приведет к обострению борьбы на украинском "масляном" рынке, а также создаст неплохие перспективы для продвижения украинских смазочных материалов на рынки стран Восточной Европы

УКРАИНСКИЙ рынок смазочных материалов был и остается од­ним из самых емких в СНГ. На­пример, если емкость стран Европей­ского содружества составляет около 5 млн. тонн в год, то Украина ежегод­но потребляет от 250 до 450 тыс. тонн смазочных материалов. А к 2010 году, по прогнозам специалистов, потреб­ление этого нефтепродукта должно увеличиться почти в 2 раза и соста­вить порядка 800 тыс. тонн.

За счет мощного промышленно­го производства структура потреб­ления смазочных масел отличается от европейской — значительную до­лю у нас занимают индустриальные масла. Например, в Германии доля индустриальных масел составляет не более 14,8%, в Украине — 33,5% (в среднем за 1992 — 1999 гг.). Есть и еще одна особенность украинского рынка, которая касается всех пост­советских республик — высокая до­ля потребления низкокачественных масел группы SA — SE. Например, в Великобритании доля потребления масел этих групп составляет 5% от всех моторных масел, в Украине — порядка 70%. Это связано, прежде всего, со структурой парка автомо­билей, где пока преимущество дер­жат российские ВАЗы и ГАЗы, отече­ственные "Таврии" и подержанные иномарки.

Потребление

НА УКРАИНЕ, начиная с 1992 го­да, происходит падение объемов по­требления смазочных масел, кото­рое в 1999 году составило 359,9 тыс. тонн. И лишь в прошлом тенденция изменилась. По данным Госкомста­та, потребление смазочных масел и смазок за прошлый год составило 420,0 тыс. тонн.

УКРАИНСКИЙ рынок масел образца 2000 — начала 2001 года показал три парадоксальные тенденции: работать стало тяжелее, часть производителей ушли с рынка, но отечественные производители смазочных масел и смазок теснят иностранных производителей. Доля нефтяных масел украинского производства неуклонно растет и если в 1998-м составляла 48%, в 1999-м — 55%, то в 2000-м — уже порядка 60%

Большую часть использованных смазочных масел составляли мотор­ные (54,9%) и индустриальные мас­ла (39,4%). Еще 5,7% пришлось на пластичные смазки, потребление ко­торых сократилось почти вдвое.

Наиболее крупными потребите­лями масел являются юго-восточ­ный и западный районы Украины, та­кая же картина наблюдается и по мо­торным и индустриальным маслам. Из 25 областей Украины на десять самых крупных потребителей этой продукции приходится 72,4% все-украинского потребления. Тройку самых емких региональных рынков смазочных масел традиционно воз­главляет Запорожская область, на втором и третьем месте находят­ся Днепропетровская и Донецкая области. На эту "троицу" приходится 42% украинского потребления.

Далее расположились Киевская, Харьковская, Полтавская, Одесская, Луганская, Винницкая области.

Украинская производная

ОСНОВНЫМ промышленным производителем смазочных масел в Украине является ЗАО "Укртатнафта". Последние два года стали для предприятия переломными — его доля на рынке остается стабильно высокой. Несмотря на то, что в 1999-м году с завода было отгру­жено 198 тыс. тонн продукции, в про­шлом — 181 тыс. тонн (в том числе 115 тыс. тонн базовых масел и при­садок), доля "Укртатнафты" среди украинских производителей масел и смазок за это же время выросла с 47% до 58%.

Это предприятие является единственным в Украине произво­дителем базовых масел, вследст­вие чего цену смазочной продукции отечественного производства фор­мирует цена кременчугской торго­вой марки "Славол", принадлежащая "Укртатнафте". Доля моторных масел в общем объеме производ­ства смазочных масел АО составля­ет 56%. В составе моторных масел преобладает производство дизель­ных — 91%, а на карбюраторные приходится — 9%. Кроме того, ЗАО "Укртатнафта" является учредите­лем совместного предприятия "Фрасмо", созданного при участии одного из ведущих европейских производителей масел — француз­ской компании "Эльф Лубрифианс".

В прошлом году на ЗАО "Укртатнафта" было налажено производст­во мелкофасованной продукции.

Как и на заводе ГАО "Азмол" — втором в республике по объемам производства предприятии — ГАО, которое входит в состав НАК "Нефтегаз Украины", в прошлом году увеличило объемы производства, выпустив 78,5 тыс. тонн продукции, значительная часть которой ушла на экспорт. Бердянский "Азмол" явля­ется, вместе с СП "Фрасмо", круп­нейшим в республике производите­лем судовых масел, объем произ­водства которых в прошлом году составил более 2 тыс. тонн. В ны­нешнем году "Азмол" может суще­ственно расширить производство смазочных материалов, и связыва­ют это, в первую очередь, с созда­нием СП с российским "ЛУКойлом".

Как заявил президент этой компа­нии Вагит Аликперов, "ЛУКойл" го­тов поставлять на СП, созданное на базе "Азмола", нефть и другое сы­рье, а впоследствии содействовать реализации этой продукции на рын­ках Европы и Турции. По его словам, производимые СП смазочные мате­риалы могли бы реализовываться, в частности, под маркой "ЛУКойла", который имеет около 600 автоза­правочных станций в странах Вос­точной Европы.

Для расширения объемов сбыта и укрепления своей торговой марки нефтемаслозавод "Ариан", третий по объемам украинский производи­тель масел, покупает в России на льготных условиях по сниженным ценам моторные и другие масла и перепродает их украинским по­требителям, иногда "вздабривая" их присадками. Это предприятие явля­ется рекордсменом среди украин­ских производителей по ассорти­менту выпускаемых масел. В про­шлом году предприятие нарастило объемы производства до 16,0 тыс. тонн. На долю остальных, более мелких производителей, приходит­ся еще порядка 15 тыс. тонн масел, из которых половина на "Леол" и "ЛИНМЗ".

В сложной ситуации оказались "ЛИНМЗ", "Галол", "Мает", "Ресурс Ойл", которые в прошлом — начале этого года испытывают проблемы как с поставкой сырья, так и со сбы­том продукции. Например, "Галол" первые два месяца этого года прак­тически простаивал.

Импортная константа

ИМПОРТНЫЕ масла и смазки за­нимают почти треть украинского рынка. 78% всех импортируемых ма­сел приходится на масла для авто­мобилей, в том числе моторные. Пе­речень торговых марок смазочных масел для автомобилей, кроме укра­инских, представлен 74 брендами, в том числе 38 марок производства государств ближнего зарубежья. Среди импортных производителей лидируют мировые производители смазочных масел, такие как ESSO/ Mobil, Shell, Castrol, Texaco, Chevron, BP. Кроме того, в отдельных регио­нах приобрели популярность торго­вые марки Addinol, Valvoline, AC Delco, Agip, ELF, Comma.

Значительно ослабили присутст­вие на рынке масла прибалтийских производителей и производителей из Восточной Европы. Среди них можно отметить Pemco Kuras (Литва), Mogul(Чехия), Mol (Венгрия), Jedlice Raf (Польша).

Только семь иностранных брен­дов продаются через представи­тельства. Это масла Shell, Castrol, BP-Amoco, Mobil, Texaco, ЛУКойл и Тюменской нефтяной компании. Представительства налаживают фирменные дилерские сети, приме­няют продуманную маркетинговую политику и занимаются сертифика­цией масел.

Например, продвижением на рынок масел Shell занимается компания "Europe Oil". Компания подыски­вает постоянных торговых партне­ров на рынке, предоставляет на реа­лизацию пробную партию товара, а затем, когда новый партнер убеж­дается в ликвидности масел, "Europe Oil" переходит на условия предопла­ты. "ТНК-Техасо" предоставляет своим дистрибьюторам товарный кредит на 30 дней.

Отечественные производители настроены на борьбу за рынок

В ПРОШЛОМ году на украинском рынке смазочных масел и смазок на­чали активно работать классические каналы сбыта, предусматривающие наличие региональных дистрибью­теров, рекламную раскрутку и под­держку бренда. Часть торговых ма­рок, среди которых следует выделить "Славол" (ЗАО "Укртатнафта., "Азмол", "Ариан", "Леол" стали уз­наваемыми у покупателей.

Это привело к усилению пози­ции украинских торговых марок и вытеснению брендов прибалтий­ских и восточноевропейских госу­дарств.

В принципе, высококачествен­ные моторные масла (такие как Mobil, Shell, Castrol, Liqui Molly, Texaco, BP) не являются антагони­стами для украинского товара, вследствие разницы в цене и ка­честве. Белорусские же и россий­ские масла, ориентированные на тех же потребителей,что и наша отечественная продукция, достав­ляют немалую головную боль ук­раинским производителям. При­чем законодательная база не спо­собствует стимулированию про­изводства отечественных конку­рентоспособных смазочных мате­риалов. Так, товарные масла, ана­логи которых производятся в Ук­раине, не облагаются НДС на им­порт, зато ввозные пошлины вве­дены на те виды масел, которые сегодня у нас не производятся. Предлагаемое украинскими про­изводителями введение акцизно­го сбора на эти товары, не нахо­дит поддержки в парламенте и правительстве.

В этой связи уместно вспомнить то давление, которое испытали на себе украинские трубники, которые поставляли так называемую демпин­говую продукцию в Россию. Анало­гичную поддержку со стороны укра­инского правительства и парламента надеются получить и украинские производители масел и смазок.

Комментарий

Владимир МАТЫЦИН, председатель правления ЗАО "Укртатнафта"

— НА УКРАИНСКОМ рынке масел покупателя инте­ресует две позиции: цена и качество продукта. В вопро­сах ценообразования отечественный производитель не испытывает давления со стороны государства — здесь рынок диктует свои условия. Что же касается вопросов качества, то наша компания имеет высокий уровень технологической и экологической эффективности про­изводства и контроля за качеством продукции. К приме­ру, исследовательская лаборатория АО "Укртатнафта" аттестована Госстандартом Украины и проводит серти­фикацию продукции. Это позволяет обеспечивать по­требителей высококачественными нефтепродуктами, отвечающими установленным в Украине нормативам, не иметь претензий и штрафных санкций со стороны го­сударственных контролирующих органов.

Однако сегодня в Украине массово распространя­ются контрабандные и поддельные масла, и в этом слу­чае без помощи государства не обойтись. Требуется закон, который бы препятствовал ввозу в страну нека­чественных масел и других нефтепродуктов. И в этом вопросе, как и во многих других, Президент и прави­тельство полностью поддерживают нас .

Александр ТРУХАН, генеральный директор "ТНК-Техасо Украина"

— СУЩЕСТВУЕТ значительная разница в потреб­лении между украинским и, скажем, европейским рынком смазочных масел. Зарубежная практика ис­пользования смазочных масел заключается в том, что автомобили в большинстве своем обслужива­ются на СТО, где и происходит замена масел. В США, например, наиболее популярны станции экспресс-замены масел, а в государствах Евросоюза замена масел осуществляется преимущественно на СТО. Доля владельцев, которые самостоятельно ме­няют масла в автомобиле, не превышает 3-7%. Если посмотреть на рынок Украины, то у нас 20— 30% владельцев авто меняют масла самостоятельно. По­этому и продвижение фасованной продукции на ры­нок сориентировано на розничного покупателя.

В регулировании импортной политики существу­ет явная диспропорция: на масла, которые Украина не производит, существует таможенная пошлина, а на масла, которые в избытке производятся в Украи­не, ее нет. То есть таким образом открывается путь для продвижения на рынок недорогих импортных масел.