- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Национальная украинская смазка
На прошлой неделе стало известно о том, что правительство Украины поддерживает идею создания на базе бердянского ОАО "Азовские масла и смазки" совместного украинско-российского предприятия по производству смазочных материалов, в том числе автомобильных масел. С российской стороны в проекте участвует компания "ЛУКойл", являющаяся одним из лидеров по производству смазочных материалов в Восточной Европе. Создание этого СП приведет к обострению борьбы на украинском "масляном" рынке, а также создаст неплохие перспективы для продвижения украинских смазочных материалов на рынки стран Восточной Европы
УКРАИНСКИЙ рынок смазочных материалов был и остается одним из самых емких в СНГ. Например, если емкость стран Европейского содружества составляет около 5 млн. тонн в год, то Украина ежегодно потребляет от 250 до 450 тыс. тонн смазочных материалов. А к 2010 году, по прогнозам специалистов, потребление этого нефтепродукта должно увеличиться почти в 2 раза и составить порядка 800 тыс. тонн.
За счет мощного промышленного производства структура потребления смазочных масел отличается от европейской — значительную долю у нас занимают индустриальные масла. Например, в Германии доля индустриальных масел составляет не более 14,8%, в Украине — 33,5% (в среднем за 1992 — 1999 гг.). Есть и еще одна особенность украинского рынка, которая касается всех постсоветских республик — высокая доля потребления низкокачественных масел группы SA — SE. Например, в Великобритании доля потребления масел этих групп составляет 5% от всех моторных масел, в Украине — порядка 70%. Это связано, прежде всего, со структурой парка автомобилей, где пока преимущество держат российские ВАЗы и ГАЗы, отечественные "Таврии" и подержанные иномарки.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПотребление
НА УКРАИНЕ, начиная с 1992 года, происходит падение объемов потребления смазочных масел, которое в 1999 году составило 359,9 тыс. тонн. И лишь в прошлом тенденция изменилась. По данным Госкомстата, потребление смазочных масел и смазок за прошлый год составило 420,0 тыс. тонн.
УКРАИНСКИЙ рынок масел образца 2000 — начала 2001 года показал три парадоксальные тенденции: работать стало тяжелее, часть производителей ушли с рынка, но отечественные производители смазочных масел и смазок теснят иностранных производителей. Доля нефтяных масел украинского производства неуклонно растет и если в 1998-м составляла 48%, в 1999-м — 55%, то в 2000-м — уже порядка 60%
Большую часть использованных смазочных масел составляли моторные (54,9%) и индустриальные масла (39,4%). Еще 5,7% пришлось на пластичные смазки, потребление которых сократилось почти вдвое.
Наиболее крупными потребителями масел являются юго-восточный и западный районы Украины, такая же картина наблюдается и по моторным и индустриальным маслам. Из 25 областей Украины на десять самых крупных потребителей этой продукции приходится 72,4% все-украинского потребления. Тройку самых емких региональных рынков смазочных масел традиционно возглавляет Запорожская область, на втором и третьем месте находятся Днепропетровская и Донецкая области. На эту "троицу" приходится 42% украинского потребления.
Далее расположились Киевская, Харьковская, Полтавская, Одесская, Луганская, Винницкая области.
Украинская производная
ОСНОВНЫМ промышленным производителем смазочных масел в Украине является ЗАО "Укртатнафта". Последние два года стали для предприятия переломными — его доля на рынке остается стабильно высокой. Несмотря на то, что в 1999-м году с завода было отгружено 198 тыс. тонн продукции, в прошлом — 181 тыс. тонн (в том числе 115 тыс. тонн базовых масел и присадок), доля "Укртатнафты" среди украинских производителей масел и смазок за это же время выросла с 47% до 58%.
Это предприятие является единственным в Украине производителем базовых масел, вследствие чего цену смазочной продукции отечественного производства формирует цена кременчугской торговой марки "Славол", принадлежащая "Укртатнафте". Доля моторных масел в общем объеме производства смазочных масел АО составляет 56%. В составе моторных масел преобладает производство дизельных — 91%, а на карбюраторные приходится — 9%. Кроме того, ЗАО "Укртатнафта" является учредителем совместного предприятия "Фрасмо", созданного при участии одного из ведущих европейских производителей масел — французской компании "Эльф Лубрифианс".
В прошлом году на ЗАО "Укртатнафта" было налажено производство мелкофасованной продукции.
Как и на заводе ГАО "Азмол" — втором в республике по объемам производства предприятии — ГАО, которое входит в состав НАК "Нефтегаз Украины", в прошлом году увеличило объемы производства, выпустив 78,5 тыс. тонн продукции, значительная часть которой ушла на экспорт. Бердянский "Азмол" является, вместе с СП "Фрасмо", крупнейшим в республике производителем судовых масел, объем производства которых в прошлом году составил более 2 тыс. тонн. В нынешнем году "Азмол" может существенно расширить производство смазочных материалов, и связывают это, в первую очередь, с созданием СП с российским "ЛУКойлом".
Как заявил президент этой компании Вагит Аликперов, "ЛУКойл" готов поставлять на СП, созданное на базе "Азмола", нефть и другое сырье, а впоследствии содействовать реализации этой продукции на рынках Европы и Турции. По его словам, производимые СП смазочные материалы могли бы реализовываться, в частности, под маркой "ЛУКойла", который имеет около 600 автозаправочных станций в странах Восточной Европы.
Для расширения объемов сбыта и укрепления своей торговой марки нефтемаслозавод "Ариан", третий по объемам украинский производитель масел, покупает в России на льготных условиях по сниженным ценам моторные и другие масла и перепродает их украинским потребителям, иногда "вздабривая" их присадками. Это предприятие является рекордсменом среди украинских производителей по ассортименту выпускаемых масел. В прошлом году предприятие нарастило объемы производства до 16,0 тыс. тонн. На долю остальных, более мелких производителей, приходится еще порядка 15 тыс. тонн масел, из которых половина на "Леол" и "ЛИНМЗ".
В сложной ситуации оказались "ЛИНМЗ", "Галол", "Мает", "Ресурс Ойл", которые в прошлом — начале этого года испытывают проблемы как с поставкой сырья, так и со сбытом продукции. Например, "Галол" первые два месяца этого года практически простаивал.
Импортная константа
ИМПОРТНЫЕ масла и смазки занимают почти треть украинского рынка. 78% всех импортируемых масел приходится на масла для автомобилей, в том числе моторные. Перечень торговых марок смазочных масел для автомобилей, кроме украинских, представлен 74 брендами, в том числе 38 марок производства государств ближнего зарубежья. Среди импортных производителей лидируют мировые производители смазочных масел, такие как ESSO/ Mobil, Shell, Castrol, Texaco, Chevron, BP. Кроме того, в отдельных регионах приобрели популярность торговые марки Addinol, Valvoline, AC Delco, Agip, ELF, Comma.
Значительно ослабили присутствие на рынке масла прибалтийских производителей и производителей из Восточной Европы. Среди них можно отметить Pemco Kuras (Литва), Mogul(Чехия), Mol (Венгрия), Jedlice Raf (Польша).
Только семь иностранных брендов продаются через представительства. Это масла Shell, Castrol, BP-Amoco, Mobil, Texaco, ЛУКойл и Тюменской нефтяной компании. Представительства налаживают фирменные дилерские сети, применяют продуманную маркетинговую политику и занимаются сертификацией масел.
Например, продвижением на рынок масел Shell занимается компания "Europe Oil". Компания подыскивает постоянных торговых партнеров на рынке, предоставляет на реализацию пробную партию товара, а затем, когда новый партнер убеждается в ликвидности масел, "Europe Oil" переходит на условия предоплаты. "ТНК-Техасо" предоставляет своим дистрибьюторам товарный кредит на 30 дней.
Отечественные производители настроены на борьбу за рынок
В ПРОШЛОМ году на украинском рынке смазочных масел и смазок начали активно работать классические каналы сбыта, предусматривающие наличие региональных дистрибьютеров, рекламную раскрутку и поддержку бренда. Часть торговых марок, среди которых следует выделить "Славол" (ЗАО "Укртатнафта., "Азмол", "Ариан", "Леол" стали узнаваемыми у покупателей.
Это привело к усилению позиции украинских торговых марок и вытеснению брендов прибалтийских и восточноевропейских государств.
В принципе, высококачественные моторные масла (такие как Mobil, Shell, Castrol, Liqui Molly, Texaco, BP) не являются антагонистами для украинского товара, вследствие разницы в цене и качестве. Белорусские же и российские масла, ориентированные на тех же потребителей,что и наша отечественная продукция, доставляют немалую головную боль украинским производителям. Причем законодательная база не способствует стимулированию производства отечественных конкурентоспособных смазочных материалов. Так, товарные масла, аналоги которых производятся в Украине, не облагаются НДС на импорт, зато ввозные пошлины введены на те виды масел, которые сегодня у нас не производятся. Предлагаемое украинскими производителями введение акцизного сбора на эти товары, не находит поддержки в парламенте и правительстве.
В этой связи уместно вспомнить то давление, которое испытали на себе украинские трубники, которые поставляли так называемую демпинговую продукцию в Россию. Аналогичную поддержку со стороны украинского правительства и парламента надеются получить и украинские производители масел и смазок.
Комментарий
Владимир МАТЫЦИН, председатель правления ЗАО "Укртатнафта"
— НА УКРАИНСКОМ рынке масел покупателя интересует две позиции: цена и качество продукта. В вопросах ценообразования отечественный производитель не испытывает давления со стороны государства — здесь рынок диктует свои условия. Что же касается вопросов качества, то наша компания имеет высокий уровень технологической и экологической эффективности производства и контроля за качеством продукции. К примеру, исследовательская лаборатория АО "Укртатнафта" аттестована Госстандартом Украины и проводит сертификацию продукции. Это позволяет обеспечивать потребителей высококачественными нефтепродуктами, отвечающими установленным в Украине нормативам, не иметь претензий и штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов.
Однако сегодня в Украине массово распространяются контрабандные и поддельные масла, и в этом случае без помощи государства не обойтись. Требуется закон, который бы препятствовал ввозу в страну некачественных масел и других нефтепродуктов. И в этом вопросе, как и во многих других, Президент и правительство полностью поддерживают нас .
Александр ТРУХАН, генеральный директор "ТНК-Техасо Украина"
— СУЩЕСТВУЕТ значительная разница в потреблении между украинским и, скажем, европейским рынком смазочных масел. Зарубежная практика использования смазочных масел заключается в том, что автомобили в большинстве своем обслуживаются на СТО, где и происходит замена масел. В США, например, наиболее популярны станции экспресс-замены масел, а в государствах Евросоюза замена масел осуществляется преимущественно на СТО. Доля владельцев, которые самостоятельно меняют масла в автомобиле, не превышает 3-7%. Если посмотреть на рынок Украины, то у нас 20— 30% владельцев авто меняют масла самостоятельно. Поэтому и продвижение фасованной продукции на рынок сориентировано на розничного покупателя.
В регулировании импортной политики существует явная диспропорция: на масла, которые Украина не производит, существует таможенная пошлина, а на масла, которые в избытке производятся в Украине, ее нет. То есть таким образом открывается путь для продвижения на рынок недорогих импортных масел.