Наличный и безналичный курсы гривня/доллар в марте по-прежнему будут сближаться

В общих чертах валютные тенденции февраля опрошенные нами эксперты спрогнозировали верно. Как и ожидалось, в феврале Нацбанк продолжал проводить политику уверенной ревальвации национальной валюты. В итоге с начала года курс гривни на межбанке укрепился на

В общих чертах валютные тенденции февраля опрошенные нами эксперты спрогнозировали верно. Как и ожидалось, в феврале Нацбанк продолжал проводить политику уверенной ревальвации национальной валюты. В итоге с начала года курс гривни на межбанке укрепился на 0,26% (для сравнения, за весь 2004 год — 0,48%). К сожалению, в курсовых прогнозах эксперты ошибались: разница между прогнозным и реальным значением официального курса гривни составила 40 пунктов, расхождение в прогнозе курса наличного рынка и того более — 5 копеек.

Впрочем, данная "оплошность" экспертных оценок объясняется влиянием субъективных факторов, предугадать существенность которых очень сложно. Во-первых, валютная политика НБУ оказалась более консервативной, чем предполагалось: либерализации правил игры на валютном рынке так и не произошло. Ограничения на покупку валюты остались прежними, а требования к курсообразованию (в пределах 2%-ного коридора) были отменены только к концу февраля. Почти весь месяц на межбанке продолжалась "игра в одни ворота": Нацбанк периодически выкупал излишек валютного предложения. Во-вторых, эксперты не смогли предугадать той легкости, с которой украинское население расставалось с "зелеными". В итоге наличные котировки покупки доллара в обменниках опускались и до 5,2 грн./USD. К чести банкиров, объем увеличения валютных резервов НБУ был спрогнозирован точно — в пределах $10,7 млрд. Заметим, что пополнение резервов Нацбанку досталось "дешево и сердито", под конец февраля валютные излишки выкупались по 5,2916 грн./USD.

По мнению опрошенных "Инвестгазетой" экспертов, на валютном рынке в марте следует ожидать дальнейшее сближение официального курса с рыночным. Данная тенденция является логичным продолжением февральской, когда к концу месяца разница между межбанковским и официальным курсом НБУ составила не более 50 пунктов. Также в марте следует ожидать дальнейшего сближения безналичного курса с наличным. Данная тенденция объясняется работой рынка в нормальных, не форс-мажорных условиях. Впрочем, данный тренд возымеет место, если со стороны Нацбанка не последует каких-либо валютных ограничений. В противном случае, наличный курс может превысить безналичный до 5 копеек.

В марте эксперты ожидают от Нацбанка замедления темпов выкупа долларового излишка на межбанке. В итоге, если учесть, что в среднем за неделю февраля Нацбанк повышал официальный курс гривни примерно на 20 пунктов, то на конец марта официальный курс составит 5,2950-5,297 грн./USD. В свою очередь, значение наличного курса будет примерно в том же диапазоне или чуть выше — 5,29-5,33 грн./USD.

Окончательная отмена 2%-ного коридора в первые недели марта на валютный рынок существенно не повлияет. О существовании соответствующего постановления НБУ, которое в данный момент находится на регистрации в Минюсте, банкиры догадывались. В свою очередь, Нацбанк пообещал не карать "отступников" от 2%-ного коридора, даже если факт нарушения имел место до официального обнародования отмены со стороны Минюста. Поэтому даже в середине февраля в обменниках можно было наблюдать курсовые отклонения при покупке наличного доллара у населения более чем на 2%.

В марте Нацбанк будет продолжать наращивать валютные резервы, возможно, несколько более умеренными темпами. По экспертным выводам, размер золотовалютных резервов НБУ к концу месяца составит до $11 млрд.

В оценках динамики курса евро/доллар выводы экспертов довольно противоречивы. С одной стороны, хорошим фактором роста для доллара по-прежнему является неуклонное повышение учетной ставки по вкладам в долларах (на сегодняшний день 2,5%), не в последнюю очередь связанное с ростом уровня инфляции в США. Впрочем, существенно сломить существующий тренд к понижению может только повышение ставки ФРС до 4%. С другой стороны, над США все еще довлеет огромный внешнеторговый дефицит, снизить который одними только решительными заявлениями федеральных властей не удастся. Под конец февраля масла в огонь подлили и заявления некоторых азиатских центробанков о намерении диверсифицировать свои активы. К примеру, Центральный Банк Южной Кореи не исключает возможности своих будущих инвестиций в фунт и канадский доллар. Обеспокоенность проблемой падения доллара руководства ЦБ азиатских стран вызвана тем, что они являются обладателями самых больших в мире долларовых резервов и поэтому несут наибольшие курсовые потери. Учитывая вышеперечисленные факторы, диапазон экспертных ожиданий относительно курса евро/доллар на март месяц довольно широк — 1,29-1,33 евро/доллар.

Комментарий

Александр Заварихин, и.о. начальника управления регулирования ресурсов АО "ВАБанк"

— В ближайшее время особой либерализации валютного рынка ожидать не стоит. В итоге в марте, как и в феврале, на межбанковском валютном рынке будет преобладать предложение валютных ресурсов над спросом. Нацбанк по-прежнему будет проводить валютные интервенции, ориентированные на небольшое понижение долларового курса. В результате курс межбанка "зависнет" в пределах 5,29-5,295 грн./USD. Особых неожиданностей на наличном валютном рынке тоже не будет. Курс продажи наличного доллара останется на текущем уровне либо немного уменьшится и на конец месяца составит 5,3-5,34 грн./USD. Что касается официального курса, то рискну предположить, что Нацбанк немного подымет курсовую "планку" для гривни, и на конец месяца она составит 5,297-5,298 грн./USD.

Алексей Блинов, эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ)

— Как видим, тенденции февраля подтвердили наш вывод о том, что в среднесрочной перспективе доллар по отношению к евро будет неуклонно падать. По итогам этого года появился целый ряд новых факторов, содействующих этой тенденции. Во-первых, постоянное давление американских властей на Китай с требованием либерализации валютной политики спровоцировало психологический эффект ожидания на рынке подобных изменений курсовой политики со стороны Китая. Любые заявления официальных властей этой страны по поводу дальнейшей жесткой привязки юань к доллару неизменно будут "тянуть" курс последнего вниз.