"Наша задача — создать ликвидную стоимость СК"

Александр Павленко, вице-президент инвестиционной группы "Универсальная", рассказал "Инвестгазете" о том, почему компания избрала IPO как средство привлечения дополнительных ресурсов
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Александр Павленко, вице-президент инвестиционной группы "Универсальная", рассказал "Инвестгазете" о том, почему компания избрала IPO как средство привлечения дополнительных ресурсов

— Почему СК "Универсальная" отдала предпочтение украинской фондовой площадке при размещении акций?

— Выход на публичный рынок ценных бумаг — это стратегия наших акционеров. Почему ПФТС? Потому что украинские компании в своем большинстве не готовы к выходу на международные площадки. Пока что мы к этому не готовы. И вопрос не в затратах на то же IPO, а в прозрачности рынка. На сегодняшний день любой СК, чтобы выйти на международный рынок, потребуется 3-4 года для перехода на международную отчетность. К тому времени сам страховой рынок будет более капитализированным и интересным для международных инвесторов. Плюс к тому сам объем free float, который мы выставили, слишком мал для международных площадок.

Поэтому мы решили двигаться шаг за шагом — сначала разместиться на ПФТС и постепенно двигаться к публичной компании, увеличивать free float и таким образом капитализировать компанию и заинтересовывать инвесторов. А идея очень проста — во всем мире финансовые институты привлекательны не только продажей своих продуктов, но и как объекты инвестирования для портфельных инвесторов. Если некоторые украинские банки уже показали, что их акции/облигации являются интересным инструментом на украинском фондовом рынке (попробуйте купить акции банка "Аваль" или Укрсоцбанка), то страховые компании пошли в основном другим путем — продажи бизнеса стратегам. Мы решили, что сегодня у нашего менеджмента и нашей группы достаточно понимания этого рынка, чтобы двигать и развивать СК "Универсальная". Пока что считаем, что нам удалось провести размещение акций достаточно успешно, а дальше будем поддерживать и развивать это направление. Сейчас мы думаем о выпуске облигаций СК "Универсальная".

— Кто из посредников занимался размещением? Каковы дальнейшие действия?

— Дело в том, что мы поставили себе цель с самого начала разместить 15% на ПФТС и выбрали в качестве инвестиционного советника компанию "Конкорд Капитал", работа которой нас вполне удовлетворяет. В конце мая мы разместили меньше 4% акций, зафиксировали минимально приемлемую для нас цену и начали более длительные переговоры с потенциальными инвесторами. Это вылилось в очередной транш в 6%. На сегодняшний день free float в 10% — это лот, который уже может торговаться. Из запланированных к размещению акций осталось еще 5%. Когда мы будем их размещать, пока не знаем.

Наша задача — создать ликвидную стоимость СК "Универсальная" для наших акционеров (как мажоритарного, так и портфельных). В свое время CК была создана путем объединения нескольких компаний, соответственно, у нас остались миноритарные акционеры, которые когда-то создавали "Терен" и "Саламандру-Десну", впоследствии влившиеся в СК "Универсальная". Сегодня наша цель не просто выкупить у них пакеты акций по номинальной стоимости, а показать, что акции компании — это ликвидный товар. Даже по миноритарным пакетам сегодня уже есть целый ряд заинтересованных торговцев, которые специализируются на подборе мелких пакетов, их формировании и выставлении на рынок. Теперь это уже право акционеров, продавать или не продавать свои пакеты. Для сравнения, если 1 акция стоила 1 грн., то теперь это уже 6,31 грн.

— А консолидация миноритарных пакетов входит в стратегию компании?

— Нет, мы этим целенаправленно не занимаемся. Если товар стоит денег, на рынке всегда находятся желающие его купить. Сегодня это профессиональные торговцы. Движение мелких пакетов мы не контролируем, поскольку акции находятся в бездокументарной форме, и это достаточно сложно. Мы это можем видеть раз в год, когда формируем реестр для общего собрания акционеров. Некоторые пакеты продаются.

— Есть ли понимание у менеджмента компании, до какого объема вы готовы выставлять акции на свободный рынок, после чего, быть может, будет решено продать контроль над компанией?

— Мы вообще пока не уверены, что наступит время, когда нам будет выгодно продать компанию как таковую. Как один из вариантов развития событий — увеличение free float до разумного предела (допустим, 49%) с тем, чтобы миноритарные акционеры чувствовали себя комфортно, стоимость их акций росла.

— Какой прогнозируете рост капитализации компании к моменту продажи пакета, близкого к контрольному?

— Все зависит от стратегии продажи, тенденций на рынке и других факторов. Делать прогнозы очень сложно. Однако наша задача поднять капитализацию компании до сотен миллионов долларов, то есть раза в 2-3 выше по сравнению с нынешним уровнем ($75 млн. — Ред.). Такие величины для акционеров, вероятно, будут вполне приемлемыми. Однако поскольку компания финансовая и ориентирована на ритейл, рост капитализации в любом случае зависит от объема премий, которые мы собираем.

— В этой связи, куда будут вкладываться привлеченные средства, что будет акцентом в развитии компании?

— В первую очередь, в комплексное развитие сети — это и информационная система (чтобы продавать большое количество продуктов, надо вести их учет), это и развитие агентской сети, и капитальные вложения в офисы и пр. Вообще стратегической целью является выбиться в пятерку ритейловых компаний на протяжении ближайших 3-4 лет. То есть мы в первую очередь будем делать упор на автострахование, медицину и имущественное страхование физлиц, мелкого и среднего бизнеса.

— Вы упоминали о выпуске облигаций. Когда это предположительно произойдет? Опять-таки, какова цель?

— Пока что мы ведем предварительные переговоры с несколькими андеррайтерами. Дальше с тем, на котором остановим свой выбор, определимся по срокам. Надеемся, что еще в этом году успеем выпустить облигации. Основная идея сохраняется — это привлечение средств для развития компании. При этом мы хотим выйти на рынок с новым рыночным инструментом, что пока в больших объемах не практиковалось страховыми компаниями (да и сами бумаги носили больше кептивный характер).

— А какие-то предложения от стратегов уже поступали?

— Предложения поступали, но серьезных переговоров мы не вели. Для нас сейчас важно поднять капитализацию компании и успешно конкурировать с теми игроками, которые вышли на украинский рынок.