Наша задача — всегда быть первыми

Группа компаний "Украинский Медиа Холдинг" — международная, мультимедийная компания, лидер украинского рынка прессы. В состав Холдинга входит 63 медиапроекта из сегментов прессы, радио и new-media, а также несколько дополнительных бизнесов: типография, ре

Группа компаний "Украинский Медиа Холдинг" — международная, мультимедийная компания, лидер украинского рынка прессы. В состав Холдинга входит 63 медиапроекта из сегментов прессы, радио и new-media, а также несколько дополнительных бизнесов: типография, региональная дистрибуционная сеть, служба курьерской доставки и грузовых перевозок. По итогам 2005 года, совокупный тираж всех печатных изданий УМХ составил более 200 млн. экземпляров. О секретах успеха и перспективах развития рассказывает Борис Ложкин, президент УМХ

— Борис Евгеньевич, какие перспективы у современного украинского рынка медиа? Что развивается, а что — нет?

— Самая заметная сейчас тенденция — журналы опережают газеты. Так происходит во всем мире, это не украинский опыт. И речь не обязательно о дорогих журналах. Наш, украинский журнальный рынок, на мой взгляд, еще недозагружен. Поэтому здесь темпы роста особенно заметны сейчас и будут заметны еще несколько лет.

Газеты при этом тоже не остаются в стороне. По моей информации, в самое ближайшее время две крупных группы — одна отечественная, одна иностранная — собираются серьезно инвестировать в развитие украинских газет.

Тяжело говорить о конкретных форматах по рынку радио — он все-таки очень динамичен. Я уверен, что в конце концов тут окончательно оформятся 4-6 основных групп, которые будут контролировать основную часть рынка и конкурировать за радиослушателя. Не факт, что это произойдет в этом году.

— А что вы можете сказать о конкуренции на рынке медиа в Украине?

— Сегодняшний уровень конкуренции достаточно высок на всех рынках. Наша основная проблема — объемы. Сравните, для примера, Киев и Москву — у нас примерно одинаковое количество радиостанций, при этом весь рынок радиорекламы Украины ориентировочно равен рынку Питера, а с Москвой даже нет смысла сравнивать. В прессе— то же самое.

Конечно, украинские рынки растут, прогнозы этого и следующего годов весьма позитивны. Украина еще не получила и десятой доли тех инвестиций, которые должны была получить, в том числе и в медиасфере. Уверен, в ближайшие несколько лет инвесторы, которых давно ожидает страна, все-таки придут.

— То есть инвестиционные тенденции позитивны?

— Однозначно позитивны. Профессиональные западные и российские игроки будут приходить на рынок. По моим прогнозам, скоро в Украине появится 5-6 игроков, которые сегодня есть на всех европейских рынках, но пока не у нас. В этой связи будет постепенно происходить перераспределение рынка. И, думаю, в 2009 году у нас будет совсем другой, отличный от сегодняшнего, рынок медиа.

— И какое место на украинском рынке медиа сейчас занимает "Украинский Медиа Холдинг"?

— Сегодня УМХ владеет 12% рынка рекламы на радио, 15% рынка рекламы в прессе, 30% по объемам читательской аудитории и 5,6% рынка услуг для пользователей мобильных телефонов.

— Как вашей компании удалось добиться таких результатов?

— У нас в идеальном балансе сочетаются три основных составляющих успеха: качественные идеи, профессиональные кадры, способные эти идеи реализовать, и достаточное финансирование. Я называю их в порядке приоритетности — сначала идея, потом люди и только потом финансирование. Наличием только одного ингредиента ничего не решишь.

— То есть "Украинский Медиа Холдинг" начался с идеи?

— Да, можно сказать и так. Наша история началась с того, что в 1994 году мы создали в Харькове уникальный продукт — первый в истории украинской прессы телевизионный гид "Теленеделя". Тогда она стартовала как тонкая региональная газета, а сегодня это наш самый крупный печатный проект.

Ну а Холдингом мы стали потому, что стали динамично развиваться, запускать много новых проектов. В 1998 году мы начали издавать "Аргументы и факты в Украине", в 1999 году купили издание "Комсомольская правда в Украине". В 2000-м начали заниматься радио. В 2002-м поставили типографию. В 2003-м создали контент-провайдера. В какой-то момент появилась потребность в управляющей компании для большого количества бизнесов. Таковой и стал "Украинский Медиа Холдинг".

— В этом году "Теленеделя" громко запустилась в России. Расскажите, почему вы решили выходить на соседние рынки вообще, и российский рынок в частности?

— Расширение на соседние территории — стратегическое решение. В Украине мы уже достигли определенного "потолка" развития. Вырасти в разы мы здесь уже не сможем. Поэтому решили наращивать масштабы путем освоения новых рынков, стать международной компанией.

Почему Россия? Россия — очень перспективный рынок. Невероятно объемный, при этом понятный по менталитету и не такой конкурентный, как европейский.

А мы к тому же можем себе позволить заходить в Россию достаточно уверенно. Потому что обладаем огромным качественным преимуществом — многолетним успешным опытом создания сетевых ТВ-гайдов. "Теленеделя" в Украине появилась раньше, чем сам сегмент телевизионных изданий в России. Это — наш стратегический принцип. Мы идем на новый рынок с тем, в чем добились абсолютного успеха на своем рынке.

— Конкуренция в развлекательном сегменте российской прессы достаточно высока?

— Конкуренция в России жесткая. А размеры рынка, конечно, не сопоставимы: ни по уровню доходов населения, ни по масштабам страны.

Несмотря на это, качественный сетевой ТВ-гайд в России способен построить только один издатель — "Интер Медиа Групп". Теперь появились еще и мы. Вот собственно и все, больше никого нет. Получается, что на рынке телегидов у нас только один конкурент. А если на рынке есть очень сильный, но один игрок, место второму тут обязательно найдется. На опыте Самары мы в этом уже убедились — тут "Теленеделя" очень быстро стала второй по показателям тиража.

— Что вы сейчас издаете в России?

— Самый крупный проект — "Теленеделя". Первый выпуск состоялся в Самаре в ноябре 2005 года. 16 февраля наш ТВ-гайд вышел в Нижнем Новгороде, 22 февраля — в Новосибирске. В этом году, я думаю, запустимся еще как минимум в пяти российских городах.

Недавно мы приобрели российский еженедельник "Футбол", запустили к нему специальное приложение — "Великие клубы". Спортивные издания и ТВ-гайды — основные направления, на которых мы будем фокусироваться в этом и следующем году. А с 2004 года — то есть с начала функционирования нашего ИД "Популярная пресса" в России — мы издаем журналы "Истории из жизни", "Успехи и поражения", "Сериал".

— Планируете выходить на другие рынки?

— Рассматриваем Казахстан и Беларусь. Причем Казахстан, я надеюсь, уже в скором времени.

— Зачем вы в свое время пошли на рынок радио?

— Это опять же стратегический шаг. Наша стратегия содержит два ключевых направления — мы международная и мультимедийная компания. Кроме того, мы всегда работаем в тех нишах, в которых сможем добиться высоких результатов. Так было и с радио — было очевидно, что рынок радио не консолидирован и на нем можно добиться успеха. Собственно, это мы и сделали.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас на рынок радио заходят иностранные инвесторы?

— Приход профессиональных игроков это всегда хорошо. Рынок структурируется, появляется возможность достигать нормальных договоренностей. Это важно потому, что рынок радио до недавнего времени был недостаточно прозрачным и сложно "договариваемым". Мне кажется, что с иностранными игроками договариваться будет легче. Потому что они мыслят стратегическими категориями, а не вопросами сиюминутных денег.

— Какие планы у УМХ по сегменту радио?

— Пока что мы ничего нового не планируем. Развиваем региональные сети. Возможно, будем покупать региональные частоты для расширения своих сетей. У нас достаточно разнообразный портфель брендов, пока нужно сконцентрироваться на его максимальной эффективности.

— Что можно говорить о рынке контент-провайдинга в Украине?

— Пока не совсем ясно, какие перспективы у контент-провайдинга. На прошлый год были очень позитивные прогнозы, но они не оправдались ни в мире, ни в России, ни у нас.

В Украине проблема в том, что операторы мобильной связи пока не готовы обеспечить достаточный уровень сервиса. Например, мы планировали услугу, с помощью которой наш клиент мог получить счет футбольного матча во время игры своей любимой команды. На практике оказалось, что счет приходит не во время матча, а уже после его окончания. То есть вопрос трафика стоит очень остро, а у нас в разработке много подобных проектов.

Активное развитие Интернета и бесплатный сервис, с помощью которого можно скачивать пиратский контент, также имеет негативное влияние на сегмент контент-провайдинга. Об этом сейчас активно говорят и в западных странах — звукозаписывающие студии борются с сайтами, которые разрешают бесплатное скачивание музыки. Кстати, из-за такой же проблемы во всем мире уменьшается продажа CD: если сейчас можно скачать любую мелодию из Интернета, зачем покупать компакты?

Таким образом, прогнозы оказались несколько завышенными. Но на нас это пока не сказалось, так как мы контролируем около 7% рынка контент-провайдинга в Украине.

Конечно, прогресс в развитии контент-провайдинга есть, но я не назвал бы это очень быстро растущим рынком. Например, мы планируем до конца года добиться 10%-ной доли рынка.

— В рамках стратегии на мультимедийность планируете заходить на новые рынки?

— Сейчас серьезно думаем об Интернете. Думаю, что в этом сегменте мы пойдем по пути приобретения существующих проектов. Опять же, наша итоговая задача — стать игроком номер один на этом рынке.

Давно интересуемся телевидением, но тут пока никаких определенных планов нет. Сегмент крайне капиталоемкий, конкурентный, а рынок небольшой.

— Какая сейчас система дистрибуции УМХ?

— В составе УМХ есть несколько небольших дистрибуционных компаний: розничная сеть в Днепропетровске, Харькове, Крыму. Недавно мы приняли решение плотно заняться региональными дистрибуционными сетями и выбрали для этого стратегического партнера — предприятие "Твоя пресса". Его возглавил Василь Галимов. Эта компания будет строить всеукраинскую розничную сеть: постепенно создавать собственные сети в отдельных городах и регионах, приобретать уже существующие. Это для нас совершенно отдельный бизнес, никак не связанный с издательской деятельностью. В частности, у нас четко прописано в договоре, что издания УМХ взаимодействует с сетями "Твоей прессы" исключительно на рыночных условиях. Также у нас есть служба курьерской доставки "Украинский курьер".

— Что еще нового планирует УМХ?

— На сегодняшний день мы намерены активно инвестировать и развивать наши ТВ-гайды, возможно, будем создавать новые. Мы намерены развивать автомобильный сегмент, в частности, проект Украина "ЗА РУЛЕМ". Будем активно развивать наши общественно-информационные издания: "Комсомольскую правду в Украине" и "Аргументы и факты в Украине", которые демонстрируют очень хорошую динамику роста как по тиражам, так и по рекламе. Хорошие показатели у нашего кроссвордного издательства "Ирис".

В первую очередь мы намерены развивать свои существующие проекты. Если будут какие-то интересные предложения по покупкам, мы их обязательно примем во внимание. Сейчас обдумываем и несколько новых проектов — у нас на рассмотрении около 10 бизнес-планов, и по моим оценкам в 2006 году мы реализуем три новых запуска.

Чаще мы стараемся покупать те проекты, в которых не нужно все делать с нуля, которые уже хорошо и качественно себя зарекомендовали. Или те, в которых нужно что-то добавить, но они сами по себе являются достаточными и результативными.