Не только приватизировать, но и умело управлять

В условиях значительных объемов массовой приватизации часть государственного имущества, согласно действующему законодательству, не подлежала приватизации и осталась на балансе хозяйственных обществ. Функции по управлению этим имуществом, равно как и функц

В условиях значительных объемов массовой приватизации часть государственного имущества, согласно действующему законодательству, не подлежала приватизации и осталась на балансе хозяйственных обществ. Функции по управлению этим имуществом, равно как и функции арендодателя, были возложены на Фонд госимущества

Учет — всему голова

ДЛЯ ТОГО, чтобы эффективно управлять имуществом, нужно, как минимум, точно знать, сколько его и в каком оно состоянии. Это аксиома. Как показала проведенная ФГИУ в прошлом году инвентаризация, на балансах 3 501 хозобщества находится около 13 тыс. различных объектов, принадлежащих государству. Среди них — объекты социально-культурного назначения и незавершенного строительства. Первоначальная стоимость этого имущества составляет свыше 6 млрд. грн. (остаточная — 3,8 млрд.грн.). Сумма, согласитесь, немалая, требующая серьезного контроля со стороны государственных органов. Вот почему без долгих проволочек по результатам проведенной инвентаризации специалистами Фонда был создан сводный реестр государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации. Этот реестр с максимально возможной точностью отобразил количество и структуру данного вида имущества, значительно облегчив функции контроля за его использованием. Тем самым были созданы благоприятные условия для точного и своевременного определения объектов, которые могут передаваться в аренду, приватизироваться, передаваться в коммунальную собственность и пр.

Органичным дополнением к реестру стала разработанная и внедренная сотрудниками ФГИУ система управления, которая наладила управляемость этим процессом по всем регионам Украины. Внедрение такой системы обеспечило высокую эффективность контроля за сохранностью и использованием государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды хозобществ. Проведенная работа потребовала значительных усилий и затрат времени, однако результаты не заставили себя долго ждать. Так, в 1999 году в коммунальную собственность было передано около 1 000 объектов социальной инфраструктуры. На очереди еще 1 200 объектов, предложения о передаче которых Фондом уже согласованы. Снятие таким образом с приватизируемых объектов нагрузки, коей являлась ответственность за объекты социнфраструктуры, несомненно позитивно сказалось на уровне их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Сегодня Фондом ведется активная работа по усовершенствованию системы управления госимуществом, находящимся на балансе хозяйственных обществ, созданных в процессе корпоратизации предприятий. Не менее эффективно была проведена работа и с госструктурами. Совместным решением ФГИУ и центральных органов исполнительной власти (в т.ч. силовых министерств) в сферу их управления была передана значительная часть государственного имущества. Например, по поручению Кабмина Фонд госимущества совместно с Минэкономики провел работу по передаче помещений (зданий) в распоряжение государственных налоговых администраций. Усилиями Фонда, в соответствии с Законом Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", в прошлом году творческим союзам был передан 31 объект.

Аренда — дело прибыльное

Одним из существенных показателей результативности проведенных ФГИУ мероприятий стал рост объемов аренды. Так, если в первом квартале прошлого года действовало 507 договоров аренды недвижимости, то уже в третьем квартале — на 514 договоров больше.

Главным отчетным показателем аренды сегодня является объем арендной платы. В 1999 году перед Фондом впервые были поставлены задачи по арендной плате — 15 млн. грн., которые были выполнены на 117%. Этого удалось достичь в том числе и благодаря осуществлению Фондом госимущества ряда мер по устранению различных препятствий на пути эффективного выполнения функций арендодателя. Так, например, сегодня претензийно-запросная работа по взысканию долгов по арендной плате в значительной мере блокируется необходимостью платить государственную таможенную пошлину при обращении к арбитражному суду. Затраты органов приватизации на эти цели не предусмотрены никакими сметами. Поэтому ФГИУ обратился в Кабмин с предложением о внесении соответствующих изменений в ст. 4 Декрета КМУ "О государственной таможенной пошлине" и постановление КМУ "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности проводится в бесспорном порядке на основании исполнительских записей нотариусов". Что касается вопросов передачи в аренду военного имущества в соответствии с Законом Украины "О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины", в прошедшем году сотрудничество с Минобороны по-прежнему оставалось важным участком работы Фонда. Его специалисты постоянно участвовали в проработке вопросов, связанных с повышением эффективности управления государственным имуществом, находящемся в пользовании Черноморского Флота РФ.

Наряду с позитивом остались и нерешенные проблемы. В их числе — т.н. "теневая" аренда. А именно, уклонение госпредприятий и организаций от согласования с ФГИУ договоров аренды государственного имущества и заключения договоров аренды при передаче имущества в пользование другим лицам. С целью усовершенствования и повышения эффективности арендных отношений по инициативе Фонда распоряжением Кабмина создана рабочая группа с участием представителей ФГИУ, Минфина, ГНАУ, МВД, ГлавКРУ, Главного управления налоговой милиции. Рабочая группа будет направлять свою деятельность на увеличение объемов легитимной аренды, обеспечение поступлений арендной платы в бюджет, борьбу с "теневой" арендой.

Таким образом, на протяжении 1999 года Фонд госимущества осуществил целый комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование управления госимуществом, находящемся в его ведении. На основании системного подхода осуществлены решительные шаги по обеспечению учета и контроля, повышению эффективности использования государственного имущества, находящегося на балансах хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации государственных предприятий. Этого же курса ФГИУ намерен строго придерживаться и в дальнейшем.