Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Нефтяники идут на повышение

Правительство, начавшее было общаться с украинскими нефтяниками в либеральном ключе, активно ищет выход из очередного кризиса на рынке нефтепродуктов. Его последствия налицо — каждые три-четыре дня цены на заправках подпрыгивают на 10 копеек вверх, аграри

Правительство, начавшее было общаться с украинскими нефтяниками в либеральном ключе, активно ищет выход из очередного кризиса на рынке нефтепродуктов. Его последствия налицо — каждые три-четыре дня цены на заправках подпрыгивают на 10 копеек вверх, аграрии жалуются на дороговизну топлива. Административные рычаги и выравнивание цен в ручном режиме себя уже исчерпали. Альтернативных идей, впрочем, пока тоже не предлагают

Рост цен на нефтепродукты напоминает известную цитату литературного классика — все правы, а сделать так, чтоб все были довольны, не получается. Критическая ситуация в период пикового спроса (посевная и уборочная) повторяется из года в год, причем аргументы всех заинтересованных сторон — нефтяников, власти и потребителей — особо не меняются. Производители нефтепродуктов, повышая цены, приводят весьма рациональные доводы: стоимость сырья растет везде. Более того, правительство само же и "записало" рост мировых (и как следствие, российских) цен на нефть в меморандум с нефтяниками, поэтому не имеет морального права игнорировать объективные причины к их увеличению.

Премьер Юлия Тимошенко признала: существуют две причины для повышения цен на нефтепродукты — увеличение Россией экспортной пошлины на сырье (на $20 до рекордной величины — $102,6 за тонну) и конъюнктура мирового рынка нефти. Однако ситуация в Украине зачастую развивается по собственному сценарию. В частности, министр финансов Виктор Пинзеник подсчитал, что увеличение пошлины Россией повышает розничные цены топлива не более чем на 7-8 коп. за литр, тогда как в отдельных областях они возросли на 70-80 коп.

Контрмеры

Наиболее простой и ощутимый способ повлиять на ситуацию — искусственное ограничение рентабельности работы операторов отрасли. После произошедшего в течение последних недель скачка цен на бензин на 10-15% правительство Украины предупредило крупнейших участников рынка о намерении ограничить уровень рентабельности розницы до 15%, изымая сверхприбыль в бюджет и штрафуя нарушителей. Однако технически реализовать этот принцип весьма сложно, да и последствия спрогнозировать непросто. Поэтому эту меру держат "про запас".

Пока же, вспомнив опыт своих предшественников, правительство решило действовать старыми проверенными методами — административными. В частности, механически "заморозив" цену топлива, Кабмин своим постановлением дал право Минэкономики по согласию с Минтопэнерго с 15 апреля по 1 июня и с 1 августа по 15 октября устанавливать предельные уровни оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензины, реализуемые на внутреннем рынке. Розница отдана на откуп местным властям — они будут устанавливать предельные надбавки на уровне не более 15% от оптовой цены производителя и таможенной стоимости дизельного топлива и моторных бензинов, реализуемых через АЗС.

Но, как известно, нет санкции — нет права. Отсюда вопрос: как будет контролироваться соблюдение участниками рынка этого решения? Жесткий мониторинг розничных цен поручено делать Минэкономики, ГНАУ и МВД. Однако ответа на вопрос, чем грозит несоблюдение меры, пока нет. Поэтому она напоминает попытки власти взять операторов рынка "на испуг" — а вдруг кто побоится "нарываться"?

Гораздо более простой механизм стабилизации ситуации на рынке — внешнеэкономические ограничения, к примеру, приостановление Кабинетом Министров экспорта дизельного топлива. Естественно, "не выпустить" топливо за пределы страны не так уж и сложно. Однако эксперты скептически оценивают последствия такого шага. Он грозит сокращением поставок нефти в страну, считает директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. Ограничение экспорта может на первом этапе создать иллюзию наличия ресурса на внутреннем рынке, однако в дальнейшем приведет к снижению объемов поставок нефти на украинские НПЗ, говорит он. "Нефть, минуя Украину, будет направляться на мировые рынки. Тем более что межгосударственный протокол об объемах поставки сырья на НПЗ Украины со стороны РФ не подписан", — отметил г-н Сапегин. То есть сценарий может развиваться по принципу: вы нам ставите палки в колеса, и мы поступим "вам назло".

С ним согласен исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. По его мнению, в развитых странах мораторий на экспорт не применяется, а наполнение внутреннего рынка нефтепродуктов регулируется экспортными пошлинами и либерализацией поставок импортных нефтепродуктов. Это исключает какие-либо злоупотребления, поскольку создается высококонкурентный рынок и цена формируется исключительно котировками на мировом рынке.

В ручном режиме

Правительство не скрывает, что ему довелось прибегнуть к непопулярным и нерыночным мерам. Министр экономики Сергей Терехин пояснил, что Кабмин вынужден ввести такие меры из-за того, что "не контролируемый никем" Антимонопольный комитет Украины самоустранился от решения проблем, хотя среди нефтетрейдеров наблюдается картельный сговор. К слову, АМК запрашивал у публичных "обвинителей" нефтяников (в частности, МинАПК) данные, на основании которых они заподозрили неладное. Не получив их, комитет руководствовался имеющимися у него данными, которые пока не дают оснований обвинить в нефтяников в сговоре.

Юлия Тимошенко заявила, что намерена справиться с нефтекризисом за неделю. Помимо уже названных мер, премьер предприняла следующее — она командировала на каждый НПЗ своего представителя для непосредственного контроля над отгрузками продукции сельхозпроизводителям. "Ревизор" должен привезти с собой подтверждающее его полномочия письмо от г-жи Тимошенко.

Кроме того, по неофициальной информации, в правительстве рассматривается возможность принятия постановления об ограничении предельного уровня цен на заправках. Известно, что цена А-95 в нем зафиксирована на уровне 3,35 грн. за литр. Некоторые эксперты говорят: если снизить рентабельность НПЗ до нуля, а розницы — до 10%, то с трудом удастся выйти на цифру 3,30 грн. Сейчас же ситуация такова: НПЗ работают примерно с 5%-ной рентабельностью, розница с 14%-ной — показатели "обычные" для кризисных моментов.

Таким образом, революции в преодолении нефтекризиса не получилось. Правительству, подобно своим предшественникам, пришлось применить жесткое админрегулирование рынка. Как свидетельствует опыт прошлых лет, оно может быть эффективным.

В прошлом году благодаря мощному арсеналу админмер цены удалось заморозить. Однако следует помнить, что серьезным (и, пожалуй, единственным рыночным по своей сути) рычагом для выравнивания цен стала государственная ВИНК. Способов использовалось несколько. Это сдерживание цен через сеть джобберских АЗС "Нафтогаза Украины" и собственных "Укрнафты", товарные интервенции Кременчугского НПЗ, работа Шебелинского ГПЗ на обеспечение сети заправок компании. Совокупность этих факторов год назад серьезно "зацементировала" рынок. Во всяком случае, все хорошо помнят, что "Укртатнафта" полностью взяла на себя тяготы обеспечения аграриев льготным топливом.

А сеть заправок "Нафтогаз-Экойл" держала цены на уровне 2,90 за литр 95-го с самого начала кризиса, когда цены на других заправках еще плясали.

Сейчас же ситуация кардинально противоположная. Заправки "Нафтогаз-Экойл" и "Укрнафты" ничем не отличаются от других, а в некоторых случаях одними из первых поднимают цены. Как стало известно "Инвестгазете", причина ситуации с "Экойлом" — нарушение взаимодействия с Шебелинским ГПЗ, который традиционно обеспечивает топливом джобберскую сеть НАК. В самом "Экойле" говорят, что теперь Шебелинка им продает топливо по рыночной цене на общих основаниях, отсюда и цифры на стелах заправок. Экс-глава "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко, во времена правления которого как раз была сформирована система отношений с "Экойлом", говорит, что джобберство предполагает иную форму взаимодействия, чем просто покупка по оптовым ценам. Здесь и фиксированная рентабельность джоббера (ранее продажа Шебелинского топлива обеспечивала джобберам рентабельность в 12-15% в зависимости от времени года), и отсрочка по уплате, и ряд других моментов. Для того чтобы сеть джобберских АЗС "Нафтогаза" работала на снижение цен на рынке, надо вернуться к подобной схеме. "Вытянуть цены" только админмерами вряд ли удастся.

Способы урегулирования кризисов на рынке нефтепродуктов в Украине

Период

Апрель-июль 2004 г.

Август-сентябрь 2003 г.

Лето 1999 г.

Динамика роста цен на нефтепродукты

30%

10-20%

В 2-3 раза

Причины

Подорожание нефти в мире, традиционный пиковый спрос

Подорожание нефти в мире, традиционный пиковый спрос

Дефицит топлива на рынке, возникший из-за резко возросшего экспорта. Это было вызвано кризисом на Балканах

Принятые для урегулирования кризиса меры

Введение лицензирования экспорта нефтепродуктов, введение предельных цен на них (было вскоре отменено)

Налоговые проверки

Договор с нефтяниками о соблюдении предельного уровня цен в рознице, действовавший с июня по ноябрь

Обеспечение аграриев топливом по льготной цене

Стабилизация цен государственной ВИНК как на оптовом так розничном уровне

Отмена аукционов по обязательной продаже нефти украинской добычи и направление ее для производства топлива для реализации по льготным ценам

Приостановление "Укрзализницей" экспортных отгрузок нефтепродуктов

Введение регистрации экспортных контрактов на нефть и нефтепродукты

Снижение Укргаздобычей оптовых цен на топливо

Обеспечение аграриев льготным топливом

Проверки АМК ряда крупных участников рынка

Попытки пролоббировать льготный импорт топлива в Украину (неудачные)

Насыщение рынка за счет поставок топлива из Азербайджана и Греции

Введение льгот на импорт топлива

Госрегулирование цен на нефтепродукты в Крыму

Снижение акцизов на топливо

Возбуждение Генпрокуратурой 58 уголовных дел на фирмы-поставщиков нефтепродуктов