Новогодний подарок табачникам

С 1 января 2006 года планируется повысить ставки акцизного сбора для производителей табачных изделий. К ежегодному повышению ставок табачники уже привыкли, но оказались не готовы к тому, что налоговые изменения вводятся в действие так быстро. Тем более чт

С 1 января 2006 года планируется повысить ставки акцизного сбора для производителей табачных изделий. К ежегодному повышению ставок табачники уже привыкли, но оказались не готовы к тому, что налоговые изменения вводятся в действие так быстро. Тем более что это противоречит законодательству

Ставки и принципы взимания акцизного сбора на сигареты в Украине изменяются чуть ли не ежегодно с момента введения акцизного сбора на сигареты в 1992 году. Так, в 1992 году акциз был адвалорный со ставкой 70% от отпускной цены сигарет; в 1996-м — 40%; с 1997-го — фиксированный акциз со ставкой 2 ЭКЮ за 1 000 сигарет с фильтром; в 2000-м — 10 грн.; в 2003-м — 11,50 грн. Кроме того, взимался сбор в Пенсионный фонд.

С 1 января 2004 г., в Украине для производителей табачных изделий действует смешанная система налогообложения. Отчисления в Пенсионный фонд отменены. Акцизный сбор начисляется одновременно по двум ставкам: фиксированной и процентной (адвалорной). Действующая система отчасти отвечает требованием европейских директив.

Фиксированная ставка устанавливается для каждого вида табачных изделий и начисляется на определенное количество единиц произведенных товаров независимо от их цены. Ставки отличаются для сигарет с фильтром (11,50 грн. за 1000 штук) и сигарет без фильтра (5 грн.).

Адвалорная ставка составляет 8% от максимальной розничной цены за вычетом НДС и общей суммы акцизного сбора. Собственно, адвалорный акциз применяется в Украине только для сигарет. Введенный в марте этого года адвалорный акциз на бензин (20% от оборота с цены реализации без НДС, но не менее 60 евро за 1000 кг) был отменен уже через два месяца.

Кроме того, законом установлена минимальная часть акциза в цене сигарет — 22% от цены за вычетом косвенных налогов для всех ценовых групп сигарет. Аналогичное требование ЕС распространяется на самую популярную ценовую категорию сигарет и относится к цене с учетом всех налогов.

Стабильная нестабильность

Производители обеспокоены нестабильностью законодательства относительно акцизов. Введенные 1 января этого года ставки и структура акциза были изменены уже с 1 мая. Тем не менее, до нового года Верховная Рада Украины планирует рассмотреть закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины № 8373-1. Этим законом среди всего прочего планируется повысить ставки акцизного сбора на табачные изделия. Пугает даже не повышение ставок, которое стало наследственной болезнью всех правительств. Табачники привыкли, что ставки с каждым годом растут. Но то, что закон, принимаемый в конце декабря, планируется ввести в действие уже с 1 января 2006 года, не соответствует ни экономической целесообразности, ни закону о системе налогообложения, ни бюджетному кодексу.

"Планы иностранных компаний на будущий год верстаются за три месяца до конца текущего года — они не успеют адаптировать их к изменениям. Кроме того, бюджетный кодекс устанавливает, что любые изменения налогового законодательства должны приниматься не позднее 15 августа. А на сегодня есть несколько законопроектов, которые меняют ставки. Среди них проект №8373-1, который планируется рассмотреть в ближайшее время", — рассказывает Президент "СОВАТ" (Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака) Вячеслав Сокерчак. Табачная и алкогольная отрасль с каждым годом дает все больше и больше акцизного сбора, ставки растут. Но есть принципы, которых стоит придерживаться, считает он. Можно на любой уровень поднимать акцизный сбор, но надо учитывать покупательскую способность, которая напрямую связана с доходами граждан. Экономика Украины не изолирована. Есть соседи, которые производят аналогичную продукцию. Как только возрастает налоговая нагрузка, моментально возникает контрабанда. Поэтому правительство должно учитывать интересы производителя.

Сокерчак корень проблемы видит в том, что правительству нечем латать бюджетные дыры. В то же время, координатор по корпоративным вопросам в Украине, Закавказье и Молдове JT International Company Ukraine Александр Авазашвили считает, что в случае с резким повышением ставок акциза прослеживается заинтересованность. "Эта ситуация похожа на ситуацию с запретом наружной рекламы на табачные изделия. Под высокой целью борьбы с курением освобождаются рекламные площади в период избирательной кампании", — отметил г-н Авазашвили.

Поднимать надо, но не так

Стоит сказать, что данную проблему стоит рассматривать с двух сторон. С одной стороны, введение новых ставок налога в неразумно короткий срок — нелогично и не соответствует законодательству. Даже объяснение повышения акциза необходимостью финансирования социальных программ не может быть оправданием. Ведь эти программы были составлены не за один день. "Есть ряд социальных законов, действие которых было приостановлено на один год — 2005-й. Депутаты знали, что эти законы снова будут действовать в 2006 году. Поэтому увеличивать налоговый пресс в последний момент — необоснованно, говорит Вячеслав Сокирчак. Действительно, бывают неожиданные решения, например, закон о детях войны, конечно, предполагает дополнительные расходы. С точки зрения защиты прав человека, искать средства для этих расходов — правильно. Но с точки зрения развития бизнеса – это нелогично, говорит он.

Менеджер по связям с правительственными организациями Philip Morris Ukraine Олег Воличек отметил, что Закон Украины "О системе налогообложения" четко регламентирует календарь вступления в силу новых налоговых норм. 1 июля этого года истек срок принятия изменений в налоговые законы, которые могли бы вступить в силу с 1 января 2006 года. "Законопроект предполагает изменения ставок акциза уже в третий раз за год; на этот раз, возможно, за 3 недели до начала нового финансового года. Такие частые изменения существенно затрудняют эффективное планирование бизнеса. Мы выступаем за то, чтобы изменение акцизов проходило путем открытых консультаций с соблюдением норм бюджетного кодекса относительно времени принятия и вступления в силу новых налоговых норм", — говорит г-н Воличек. Необходимость открытого сотрудничества отметил и представитель JT International Company Ukraine. "Мы как индустрия неоднократно заявляли о том, что должна быть стабильность. Хотелось бы видеть определенную дорожную карту, сотрудничество государства и бизнеса", — отметил Александр Авазашвили.

В то же время, если задуматься о сути, то есть о том, стоит ли вообще поднимать акциз на табачные изделия, то можно прийти к выводу, что стоит. Этому есть несколько причин. Во-первых, повышение стоимости сигарет — один из путей борьбы с курением, о которой заявила Украина. Во-вторых, есть такое понятие, как "налогообложение пороков": алкогольных изделий и табачных продуктов, а так же наркотиков, если они легализированы. По словам главы Департамента налогового права Юридической фирмы "Саенко Харенко", Николая Орлова, практика многих развитых стран свидетельствует, что повышение налогов на такие товары является наименее болезненной для общества и часто оправданной с точки зрения представления о "справедливости в налогообложении". При этом г-н Орлов соглашается, что подобные изменения должны проводиться в четком соответствии с закрепленными в украинском законодательстве основными принципами налоговой политики государства: стабильность и предсказуемость. "Компании должны иметь возможность вовремя отреагировать на налоговые новшества, а не, как обычно, с опасением ждать налоговых "подарков" Деда Мороза, да еще и вступающих в силу с боем новогодних часов", подчеркнул Николай Орлов.

Единственный аргумент против повышения акциза — это время, необходимое для адаптации к изменениям.

Действующие и предлагаемые ставки акцизного сбора на табачные изделия

Товар

Ставки акцизного сбора в твердых суммах с единицы реализованного товара

Ставки акцизного сбора в процентах к обороту реализации товара

Действующий закон

проект закона

Действующий закон

проект закона

Сигары

20 грн. за 100 шт.

12 грн. за 100 шт.

8 %

9 %

Сигареты без фильтра

5 грн. за 1000 шт.

5,5 грн. за 1000 шт.

8 %

9 %

Сигареты с фильтром

11,5 грн. за 1000 шт.

12 грн. за 1000 шт.

8 %

9 %

Табак для курения, жевательный и нюхательный табак

10 грн. за 1 кг

12 грн. за 1 кг

8 %

9 %

Производство и поступления акцизного сбора (по данным Министерства финансов)

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Акциз, млн. грн.

54

130

287

522

447

583

683

865

1 427

Производство, млрд. шт.

44,9

54,5

58,8

53,7

57,9

68,3

81,2

96,6

108,5