Новый связной. В результате смены главы правления компании "Укртелеком" контроль над ней сосредоточил в своих руках "донецко-тумановский" пул

Практически всю прошлую неделю телекоммуникационный монстр просуществовал без "рулевого". Во вторник 17 февраля его председатель правления Сергей Сичкаренко подал в отставку. Замену ему обновленный наблюдательный совет компании подобрал уже в четверг, наз

Практически всю прошлую неделю телекоммуникационный монстр просуществовал без "рулевого". Во вторник 17 февраля его председатель правления Сергей Сичкаренко подал в отставку. Замену ему обновленный наблюдательный совет компании подобрал уже в четверг, назначив главой правления "Укртелекома" Григория Дзекона. Пока что Григорий Борисович к своим обязанностям не приступил и, по словам секретарши, официально находится в отпуске

Этой ротацией поставлена точка в затянувшемся противостоянии правления "Укртелекома" (точнее, его председателя) и наблюдательного совета компании. Конфликт начался через пару месяцев после формирования нынешнего руководящего состава Государственного комитета по связи и информатизации и крупнейшей телекоммуникационной компании в июле прошлого года. Тогда совместными усилиями представители донецкой и "тумановской" (по фамилии председателя совета директоров "Киевстара" Юрия Туманова) финансово-промышленных групп слегка потеснили команду державшего в течение последних лет в страхе и повиновении всю отрасль Станислава Довгого (сейчас народный депутат, фракция "Трудовой Украины" и Партии промышленников и предпринимателей). Хотя, определенный компромисс во время "атаки" был достигнут.
Как бы там ни было, но Станислав Алексеевич приложил руку к тому, чтобы "у руля" Госкомсвязи стал Олег Яценко, который, кстати, в свое время "выдвинул" Довгого в "Укртелеком". С апреля 2003 года "Укртелеком" возглавил Сичкаренко, который, являясь выдвиженцем Довгого, кроме того, партнерствует по бизнесу и с "Киевстаром". В июле статус Сичкаренко подтвердило первое собрание акционеров "Укртелекома". Кроме этого, в руководстве Госкомсвязи и "Укртелекома" осталась значительная часть людей Довгого. Естественно, новый "старый" состав остался под гарантии определенной несамостоятельности в принятии решений.
По квоте "донецких" в Госкомсвязи попал Леонид Нетудыхата. В "Укртелеком" пришел и Григорий Дзекон, являвшийся скорее представителем бизнеса, нежели чьих-то групповых интересов. Известно только, что он находится в хороших отношениях с Тумановым.

Однажды Лебедь, Рак и Щука…
Но, как показала практика, достигнутые условия компромиссного договора в скором времени таки перестали выполняться.
Вновь сформированный тогда же в июле наблюдательный совет компании по сути дела так ни разу нормально и не собрался. По словам источников "ИГ", Яценко на пару с Сичкаренко практически сразу стали блокировать заседания этого органа, "рекомендуя" своим людям либо их игнорировать, либо голосовать "по-своему" (при отставке Сичкаренко обвинил совет "Укртелекома" в блокировании работы правления). В свою очередь, это не могло не раздражать председателя совета Сергея Левочкина (первого помощника Президента Украины), ставшего компромиссной фигурой для обеих групп, затеявших в июле "революцию" в отрасли. Глава "Укртелекома" также решил играть самостоятельно и в финансовые игры. Наблюдательный совет и ФГИУ неоднократно требовали проверить финансово-хозяйственную деятельность компании, и по результатам доклада об итогах проверки ревизионной комиссии на собрании акционеров 17 февраля финансово-хозяйственная деятельность председателя правления была признана неудовлетворительной.
Не выносимый на широкую общественность конфликт "выплыл" в информационное поле после инициированного Фондом государственного имущества внеочередного собрания акционеров, не вызвавшего поддержки у руководства "Укртелекома" и Госкомсвязи, и назначения наблюдательным советом Дзекона первым зампредседателя правления "Укртелекома", против чего восстал действующий на тот момент глава компании Сергей Сичкаренко.
Неуправляемость как бы подконтрольных субъектов отрасли привела к решению компаньонов по "июльской революции" до конца навести свой порядок, убрав ставленников, начавших вести независимую политику, особенно в распоряжении финансами, и "подчистив" команду прошлых лет. Одобрение на "зачистку" было получено на самом высоком уровне. Об этом может свидетельствовать хотя бы то, что сам факт проведения собрания акционеров "Укртелекома" удостоился отдельного сообщения пресс-службы Администрации Президента. Результаты не заставили себя долго ждать. Проиграв битву за внеочередное собрание, в день его проведения Сичкаренко ушел "красиво" — сам, не дожидаясь соответствующего решения. "Нерадивых" членов совета из числа чиновников убрали на самом собрании. При этом, по словам экспертов отрасли, будущее г-на Нетудыхаты, как не оправдавшего возлагавшиеся в очередной раз на него надежды, в телекоммуникациях совсем не радужное, а руководитель Укрчастотнадзора Владимир Олейник, как креатура Довгого, также скоро покинет свой пост.
При назначении новых членов совета паритет также был соблюден: один помощник премьера, один помощник Президента. Единственный нелогичный шаг: на собрании акционеров не сменили регистратора "Укртелекома" — компанию "Энсти-Трансфер", входящую в сферу интересов Довгого и игнорирующую вообще всех — как наблюдательный совет, так и ФГИУ. Но это "досадное недоразумение" акционеры наверняка ликвидируют на апрельском собрании.
На "Укртелекоме" кадровые "самозачистки", скорее всего, не закончатся. По неофициальной информации, председатель Госкомсвязи Олег Яценко и его замы, назначенные еще в бытность Станислава Довгого главой комитета (за исключением Нетудыхаты), подготовили заявления об уходе, и вопрос об их замене уже, по сути, решен. Хотя по времени эта ротация может и затянуться, и прежде всего из-за того, что на должность "рулевого отрасли" довольно сложно найти человека, который устроил бы и Донецк, и Киев. Наверняка комитет возглавит кто-то не очень известный, но гарантированно послушный.

Сделка года
Все перестановки в отрасли фактически являются сигналом к тому, что приватизация "Укртелекома" таки не за горами. Соответственно, при ее осуществлении процесс должен быть управляемым на всех уровнях.
Кстати, Сичкаренко, делая перед журналистами заявление о своей отставке, упомянул, что связывает конфликт между органами управления "Укртелекомом" с желанием определенных лиц, представляющих интересы потенциальных покупателей компании, управлять процессом ее приватизации с целью удешевить стоимость будущей покупки для инвесторов. А круг потенциальных участников в приватизации украинского телекоммуникационного гиганта довольно узок. Председатель ФГИУ Михаил Чечетов раньше заявлял, что участием в приватизации "Укртелекома" заинтересовались две европейские компании. Россия, в принципе, частично на территории Европейского континента и находится. К тому же российские инвесторы, уже вкусившие "прелестей" украинского телекоммуникационного рынка, наверняка захотят расшириться. Практически с полной гарантией можно утверждать, что в приватизации "Укртелекома" захотят поучаствовать как АФК "Система", косвенно владеющая UMC, так и "Альфа-Групп", косвенно владеющая "Киевстаром". При этом, учитывая последние ротации, шансы второй выглядят более предпочтительными.
Еще одним претендентом на "кусок" украинского телекома может стать приведенный донецкими в Украину крупнейший турецкий холдинг "Чукурова групп", уже заявивший о намерении инвестировать в украинские телекоммуникации более $400 млн. Заявление, правда, касалось совместного с DCC проекта по мобильной связи, но почему бы и не расширить сферы участия? Как вариант, учитывая что Донецк и Киев теперь ходят по рынку связи парой, возможно, будет создан консорциум с учетом интересов как российской "Альфы", так и турецко-донецкого партнерства.

P.S. Развитие событий после кадровых "революций" пока сложно прогнозируемо. С одной стороны, все, что произошло во вторник 17 февраля на собрании акционеров, "шито белыми нитками": реестр на собрание представлен не был, акционеров из числа граждан никто не предупредил, передача управления госпакетом от Госкомсвязи Сергею Левочкину "натянута". Так что при желании (если оно возникнет) компанию можно втянуть в судебные разбирательства. Сичкаренко перед уходом, кстати, спрогнозировал "лавину исков от частных акционеров". Назначение наблюдательным советом нового председателя правления также вызывает ряд вопросов: контракт с Сичкаренко Госкомсвязи до сих пор не разорвал и отставку его официально не принял. Свое заявление об отставке Яценко намерен подавать лично, и дальнейшее развитие событий в большой степени зависит от разговора, который при этом состоится.