Обделенные регионы

Согласно проекту бюджета-2006, регионы должны резко увеличить затраты на выплату повышенных зарплат и пенсий. Представители местных властей считают, что на это уйдут все доходы от налогов. На капитальные инвестиции в 2006 году деньги вряд ли найдутся

Согласно проекту бюджета-2006, регионы должны резко увеличить затраты на выплату повышенных зарплат и пенсий. Представители местных властей считают, что на это уйдут все доходы от налогов. На капитальные инвестиции в 2006 году деньги вряд ли найдутся

В проекте бюджета доля местных бюджетов не достигает и 40%, хотя в предыдущие годы она составляла 45%. Снижение в текущем году привело к проблемам — потребовались срочные трансферты из центра на выплату зарплат, поскольку у областей оказались большие дырки в бюджетах.

Как признался "Инвестгазете" заместитель главы Бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Асадчев, местным бюджетам будет в следующем году весьма несладко. Их доходная и расходная части сильно увеличены.

Регионы превращаются в иждивенцев

Основная часть доходов местных бюджетов формируется за счет налога на доходы физических лиц. В прошлом году его ставка снизилась до 13%, что привело к серьезным недоборам в регионах. Но если в прошлом году ситуация выравнивалась за счет невысокой расходной части (зарплаты и пенсии росли не очень быстро), то раздутые расходы текущего года стремительно расширили дыры в местных бюджетах. Особенно пострадали богатые края — Донецкая, Днепропетровская, Киевская области. Имея прогрессирующую ставку 18-23%, они могли неплохо развиваться за счет поступлений от налога на доходы физлиц. Урезание ставки налога до 13% плюс налоговый кредит и прочие льготы привели к тому, что эти регионы "на руки" получали не более 11% доходов граждан. В результате только за нынешний год данные области потеряли порядка 5 млрд. грн. Некоторые из них из доноров могли превратиться в регионы-реципиенты дотаций выравнивания.

Таким образом, местная власть начинает меньше полагаться на свои силы и надеется, что центральная власть их не забудет и кинет очередную косточку. Как известно, область, которая превысила среднюю планку по доходам, должна отдать большую часть заработанного в центральный бюджет. Из центра деньги будут распределены по депрессивным регионам. "Поэтому области стараются не перенапрягаться с большими доходами, так как все равно их заберут", — сказал "Инвестгазете" эксперт Центра социальных и экономический исследований Дмитрий Боярчук.

Кассы по выплате зарплат

Как отметила и. о. главы Бюджетного комитета Верховной Рады Людмила Супрун, доходная часть местных бюджетов увеличена на 15-20%, расходная часть — еще больше. Делегируя новые полномочия, центральная власть не делает ничего, чтобы компенсировать это финансовой поддержкой. Фактически местные бюджеты остаются один на один со своими проблемами, отмечает госпожа Супрун. По ее словам, многие бюджеты превратились в кассы по выплате зарплат, так как в них остаются деньги только на это.

Как сложную охарактеризовала эту ситуацию заместитель начальника главного финансового управления Харьковской областной администрации Галина Пронькина. По ее словам, трансферты из центра выдаются только на выплату заработной платы. "В бюджете не учтены даже расходы на инвестиционные проекты, такие как ремонт зданий, предприятий коммунального хозяйства. Уже в 2005 году пошло сокращение медицинских работников, учителей, так как им нечем платить зарплату. То есть на местах платят только зарплату, и больше у них денег ни на что нет", — отметила Пронькина. Она считает, что местные бюджеты становятся все более зависимыми от центрального трансферта. А средства, которыми местные бюджеты могут распоряжаться, Верховная Рада значительно сократила.

Дадут ли премии отличникам?

Правда, у богатых областей есть некоторая надежда на компенсацию. Лидеры по наполнению могут получить из центрального бюджета часть выплаченных средств. В целом таких регионов четыре-пять. Впрочем, провинции с трудом верят, что им отдадут часть заработанного. Слишком ярок пример Киева, который переплатил налогов, и Минфин должен ему теперь почти миллиард гривень.

Кроме того, из доходной части местных бюджетов один за другим "выпадают" крупные предприятия, которые переносят свой юридический адрес в Киев. Там же платят и налоги. А область, где работает предприятие, не получает ничего, кроме платы за землю. В последнее время свои юридические адреса поменяли много крупных производителей. Среди них симферопольский "Союз-Виктан" и Алчевский металлургический комбинат. Впрочем, деньги от налога на прибыль и НДС и так направлялись в центральный бюджет.

Провинции хотят самостоятельности

Регионы обеспокоены тем, что доходы стремительно уменьшаются, а помощи из центра приходит все меньше. Трансферты социальных бюджетов упали за полгода на 6%. "У нас почти 20 млрд. грн. дефицит в бюджете-2006", — жалуется мэр Мелитополя Василий Ефименко. "Мы не можем покрыть рост доходной части. В этом году мы обеспечили лишь 60% от плана", — говорит городской голова Никополя Сергей Старун.

По мнению глав городов и областей, ситуация поменялась бы, если бы регионам отдали часть налогов и сборов в их распоряжение. По их мнению, это, с одной стороны, стимулировало бы регионы к развитию производства, с другой — наполняло бы местные бюджеты за счет доходов собственных предприятий. Но власть на это вряд ли пойдет. Ведь ей нужно кормить отсталые регионы.

Комментарий

Председатель Николаевской областной государственной администрации Александр Садыков:

Доходная часть в проекте бюджета следующего года сильно завышена. Откуда брать деньги, непонятно. По некоторым статьям невозможно достичь тех показателей, которые нарисовало Министерство финансов. Сейчас мы работаем с парламентом и Кабмином, чтобы бюджет на 2006 год был реальным. И мы пришли к этой золотой середине. И думаю, что в следующем году у нас будет выполнение на 100%. Сейчас нам стало труднее обеспечивать поступления. Ведь у нас исчезли три основных доходных показателя. Не менее 25 млн. грн. давала таможня. Но сейчас экспорта подсолнечника нет, соответственно, нет денег от поступлений. Долгое время к нам шли налоги с атомной станции, сейчас налоги уплачиваются в Киеве через НАЭК "Энергоатом". У нас не работает ликероводочный завод. В результате мы утратили 20 млн. грн. поступлений от акцизов, хотя в базу налогов они были внесены. Все же мы выпутались из ситуации и нашли дополнительные статьи доходов.

Что касается проекта бюджета на следующий год, то дефицит бюджета области более-менее сбалансирован и достигает порядка 20 млн. грн. В этом году этот показатель был на уровне 114 млн. грн. В следующем году нам увеличивают доходную часть на 45%, расходную — на 18%. Рост поступлений будет обеспечивать детенизация экономики. Если одно из крупных экспортных предприятий при обороте в 1,5 млрд. грн. в прошлом году заплатило налогов 17 тыс. грн., то сейчас платит 3 млн. грн. ежемесячно. В области растет производство — на 40%. Деньги от налогов идут в центральный бюджет, но мы получаем свои поступления от легализации рабочих мест.