НБУ курс:

USD

41,60

--0,07

EUR

43,81

+0,11

Наличный курс:

USD

41,75

41,70

EUR

44,20

44,05

Образование дорожает

"Чтобы ты жил во времена перестройки" — это благозвучное выражение появилось в конце 80-х, когда все и вся менялось и перестраивалось. Не избежала своей участи система образования. Вернее, она стала первоочередным звеном, которое подверглось преобразовани
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

"Чтобы ты жил во времена перестройки" — это благозвучное выражение появилось в конце 80-х, когда все и вся менялось и перестраивалось. Не избежала своей участи система образования. Вернее, она стала первоочередным звеном, которое подверглось преобразованиям. Сегодня наши школы уже перешли на 12-летнюю систему обучения, а большинство вузов стали платными. Правда, тяга к знаниям от этого не пропала. Наоборот, получение второго высшего образования становится все более популярным

В школах стали учиться больше

Активная трансформация и совершенствование системы образования начались с момента обретения Украиной независимости. Волна реформ захлестнула прежде всего школьное образование. Первым "витком" новшеств стала всеобщая украинизация. Перевод учебников на украинский язык, повышение требований к уровню знаний родного языка, пересмотр подходов к изложению истории Украины. Эти новшества приживались довольно тяжело. Не хватало преподавателей, свободно владеющих украинской терминологией, остро ощущался дефицит украиноязычных учебников. Естественно, все это усложняло сам процесс обучения.

Следующим шагом преобразований стало изменение системы оценки знаний, что привело к появлению т.н. "тестовой" системы, заимствованной с Запада. Нашим чиновникам почему-то показалось более эффективным оценивать учащихся по западному образцу, хотя отечественная система образования всегда считалась одной из наиболее прогрессивных. Во многих странах даже признавались советские дипломы. Почти тогда же школьная программа была на год продлена, и те, кто не успел доучиться, перескочили на год вперед, закончив школу не в 10-ом классе, а в 11-ом. Правда, для того поколения, к которому могу отнести и себя, по сути ничего не изменилось. Разве что с гордостью можно было сказать: я проучился аж 11 лет. В таком случае поводов для гордости у нынешних школьников будет намного больше: учиться им теперь все 12 лет, причем по усовершенствованной программе. С усиленным изучением языков и компьютеров. Не говоря о новых программах и подходах в целом к образованию (имеется в виду личный подход к каждому ученику). Кроме всего, к новшествам в системе общеобразовательного обучения, следует отнести и появление 12-ти бальной системы оценок.

Сказать однозначно: хорошо все это или плохо, тяжело. Сегодня мы имеем уйму нерешенных вопросов. Например, как сопоставить имеющиеся старые "четверки", "пятерки" с новыми? Или во сколько выльется государству и семейному бюджету содержание ребенка лишние два года школы? Не говоря уже о том, что на переосмысление школьной программы и ее соответствующую "утряску" понадобится некоторое время. А пока на ком-то придется поэкспериментировать, что не лучшим образом скажется на качестве образования подрастающего поколения. Хотя на сегодняшний день сложности и нестыковки в системе образования существенно не отразились на стремлении учеников к знаниям. Более того, постепенно наличие образования становится жизненной необходимостью. По статистике, в 1999-2000 учебном году медалистами стали 34 тысячи 400 человек.

Высшее образование — за деньги

Не минула стезя преобразований и высшую школу. Поступление во многие вузы стало платным. А в тех, которые продолжали оставаться бесплатными, получение многих образовательных услуг стало возможным исключительно за деньги. Причем, качество образования при этом далеко не всегда становилось лучше. Не способствовало этому и переименование многих вузов: например, институтов в университеты или академии.

Сегодня доля негосударственного сектора образования уже перевалила за 17%, а во многих государственных вузах платные "образовательные услуги" в общем объеме выросли до 70-80%. Достойное образование сегодня можно получить, уплатив от 700 до 3 тыс. долларов в год. Суммы не маленькие. Единственным выходом из ситуации, в которой образование может стать привилегией богатых, является создание системы кредитования населения. В некоторых вузах такая система уже начала действовать. Поставить "на поток" такую систему Министерство образования и науки Украины планирует в этом году, открыв специальный Образовательный банк, который будет выдавать кредиты под получение высшего образования. В 2000 г. сумма такого кредита составляла 2,5 тыс. грн., в этом году она будет зависеть от себестоимости обучения в разных учебных заведениях. В прошлом году государственный кредит на общую сумму 5 млн. грн. получило около 2 тыс. студентов.

Однако, как показывает практика, в некоторых случаях даже за деньги соответствующий подход к студенту не гарантирован. Сегодня студентская братия столкнулась с непривычным доселе понятием: самостоятельное обучение. В данном случае некоторые предметы стационара плавно переходят в разряд заочного обучения, а заочное становится понятием весьма абстрактным. В последнее время в нескольких киевских вузах прошел интересный эксперимент. Он состоял в следующем: программа существенно сократилась и большая ее часть перешла в разряд "самостоятельной работы с литературой и др. источниками"; экзамены в период сессии сдавались не группой, а целым потоком в присутствии нескольких преподавателей; причем пересдача была установлена единственная, да и та через год, исчезло право аппеляции. Такие новшества должны были, по идее, стимулировать стремление студентов к знаниям. Проблема вышла только с одним — самостоятельно изучить предметы оказалось проблематично: соответствующая база пока никем не предусмотрена, книг — нет, компьютеры — редкость. Однако, несмотря на это, поговаривают о повсеместном введении новой системы.

Есть и еще одно нововведение последних лет: разделение выпускников вузов на бакалавров специалистов и магистров. Чем отличаются друг от друга две последние категории, до сих пор толком никто объяснить не может. Некоторые вузы, например, практиковавшие вначале присвоение выпускникам двух степеней — бакалавра и специалиста (пару лет назад такая система была на некоторых факультетах КПИ), теперь отказались от выпуска специалистов, и ввели у себя магистратуру. Как теперь будут котироваться дипломы "специалистов", остается загадкой.

Однако следует отметить и положительные моменты всех преобразований. В качестве таковых можно назвать процедуру поступления в вузы. Вот уже второй год как абитуриенты могут поступать в несколько высших учебных заведений. Это стало возможным после того, как были разведены во времени вступительные экзамены в вузы, имеющие статус национальных, и остальные (первые начинаются на неделю раньше). Кроме того, впервые в Украине планируется разработка и обнародование официального рейтинга высших учебных заведений.

В последние годы наблюдаются сдвиги и в общественном сознании. Иметь высшее образование (особенно второе) становится престижно. Так или иначе, а сегодня наличие законченного высшего образования стало основным критерием при приеме на работу. Большой популярностью сегодня пользуются такие специальности как международные экономические отношения, международное право, правоведение, английская, немецкая и французская филология, социальная педагогика и практическая психология, экономика предприятий, экология, журналистика, учет и аудит, культурология. На эти направления в вузах в прошлом году были самые высокие конкурсы.

В целом по Украине в 2000 году средний конкурс на бюджетные места в высшие учебные заведения, имеющие статус национальных, составил 314 претендентов на 100 мест. Среди вузов наибольший конкурс был зафиксирован в Национальном университете "Киево-Могилянская академия" (461 человек на 100 мест), а наименьший — во Львовском государственном университете (275 человек на 100 мест).

Преподавателем быть непросто

Сегодня одной из острых проблем в сфере образования, помимо недостатка финансирования отрасли в целом, остается социальная незащищенность ее работников. Попросту говоря, учителей зарплатой не балуют. Правда, перед 1 сентября 2000 г. была попытка рассчитаться с долгами хотя бы частично. Из центрального бюджета было выделено 120 млн. грн. на соответствующие выплаты педагогам. Однако по состоянию на декабрь 2000 г. задолженность по выплате заработной платы работникам образования все равно составила 111,2 млн. грн., или 42% от общей задолженности бюджетникам. А зарплата, даже после последнего повышения, колеблется в районе 200 грн. в месяц. Тогда как прожиточный минимум в расчете на одного человека установлен в размере 311 грн. в месяц.

Сложившаяся ситуация, во-первых, не способствует привлечению в отрасль квалифицированных кадров, а во-вторых, сказывается на качестве преподавания. Опытные преподаватели либо уезжают за рубеж, либо переходят в платные вузы, где зарплаты выше. В этой связи нехватка квалифицированных кадров особенно ощущается в государственных вузах. Правда, в последнее время появилась надежда на то, что эту ситуацию удастся переломить. Об этом свидетельствует позиция правительства и президента, которая состоит в том, чтобы повысить работникам сферы образования зарплаты, достичь ее своевременной выплаты, и, наконец, полностью рассчитаться с долгами.