Остатки сладки

Кондитерская отрасль демонстрирует одни из наиболее благополучных показателей во всем украинском пищепроме. Украинские кондитеры в первый посткризисный год нарастили объемы производства, переориентировав поставки продукции на наиболее маржинальные рынки

В структуре украинского кондитерского рынка наибольшим является сегмент мучных кондитерских изделий. К ним относятся сладкое печенье, вафли, пряники, рулеты, кексы и т.п. На эту категорию уже приходится более 45% всего рынка, и она же демонстрирует наибольшие темпы роста.

Показательно, что даже в период кризиса (за исключением 2008 года) объемы производства в отрасли увеличивались, хотя и меньшими темпами. Так, в натуральном выражении рынок за 2010 год вырос на 3,5%, за 2011-й — на 8,3%.

Произошло это за счет наращивания экспортных поставок, поскольку снизившаяся покупательная способность на внутреннем рынке не могла обеспечить адекватный спрос. Фактически объемы экспорта уже не только достигли докризисных показателей, но и превзошли их. В 2010 году было экспортировано 104,1 тыс. тонн продукции, в 2011-м — 105,7 тыс. тонн, хотя этот показатель в 2008 году составил 94,8 тыс. тонн. Ключевые рынки — страны СНГ с большим перекосом в сторону России.

Объемы импорта, хотя и несопоставимо меньшие, также демонстрируют небольшой рост. Связывают это, как правило, с ростом стоимости отечественных сладостей. В 2010 году было импортировано 5,4 тыс. тонн мучной кондитерской продукции, в 2011-м — 5,9 тыс. тонн.

По оценкам экспертов, в следующие два-три года стоит ожидать ежегодного прироста украинского рынка кондитерских изделий на 3-5% в натуральном выражении. Также ожидается увеличение спроса и объемов производства более сложной высокотехнологической кондитерской продукции, производство которой по плечу большим корпорациям, что будет увеличивать их и без того немалый вес на рынке.


По мнению экспертов компании Priority Consulting, рост производства будет поддержан адекватным ростом экспортных поставок, однако их география может измениться в связи с введением пошлин Россией, Беларусью и Казахстаном. Как следствие, компаниям придется осваивать новые рынки, в первую очередь — ЕС. Связанные с этим затраты и организационные сложности эксперты относят к основным рискам отрасли на ближайшие несколько лет.

Сладкие риски

К основным рискам кондитерской отрасли, помимо коррекции экспортной составляющей, относится также высокая зависимость от цен на сырьевом рынке. В себестоимости кондитерской продукции на долю сырья (мука, сахар, кондитерский жир) приходится до 70%, поэтому подорожание любой из составляющих ощутимо сказывается на цене товаров на полке. Яркий пример — 2010 год, когда из-за дефицита сахара продукция подорожала почти на 25%.

Еще одна особенность рынка — ярко выраженная сезонность. Традиционные всплески спроса фиксируются накануне и в период праздников — в феврале-марте, июле, сентябре-ноябре. Рост продаж в этот период превышает базовый на 50%. Необходимость резко наращивать объемы производства и реализации в краткосрочный период заставляет производителей корректировать схему работы и количество персонала в отделах сбыта и логистики.

Еще одна проблемная сфера — продвижение продукции. Маркетинговые бюджеты производителей сладостей и сейчас исчисляются миллионами долларов и, по прогнозам экспертов, будут только возрастать. По разным оценкам, затраты на продвижение "кондитерки" за последние три-четыре года выросли у компаний-производителей втрое.

Как и представители других отраслей пищепрома, кондитеры испытывают дефицит финансов для развития и нарекают на банки, сократившие кредитование. "В последующие два года крупные игроки будут активно искать пути выхода на мировые фондовые биржи для привлечения дополнительного акционерного капитала", — считают эксперты Priority Consulting.

Концентрированный сахар

Украинский рынок кондитерских изделий отличает высокая концентрация. Более 65% его приходятся на восемь компаний: Roshen, "Конти", АВК, "Житомирские ласощи", "Бисквит-Шоколад", "Полтавакондитер", "Крафт Фудз", "Свиточ". При этом на Roshen приходится более четверти всего сегмента. Такая высокая концентрация делает рынок сложным для выхода, а игроков — для поглощения. Поэтому M&A-сделки эксперты считают возможными, но маловероятными. "Их "автором" может быть только международный игрок", — отметили в одной из кондитерских компаний.

Цены на кондитерские изделия ежегодно повышаются на 15-20%. На сегодня нет факторов, которые бы давали основания прогнозировать падение цен, и скорее всего, такая динамика будет сохраняться в дальнейшем.

Отметим также, что сейчас до 40% кондитерских изделий продаются через торговые сети, и в будущем их вес в структуре каналов реализации будет расти.

В Украине производство кондитерских изделий составляет более 3% ВВП страны.

Кондитерска япромышленность

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Кондитерская корпорация Roshen

7681,6

6432,4

19,4

796,9

954,1

2

Группа "Конти"1

5037,2

4184,6

20,4

106,6

222,0

3

Крафт Фудз Украина

4255,1

3597,6

18,3

360,1

348,9

4

АВК

3000,9

2480,8

21,0

86,2

5,9

5

Бисквит-Шоколад1

948,8

874,7

8,5

70,8

54,2

6

Львовская кондитерская фирма "Свиточ"

858,9

560,1

53,3

51,7

28,6

7

ЖЛ

785,6

768,8

2,2

6,6

10,1

8

Полтавакондитер

423,8

390,2

8,6

11,9

5,1

9

Шоколадная компания "МИР"

302,4

284,8

6,1

2,7

2,0

10

Кондитерская фабрика "Лагода"

250,1

239,7

4,4

0,8

2,5

11

Дружковская пищевкусовая фабрика

223,6

164,7

35,8

-4,7

1,8

12

Производственно-торговая компания "ЛУКАС"

218,4

174,9

24,9

9,0

7,9

13

Грона

214,7

151,7

41,5

21,9

16,1

14

Одессакондитер

200,5

262,0

-23,5

-7,3

0,9

15

Роменский з-д продовольственных товаров

185,3

153,0

21,1

-1,7

-3,5

16

Свит ласощив

166,3

149,6

11,2

-1,1

-14,6

17

Малби

152,2

234,8

-35,2

0,9

1,4

18

Ясен

121,9

121,8

0,1

3,5

3,3