От Бакая пострадали иностранцы

В деле вокруг скандальной передачи столичной гостиницы "Днипро" в частные руки появились новые обстоятельства. Как оказалось, от теневой приватизации "Днипра" пострадало не только государство, но и австрийский инвестор. С 1994 года за его средства был дос

В деле вокруг скандальной передачи столичной гостиницы "Днипро" в частные руки появились новые обстоятельства. Как оказалось, от теневой приватизации "Днипра" пострадало не только государство, но и австрийский инвестор. С 1994 года за его средства был достроен дополнительный 12-й этаж и четыре реконструировано. Сейчас руководство "Днипра", назначенное бывшим главой ДУС И. Бакаем, старается "избавиться" от инвестора. За комментариями о нынешней ситуации в "Днипре" мы обратились к экс-председателю правления гостиницы Людмиле ЛУГАНОВОЙ

— Руководство ДУСи уволило вас дважды: в прошлом году и в апреле нынешнего. Какое у вас сложилось впечатление о работе гостиницы?

— В начале марта, после смены руководства ДУС, меня восстановили в должности председателя правления ОАО "Гостиница "Днипро". Но моя принципиальная позиция в том, что нельзя распоряжаться государственными деньгами как своими собственными, была воспринята "в штыки" членами правления гостиницы, назначенными И. Бакаем. Я сравнила прибыль, полученную гостиницей, и отчисления в бюджет. Если в 2003 году гостиница заработала $7,6 млн. и перечислила в бюджет около $3 млн., то в 2004 году, при доходах в $8,5 млн., отчисления снизились до $1,8 млн. Понятно, что деньги куда-то "ушли". Через месяц без каких-либо объяснений меня уволил новый руководитель ДУС Игорь Тарасюк.

— Когда началась совместная деятельность с австрийским инвестором и каковы ее результаты?

— Все началось еще в 1994 году, задолго до моего прихода. Проблема всех государственных гостиниц тех лет — отсутствие в бюджете денег на их развитие. Государственному предприятию невозможно было взять кредит в банке, согласно законодательству госсобственность не могла быть предметом залога. Поэтому то, что прежнему руководителю гостиницы удалось привлечь к сотрудничеству руководителя фирмы "Альфа Проектхолдинг" Якоба Куэсса, можно считать большой удачей. На то время это была единственная иностранная инвестиция в гостиничный бизнес (следующая была вложена в "Премьер-Палас" только в 2000 году).

Дело в том, что это "длинные" деньги с окупаемостью не менее 8-10 лет. Стороны договорились, что гостиница "Днипро" предоставляет площадку для строительства — собственную крышу, а австрийский инвестор вкладывает деньги — $1,5 млн. В итоге был достроен 12-й этаж, где разместились бар "Панорама" и новые номера, а также проведена реконструкция еще одного этажа. Затем поступила вторая часть инвестиций в реконструкцию трех этажей, была и реинвестиция. В общей сложности австрийская сторона вложила в "Днипро" $3,6 млн. В результате гостиница смогла добавить себе еще одну "звезду" — стала четырехзвездочной, а отчисления в бюджет постоянно росли.

— Как инвестор собирался возвращать вложенные инвестиции?

— Доходы от эксплуатации реконструированных этажей делили поровну: 50 на 50. Иностранные инвестиции были зарегистрированы в установленном порядке, велся отдельный бухгалтерский учет совместной деятельности. Совместная деятельность принесла в бюджет Украины более $15 млн., а австрийский участник до сих пор не смог окупить свои инвестиции. После того как управлением гостиницы занялось ДУС, инвестору вообще перестали отчислять его долю прибыли. Якоб Куэсс неоднократно обращался к руководству гостиницы и ДУС с просьбой прояснить ситуацию, но его или игнорируют, или сообщают, что "ваши договоры рассматривает прокуратура". Между тем, без согласия инвестора за счет результатов совместной деятельности оплачивались услуги "Титана" по охране Курочкина и его семьи, политтехнологов Шувалова и Гладкова.

— В некоторых изданиях появилась информация, что вы переписали договоры в пользу иностранного инвестора, перечислили какой-то кипрской фирме более $1 млн…

— Действительно, сейчас предпринимаются попытки скомпрометировать как меня, так и инвестора. Когда начала реализовываться схема передачи гостиницы "Днипро-Элит", наличие совместной деятельности мешало ее осуществлению, но разорвать ее не было никаких оснований. Тогда придумали вариант очернить меня, в результате чего трижды возбуждалось уголовное дело. Некая Гордиенко из КРУ по заказу Бакая составила справку, что стоимость строительных работ, к которым я вообще не имела никакого отношения, завышена (хотя гостинице не выделялись бюджетные средства). Возбудили дело по факту против должностных лиц гостиницы, однако "факты" не подтвердились, дело закрыли. Зато г-жа Гордиенко заняла должность главбуха "Днипра"! А для того чтобы избавиться от инвестора, разработали схему искусственного банкротства ОАО "Гостиница "Днипро". На гостиницу "повесили" 21 млн. грн. налоговой задолженности перед бюджетом за счет безоплатной передачи здания гостиницы в уставной фонд "Днипро-Элит". Цель — обанкротить ОАО, а нет субъекта — нет проблем.

Сейчас меня укоряют, что договор с инвестором был продлен с 2006-го до 2015 года, однако это предусматривалось изначально, еще в 1994 году. Что касается перечисления денег кипрской строительной фирме, то и этому есть объяснения.

— Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

— В 1998 году Киев готовился к проведению собрания ЕБРР. "Днипро" вошла в список гостиниц, принимающих гостей. Для этого им предоставили льготы на ввоз материалов и оборудования для ремонта. За пять месяцев кипрская строительная компания, предложившая лучшую цену по сравнению с турецкой и немецкой фирмами, сделала капитальный ремонт с заменой стояков, установкой системы кондиционирования, построила веллмисс-центр, оснастила дизайнерской мебелью номера и бары гостиницы.

Как раз в этом же году, летом, я пришла на работу в гостиницу. Мне досталось отремонтированное наполовину здание и более $2,5 млн. долгов. Из них $1,7 млн. — долг перед строителями. Мы не могли с ними рассчитаться, Администрация Президента Украины требовала срочно заплатить деньги, тогда мы обратились с предложением к инвесторам. В итоге возник еще один договор о совместной деятельности: долю кипрской компании составили улучшения в виде выполненных работ, оборудования, мебели на $1,7 млн., а австрийский инвестор вложил живые деньги. Через некоторое время строители захотели выйти из этого союза, а по закону, если невозможно вернуть "улучшения", возможна компенсация. Что и было сделано за счет средств участников совместной деятельности.

— Как относится "Альфа Проектхолдинг" к происходящему, что собирается делать дальше и как намерено отстаивать свои права?

— Участие австрийского инвестора в развитии гостиницы трудно переоценить. Благодаря своевременно проведенной реконструкции, введению новейших технологий обслуживания номера гостиницы пользуются спросом. Инвестор организовывал посещения международных выставок и биржи, мы рекламировали "Днипро" и Украину за рубежом, обучали и своих специалистов. Теперь его хотят оставить "за бортом". Торговый отдел Посольства Австрии в Украине вместе с австрийским инвестором вынуждены для защиты своих прав обратиться к Президенту Украины и в соответствующие суды.

— Каким вы видите будущее "Днипра"?

— Возвратить гостиницу в правовое поле, то есть вернуть статус базового предприятия туристической отрасли.