- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Пахнет бензином
Потребление нефтепродуктов в Украине продолжает снижаться. По итогам 2011 года спрос на высокооктановый бензин сократился на 10%. Стоимость литра в районе 10 грн. и выше заставляет многих автолюбителей, особенно в регионах, меньше ездить или переходить на более дешевые варианты. Так, потребление А-95 в прошлом году упало на 10%, А-92 — сохранилось на прежнем уровне, а переход многих автолюбителей и коммерческого транспорта на сжиженный газ привел к росту его доли в общем балансе топлива до 8%.
Всего в 2011-м украинцы сожгли 10 млн. топлива примерно на 120 млрд. грн. В 2012 году сумма может возрасти до 130 млрд. грн. и более, тогда как объем рынка, скорее всего, останется прежним с возможным сокращением на 2-3%. Стоимость бензина А-95 до конца года будет составлять 10-11 грн./л, если цены на нефть останутся на уровне $100 за баррель с колебаниями +/-10% и при этом не изменится курс гривны.
Последние четыре года рынок нефтепродуктов работал по близкой к идеальной схеме: налоги на топливо умеренны, логистика поставок максимально диверсифицирована, конкуренция высокая, маржа по всей цепочке наценки не превышала 15%. Как следствие, в последние годы перебоев с поставками не наблюдалось, а цены были все жестче привязанными к котировкам нефти на мировых биржах. Но эта эпоха может уйти в прошлое.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaДо 2011 года отечественные НПЗ обеспечивали около 50% потребностей рынка — оставшаяся часть приходилась на импорт из Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, России и Беларуси. Но в 2012-м доля импортных нефтепродуктов выросла до 70%. Эксперты считают этот процесс закономерным. "Не имея своей нефти, Украина имеет два варианта обеспечения рынка: импортировать нефть или готовые нефтепродукты. Последний вариант намного выгоднее", — говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. По его словам, при этом государство выигрывает на внешнеэкономическом балансе. В ценах 2012 года 10 млн. тонн импортного бензина и ДТ стоят около $10 млрд., тогда как 15,5 млн. тонн нефти, необходимых украинским НПЗ для выпуска такого же количества нефтепродуктов, стоили бы $12,7 млрд. Полученный в Украине продукт будет отвечать в лучшем случае стандарту Евро-4, но в основном это будут Евро-3 и Евро-2, которые были запрещены в Европе еще в 1999 году.
Одной из отличительных черт нефтерынка является высокая концентрация игроков. За исключением группы "Приват", контролирующей около 25% АЗС, доли остальных крупных участников по количеству заправок не превышают 8% (WOG, "OKKO", "Лукойл", ТНК, "Параллель", "Веста" и др.). Еще около 40% заправок распределены между небольшими сетями и одиночными АЗС. В опте лидера выделить вообще трудно — в этом сегменте работают несколько десятков игроков.
Впрочем, конкурентную модель рынка планомерно подтачивают чиновники. Начиная с 2010 года активно лоббируются льготы на импорт нефти — вплоть до наделения ими отдельных участников рынка. Не затихает тема введения пошлин на импортные нефтепродукты. Плюс в правительстве обсуждаются варианты отмены НДС на импорт нефти и введение пошлин и квот на импорт нефтепродуктов. Это может кардинально изменить структуру рынка, поскольку владельцы НПЗ получат монополию на снабжение его нефтепродуктами и, соответственно, у них появится возможность ценовой дискриминации своих клиентов, считает Сергей Куюн. По мнению эксперта, именно такое "законотворчество" — основная угроза для стабильного функционирования рынка.
Еще один пример не слишком взвешенного подхода — привязка величины акциза к котировкам нефти на мировых биржах. "Сегодня цены на топливо из-за этого выше на 50 коп. за литр, чем могли бы быть. Более того, первый же всплеск цен на мировом нефтерынке мгновенно приведет к колебаниям розничных цен в Украине. К сожалению, украинский нефтерынок все больше переориентируется на спекулятивные процессы, в формировании цен все меньше конкуренции и все больше ручного регулирования", — комментирует директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.
Простые и прозрачные способы улучшения ситуации на рынке власти игнорируют. Программа мер по стабилизации ситуации в отрасли достаточно полно изложена в последнем меморандуме Кабмина и владельцев украинских НПЗ, который был подписан в конце марта 2011 года. Документом, в частности, было предусмотрено перекрытие каналов безналогового ввоза крупных партий нефтепродуктов (по оценкам чиновников, более 30% рынка находятся в тени, что означает ежегодную потерю бюджетом более 1,5 млрд. грн.), внедрение программы контроля качества топлива, переход на новые стандарты Евро-4 и Евро-5. Однако до сих пор ни один из семи основных пунктов меморандума выполнен не был, хотя большая часть из них не требует финансирования, а является в чистом виде чиновничьей работой. По оценкам экспертов, эти несложные "телодвижения" позволили бы отечественным НПЗ увеличить переработку нефти как минимум на 3 млн. тонн в год, улучшив качество топлива и увеличив собираемость налогов в данном секторе.
Добыча нефтепродуктов
Чистый доход 2011, млн. грн. |
Чистый доход 2010, млн. грн. |
%* |
Чистая прибыль 2011, млн. грн. |
Чистая прибыль 2010, млн. грн. |
||
1 |
Укрнафта |
24 502,1 |
20 010,4 |
22,4 |
2181,9 |
2646,3 |
2 |
Укртатнафта |
20 222,8 |
17 908,0 |
12,9 |
14 848,4 |
-1163,8 |
3 |
Лисичанская нефтяная инвестиционная компания |
12 191,8 |
13 465,9 |
-9,5 |
110,7 |
-46,0 |
4 |
Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина" |
4472,1 |
2904,8 |
54,0 |
-24,6 |
7,7 |
5 |
Полтавская газонефтяная компания |
1808,9 |
1409,5 |
28,3 |
606,2 |
692,2 |
6 |
Нефтехимик Прикарпатья |
1700,2 |
3681,6 |
-53,8 |
0,8 |
0,5 |
7 |
ЛЛК-Украина |
751,8 |
0,0 |
20,3 |
0,0 |
|
8 |
Азовская нефтяная компания |
553,0 |
393,3 |
40,6 |
-22,0 |
-27,7 |
9 |
ТПК "Агринол" |
400,4 |
454,6 |
-11,9 |
0,0 |
4,8 |
Торговля нефтепродуктами
Чистый доход 2011, млн. грн. |
Чистый доход 2010, млн. грн. |
%* |
Чистая прибыль 2011, млн. грн. |
Чистая прибыль 2010, млн. грн. |
||
1 |
ТНК ВР Коммерс |
14 468,7 |
15 721,9 |
-8,0 |
-130,5 |
-350,3 |
2 |
Концерн "Галнафтогаз" |
12 797,3 |
9200,0 |
39,1 |
253,0 |
- |
3 |
Пром-Газ-Инвест |
11 886,6 |
- |
- |
0,0 |
- |
4 |
БНК-УКРАИНА |
7197,6 |
1416,7 |
408,1 |
0,0 |
21,5 |
5 |
ЛУКОЙЛ-Украина |
6282,6 |
6140,9 |
2,3 |
-223,8 |
-16,5 |
6 |
ТД "Евроресурс Украина" |
5587,3 |
6143,3 |
-9,1 |
-55,0 |
9,8 |
7 |
Континент Нафто Трейд |
5447,1 |
10 707,7 |
-49,1 |
44,9 |
452,9 |
8 |
Альянс Ойл Украина |
5180,3 |
2934,8 |
76,5 |
34,5 |
71,0 |
9 |
Альбион |
4554,2 |
1421,2 |
220,5 |
-461,2 |
-38,2 |
10 |
Компания "Интергал" |
4367,9 |
1423,1 |
206,9 |
9,2 |
2,8 |
11 |
Западная нефтяная компания |
4210,4 |
2502,8 |
68,2 |
-13,6 |
-2,7 |
12 |
Альянс Холдинг |
3953,6 |
2891,2 |
36,7 |
23,5 |
74,7 |
13 |
Донецкий Индустриальный Союз |
3684,5 |
4318,8 |
-14,7 |
11,5 |
43,1 |
14 |
Авиас |
3666,4 |
2264,6 |
61,9 |
-586,2 |
-327,9 |
15 |
Корнелия |
3129,0 |
988,3 |
216,6 |
39,3 |
18,4 |
16 |
Параллель-М ЛТД |
3032,7 |
2303,1 |
31,7 |
7,3 |
34,5 |
Добыча газа
Чистый доход 2011, млн. грн. |
Чистый доход 2010, млн. грн. |
%* |
Чистая прибыль 2011, млн. грн. |
Чистая прибыль 2010, млн. грн. |
||
1 |
Укргаздобыча, ДП НАК "Нафтогаз" |
8389,7 |
6133,9 |
36,8 |
4239,4 |
636,1 |
2 |
Природные ресурсы |
1259,4 |
292,5 |
330,5 |
675,2 |
159,4 |
3 |
Нефтегазодобыча |
1047,4 |
844,2 |
24,1 |
307,2 |
479,9 |
4 |
Черноморнефтегаз |
975,2 |
870,9 |
12,0 |
53,2 |
23,5 |
5 |
Куб-Газ |
277,8 |
120,6 |
130,3 |
80,0 |
26,8 |
6 |
ЭСКО-Север |
195,1 |
82,6 |
136,1 |
-38,8 |
5,9 |
7 |
Укргаздобыча |
184,2 |
69,3 |
166,0 |
72,5 |
17,8 |
8 |
Линде Газ Украина |
154,8 |
129,2 |
19,8 |
0,5 |
-51,8 |
9 |
Айсблик |
131,5 |
137,7 |
-4,5 |
1,4 |
2,3 |
10 |
Газоконденсатное месторождение "Денисовское" |
94,8 |
77,7 |
22,0 |
-44,5 |
-1,4 |