Пахнет бензином

Желание государства защитить отечественные НПЗ может нарушить баланс, сложившийся на рынке нефтепродуктов

Потребление нефтепродуктов в Украине продолжает снижаться. По итогам 2011 года спрос на высокооктановый бензин сократился на 10%. Стоимость литра в районе 10 грн. и выше заставляет многих автолюбителей, особенно в регионах, меньше ездить или переходить на более дешевые варианты. Так, потребление А-95 в прошлом году упало на 10%, А-92 — сохранилось на прежнем уровне, а переход многих автолюбителей и коммерческого транспорта на сжиженный газ привел к росту его доли в общем балансе топлива до 8%.

Всего в 2011-м украинцы сожгли 10 млн. топлива примерно на 120 млрд. грн. В 2012 году сумма может возрасти до 130 млрд. грн. и более, тогда как объем рынка, скорее всего, останется прежним с возможным сокращением на 2-3%. Стоимость бензина А-95 до конца года будет составлять 10-11 грн./л, если цены на нефть останутся на уровне $100 за баррель с колебаниями +/-10% и при этом не изменится курс гривны.

Последние четыре года рынок нефтепродуктов работал по близкой к идеальной схеме: налоги на топливо умеренны, логистика поставок максимально диверсифицирована, конкуренция высокая, маржа по всей цепочке наценки не превышала 15%. Как следствие, в последние годы перебоев с поставками не наблюдалось, а цены были все жестче привязанными к котировкам нефти на мировых биржах. Но эта эпоха может уйти в прошлое.

До 2011 года отечественные НПЗ обеспечивали около 50% потребностей рынка — оставшаяся часть приходилась на импорт из Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, России и Беларуси. Но в 2012-м доля импортных нефтепродуктов выросла до 70%. Эксперты считают этот процесс закономерным. "Не имея своей нефти, Украина имеет два варианта обеспечения рынка: импортировать нефть или готовые нефтепродукты. Последний вариант намного выгоднее", — говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. По его словам, при этом государство выигрывает на внешнеэкономическом балансе. В ценах 2012 года 10 млн. тонн импортного бензина и ДТ стоят около $10 млрд., тогда как 15,5 млн. тонн нефти, необходимых украинским НПЗ для выпуска такого же количества нефтепродуктов, стоили бы $12,7 млрд. Полученный в Украине продукт будет отвечать в лучшем случае стандарту Евро-4, но в основном это будут Евро-3 и Евро-2, которые были запрещены в Европе еще в 1999 году.

Одной из отличительных черт нефтерынка является высокая концентрация игроков. За исключением группы "Приват", контролирующей около 25% АЗС, доли остальных крупных участников по количеству заправок не превышают 8% (WOG, "OKKO", "Лукойл", ТНК, "Параллель", "Веста" и др.). Еще около 40% заправок распределены между небольшими сетями и одиночными АЗС. В опте лидера выделить вообще трудно — в этом сегменте работают несколько десятков игроков.

Впрочем, конкурентную модель рынка планомерно подтачивают чиновники. Начиная с 2010 года активно лоббируются льготы на импорт нефти — вплоть до наделения ими отдельных участников рынка. Не затихает тема введения пошлин на импортные нефтепродукты. Плюс в правительстве обсуждаются варианты отмены НДС на импорт нефти и введение пошлин и квот на импорт нефтепродуктов. Это может кардинально изменить структуру рынка, поскольку владельцы НПЗ получат монополию на снабжение его нефтепродуктами и, соответственно, у них появится возможность ценовой дискриминации своих клиентов, считает Сергей Куюн. По мнению эксперта, именно такое "законотворчество" — основная угроза для стабильного функционирования рынка.

Еще один пример не слишком взвешенного подхода — привязка величины акциза к котировкам нефти на мировых биржах. "Сегодня цены на топливо из-за этого выше на 50 коп. за литр, чем могли бы быть. Более того, первый же всплеск цен на мировом нефтерынке мгновенно приведет к колебаниям розничных цен в Украине. К сожалению, украинский нефтерынок все больше переориентируется на спекулятивные процессы, в формировании цен все меньше конкуренции и все больше ручного регулирования", — комментирует директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.

Простые и прозрачные способы улучшения ситуации на рынке власти игнорируют. Программа мер по стабилизации ситуации в отрасли достаточно полно изложена в последнем меморандуме Кабмина и владельцев украинских НПЗ, который был подписан в конце марта 2011 года. Документом, в частности, было предусмотрено перекрытие каналов безналогового ввоза крупных партий нефтепродуктов (по оценкам чиновников, более 30% рынка находятся в тени, что означает ежегодную потерю бюджетом более 1,5 млрд. грн.), внедрение программы контроля качества топлива, переход на новые стандарты Евро-4 и Евро-5. Однако до сих пор ни один из семи основных пунк­тов меморандума выполнен не был, хотя большая часть из них не требует финансирования, а является в чистом виде чиновничьей работой. По оценкам экспертов, эти несложные "телодвижения" позволили бы отечественным НПЗ увеличить переработку нефти как минимум на 3 млн. тонн в год, улучшив качество топлива и увеличив собираемость налогов в данном секторе.

Добыча нефтепродуктов

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Укрнафта

24 502,1

20 010,4

22,4

2181,9

2646,3

2

Укртатнафта

20 222,8

17 908,0

12,9

14 848,4

-1163,8

3

Лисичанская нефтяная инвестиционная компания

12 191,8

13 465,9

-9,5

110,7

-46,0

4

Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина"

4472,1

2904,8

54,0

-24,6

7,7

5

Полтавская газонефтяная компания

1808,9

1409,5

28,3

606,2

692,2

6

Нефтехимик Прикарпатья

1700,2

3681,6

-53,8

0,8

0,5

7

ЛЛК-Украина

751,8

0,0

20,3

0,0

8

Азовская нефтяная компания

553,0

393,3

40,6

-22,0

-27,7

9

ТПК "Агринол"

400,4

454,6

-11,9

0,0

4,8

Торговля нефтепродуктами

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

ТНК ВР Коммерс

14 468,7

15 721,9

-8,0

-130,5

-350,3

2

Концерн "Галнафтогаз"

12 797,3

9200,0

39,1

253,0

-

3

Пром-Газ-Инвест

11 886,6

-

-

0,0

-

4

БНК-УКРАИНА

7197,6

1416,7

408,1

0,0

21,5

5

ЛУКОЙЛ-Украина

6282,6

6140,9

2,3

-223,8

-16,5

6

ТД "Евроресурс Украина"

5587,3

6143,3

-9,1

-55,0

9,8

7

Континент Нафто Трейд

5447,1

10 707,7

-49,1

44,9

452,9

8

Альянс Ойл Украина

5180,3

2934,8

76,5

34,5

71,0

9

Альбион

4554,2

1421,2

220,5

-461,2

-38,2

10

Компания "Интергал"

4367,9

1423,1

206,9

9,2

2,8

11

Западная нефтяная компания

4210,4

2502,8

68,2

-13,6

-2,7

12

Альянс Холдинг

3953,6

2891,2

36,7

23,5

74,7

13

Донецкий Индустриальный Союз

3684,5

4318,8

-14,7

11,5

43,1

14

Авиас

3666,4

2264,6

61,9

-586,2

-327,9

15

Корнелия

3129,0

988,3

216,6

39,3

18,4

16

Параллель-М ЛТД

3032,7

2303,1

31,7

7,3

34,5

Добыча газа

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Укргаздобыча, ДП НАК "Нафтогаз"

8389,7

6133,9

36,8

4239,4

636,1

2

Природные ресурсы

1259,4

292,5

330,5

675,2

159,4

3

Нефтегазодобыча

1047,4

844,2

24,1

307,2

479,9

4

Черноморнефтегаз

975,2

870,9

12,0

53,2

23,5

5

Куб-Газ

277,8

120,6

130,3

80,0

26,8

6

ЭСКО-Север

195,1

82,6

136,1

-38,8

5,9

7

Укргаздобыча

184,2

69,3

166,0

72,5

17,8

8

Линде Газ Украина

154,8

129,2

19,8

0,5

-51,8

9

Айсблик

131,5

137,7

-4,5

1,4

2,3

10

Газоконденсатное месторождение "Денисовское"

94,8

77,7

22,0

-44,5

-1,4