Партии разошлись в финансах

Две крупнейшие политические силы нового парламента — Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко —готовы к пересмотру бюджета. В свою очередь "Наша Украина" и социалисты считают, что финансовый план этого года будет выполнен и без вмешательства парламента

Две крупнейшие политические силы нового парламента — Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко —готовы к пересмотру бюджета. В свою очередь "Наша Украина" и социалисты считают, что финансовый план этого года будет выполнен и без вмешательства парламента

Бюджет 2006 года ожидают серьезные испытания — повышения цен на газ, низкий рост ВВП, падение налоговых доходов и проблемы с возвращением НДС. Негативные тенденции происходят на фоне необычно щедрых социальных программ, финансирование которых заложено в бюджет. Оценки нынешнего состояния бюджета отличаются не только в разных политических лагерях, но и в самом правительстве. Министр финансов Виктор Пинзеник считает, что ситуация с исполнением бюджета ухудшается, тогда как премьер-министр Юрий Ехануров заявляет, что состояние государственной казны далеко не критично. Сторонники партий, которые прошли в новый парламент, более категоричны в оценках. Позиция политиков при этом зависит от того, как голосовала за бюджет их политическая сила — представители "Регионов" и БЮТ более чем критически относятся к бюджету, а социалисты и НСНУ считают, что особых проблем с исполнением бюджета этого года не предвидится. Напомним, что из партий, вошедших в нынешний парламент за принятие этого закона, проголосовали "Наша Украина" (43 голоса) и Социалистическая партия (26 голосов), в то время как БЮТ и "Регионы Украины" не голосовали.

Мы попросили дать оценку состояния нынешнего бюджета представителей каждой из фракций будущего парламента: Николая Азарова от партии "Регионы Украины", Сергея Терехина от БЮТ, Бориса Беспалого от "Нашей Украины" и Иосифа Винского от Социалистической партии. Как оказалось, мнения разделились приблизительно так же, как и пять с половиной месяцев назад.

Николай Азаров считает бюджет 2006 года абсолютно нереальным и несбалансированным. "Если спроецировать результаты его выполнения в первом квартале на год, то получается, что дефицит бюджета составит до 30 млрд. грн. Источников покрытия такого громадного дефицита просто не предусмотрено. Более того, сегодня бюджет страны можно назвать авантюрным. В нем совершенно не учтено двукратное увеличение цены на газ — в том числе для бюджетных организаций", — рассказывает бывший министр финансов. По словам представителя Партии регионов, еще одним негативным моментом является чрезмерно оптимистичная оценка роста экономики, и ответственность за это несет Министерство финансов.

Сергей Терехин, представитель БЮТ, согласен с Николаем Азаровым в том, что чрезмерно оптимистические прогнозы роста ВВП — один из самых серьезных рисков бюджета. Впрочем, главные претензии у бывшего министра финансов касаются все-таки распределения государственных средств. "В последней версии бюджета 2006 года капиталовложения в объекты социальной сферы и газификацию распределяются правительством по предложению депутатов (почти 2 млрд. грн. зависят от политических и коррупционных мотиваций). Субсидии предлагаются как продавцам мяса и молока, так и производителям скота — в результате не понятно, государство хочет увеличивать поголовье или отправлять его на убой. И таких примеров множество", — рассказывает будущий народный депутат. С другой стороны, Терехину нравится консерватизм работы Министерства финансов и подход к работе с менеджментом государственных природных монополий.

Борис Беспалый, представляющий "Нашу Украину", считает бюджет на 2006 год приемлемым для тех социально-экономических и политических условий, в которых он принимался. На нем несколько негативно отобразились популистские порывы депутатов, в частности, относительно статьи о социальных расходах. Лоббирование тех или иных интересов привело к некоторой несбалансированности закона о бюджете. Но в общих чертах он считает данный бюджет выполняемым.

Иосиф Винский (Социалистическая партия Украины) говорит, что в любом случае плохой бюджет — лучше, чем никакой. И хотя голосовать за него пришлось, "закрыв нос", есть претензии к социальным расходам, местным бюджетам и др. В партии надеются, что негативные моменты будут устранены новым правительством.

Партия регионов и БЮТ настроены решительно на изменение бюджета в случае своего прихода к власти. "Каждый день промедления с пересмотром бюджета, ограничения аппетитов чиновников усугубляет угрозу, делает некоторые процессы не-обратимыми. Безусловно, нужно решительное сокращение расходов бюджета. Социальные расходы сокращать нельзя — это антиконституционно. Тогда что же сокращать? Бездумно раздутые расходы на содержание аппарата управления (скажем, финансирование только ГНАУ увеличено на 2 млрд. грн.), неэффективные и не являющиеся жизненно необходимыми государственные программы. Чтобы осуществить это, нужны профессиональный подход и политическая воля", — уверен Николай Азаров.

Сергей Терехин также говорит о необходимости кардинальных реформ всей бюджетной политики. "Доходы бюджета на 60% состоят из фискальных доходов и на 40% — из ресурсных доходов. Чтобы предотвратить резкий рост дефицита бюджета, правительству необходимо сделать четыре шага. Во-первых, необходимо прекратить возможность так называемого "налогового планирования" с одновременным снижением налоговых ставок. Это и реформа НДС, корпоративных налогов, имущественных налогов, гармонизация налогообложения физлиц из налогообложения компаний. Во-вторых — поднять плату за использование полезных ископаемых, воды, лесов и направлять эти средства в бюджеты местных советов. В-третьих — приостановить действие более чем 400 государственных программ, сконцентрировавшись на ключевых. В-четвертых — подписывать финансовые планы природных монополий с учетом интересов бюджета и стандартных требований их капитализации. Кроме того, можно изменить номинацию бумаг государственного долга из доллара США в гривню, что поможет получить курсовую разницу", — считает представитель БЮТ.

Пессимизма Партии регионов и БЮТ не разделяют "Наша Украина" и Социалистическая партия. Борис Беспалый сообщил, что бюджет будет выполнен с учетом небольшого запланированного дефицита. Иосиф Винский солидарен во мнении и считает, что резервных средств от продажи "Криворожстали" будет достаточно, чтобы покрыть все непредвиденные расходы.

На вопрос о сокращении расходной части бюджета в первом полугодии 2006 года Николай Азаров ответил, что поскольку изменения в бюджет в виде закона должна принимать Верховная Рада Украины уже нового созыва, можно считать, что первое полугодие потеряно для какого-либо законодательного исправления ситуации. Разумная ответственная власть могла бы так изменить бюджетную роспись, чтобы в первом полугодии не выходить за пределы имеющихся у страны ресурсов и готовить реалистичные, сбалансированные изменения бюджета, которые можно реализовать во втором полугодии для избежания национальной катастрофы. Сегодня в Украине такой власти, к сожалению, нет.

Сергей Терехин также считает, что сокращения расходной части в первом полугодии точно не будет, секвестр возможен не раньше октября-ноября. Для балансирования бюджета БЮТ предлагает сократить финансирование программ поддержки "бюджетного бизнеса", сосредоточившись на социальных программах, в первую очередь — на поддержке детских садов, школ, университетов, стипендий студентам, безработных и бездомных.

В "Нашей Украине" и СПУ говорят, что такие шаги не нужны, так как большой дефицит государственного бюджета — это скорее гипотеза, чем реальная угроза, поэтому спланированных средств будет достаточно для финансирования государственных затрат.