Пивной дух

Производители пива надеются, что худшие времена для отрасли остались позади. Впереди их ожидает небольшой, но стабильный ежегодный рост, продолжение поляризации рынка и, возможно, приход новых игроков

Несмотря на то что украинский пивной рынок целый месяц — в период проведения в стране европейского футбольного чемпионата — имел уникальный стимул для роста, игроки отрасли очень осторожны в прогнозах на год. По словам генерального директора компании "Укрпиво" Галины Кореньковой, пессимистичный вариант развития пивного рынка на этот год предполагает проседание на 1,5-2%, и эксперт пока не спешит списывать со счетов такую возможность.

Тем не менее среднесрочная перспектива внушает операторам оптимизм — в ближайшие несколько лет они ожидают рост показателей на 2-5% в год. По сравнению с двузначной динамикой прироста, которую демонстрировал рынок до кризиса, эти цифры незначительны, однако на фоне ежегодного проседания в последние несколько лет данный результат свидетельствует о постепенном восстановлении отрасли.

В структуре рынка игроки ожидают дальнейшей его поляризации. "Исходя из последних тенденций, наблюдается сокращение среднеценового и прирост нижнеценового и премиального сегментов. Данная тенденция удерживается на рынке уже около трех лет. Мы предполагаем, что в будущем ситуация изменится и динамика мэйнстрим-сегмента выровняется", — прогнозирует Ярослав Коваль, вице-президент по маркетингу Carlsberg Ukraine.

Отток потребителей из среднеценового мейнстрим-сегмента в пользу нижнего и премиального характерна не только для Украины. "Эта тенденция наблюдается на большинстве других европейских рынков, где она получила название U-shape phenomenon, — говорит Андрей Серов, руководитель отдела аналитики и рыночных исследований компании "Миллер Брендз Украина". По его словам, больше всего от такой тенденции страдают компании со значительным удельным весом среднеценовых марок в своем бренд-портфолио (в Украине среднеценовой сегмент — это пиво стоимостью от ~4,5 грн. до 5,5 грн. за 0,5 л). А выигрывают, соответственно, игроки со сбалансированным портфелем брендов, без перекосов в сторону мейнстрим-сегмента.

При этом диаметральной переориентации потребителя не ожидается — украинцы весьма консервативны в своих предпочтениях и очень неохотно меняют свои вкусы. " Украина была и остается страной классического светлого лагера. Попытки некоторых игроков рынка развить такие категории, как темное пиво, эль, сидр и т.п., пока не принесли каких-либо значимых результатов. Эти категории, безусловно, находят своих потребителей, но объемы их продаж стабильно малы", — считают в "Миллер Брендз Украина".

В структуре потребления спиртных напитков в нашей стране, как и в соседней России, лидирующие позиции с большим отрывом до сих пор занимает крепкий алкоголь, в первую очередь — водка. Это отличает Украину от других европейских стран, где в потребительском меню преобладает пиво.

Тем не менее в долгосрочной перспективе наблюдается постепенное "перетекание" потребителей из сегмента крепких спиртных напитков к пивобезалкогольным продуктам. "Внутри пивного рынка также уменьшается доля крепких сортов пива, что отражает усиливающуюся тенденцию заботы потребителей о своем здоровье и растущую популярность здорового образа жизни", — поясняет Андрей Серов.

Погода и чиновники

Факторы риска для отрасли остаются неизменными с момента формирования пивного рынка в Украине и условно могут быть разделены на две группы — климатические и административные. Пивной рынок отличает ярко выраженная сезонность, поэтому жаркое/прохладное лето имеет прямое влияние на объемы продаж. "Риски пивного рынка достаточно прозрачны, в первую очередь — это погода. Этот риск вряд ли когда-либо изменится, — говорит Ярослав Коваль. — Если говорить о других важных рисках — это акциз, запрет рекламы и ограничение продажи пива".

Андрей Серов также выделяет некоторые основные риски, связанные с законодательным регулированием отрасли. Это специфические отраслевые налоги и сборы, прочие возможные ограничения, которые могут кардинально повлиять на рынок. "Но в первую очередь среди основных угроз для рынка пива — возможное ухудшение экономической ситуации, негативно влияющее на уровень доходов населения", — резюмирует он.

Те же и Heineken

Украинский пивной рынок долгое время был образцом стабильности и незыблемости среди основных игроков. Однако 2011 год доказал, что эта монолитность может быть легко нарушена. Всего за один год на отечественном рынке состоялись две крупные сделки ("Перша приватна броварня" и Oasis CIS), что было бы значимым событием и для менее консервативной отрасли. Галина Коренькова считает, что вследствие появления новых производителей перераспределение долей рынка пива неизбежно.

От M&A-сделок участники рынка не зарекаются и в дальнейшем. "Ничего исключать нельзя. Не далее как в 2011 году произошли две крупные сделки. Украинский рынок пива достаточно динамично развивается, поэтому интересен для многих игроков", — объясняет Ярослав Коваль из Carlsberg Ukraine.

На сегодняшний день из европейского топ-5 в нашей стране нет только филиала компании Heineken, которая занимает третье место в Европе. Однако не исключено, что международный пивной гигант уже готовит площадку для выхода на украинский рынок. Недавно в Украину, приобретя пивзавод "Радомышль", вышла группа Oasis, вскоре объединившая свои украинские активы с "Першою приватною броварнею". "В прошлом группа Oasis успешно развила и в 2005 году продала свой бизнес в России компании Heineken, тем самым обеспечив ей выход на российский рынок. — напоминает Андрей Серов. — Поэтому мы не исключаем, что и украинские активы Oasis и "Першої приватної броварні" могут через какое-то время быть проданы Heineken в качестве платформы для выхода на украинский рынок".

Производство безалкогольных напитков

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Кока-Кола Бевериджиз и Украина Лимитед

2406,9

2308,0

4,3

-177,2

22,6

2

Витмарк-Украина

985,0

713,3

38,1

3

Моршинский з-д минеральных вод "Оскар"1

864,8

352,6

145,3

103,6

58,6

4

Красиловское, ДП "Оболонь"

382,4

308,0

24,2

11,4

22,8

5

Миргородский з-д минеральных вод1

232,8

200,4

16,2

25,2

17,6

6

Киевский з-д безалкогольных напитков "Росинка"

229,5

204,9

12,0

-35,0

4,2

7

Аквапласт

152,6

128,3

18,9

3,3

2,9

8

Малби Беверидж

150,8

100,4

50,2

0,4

-1,8

9

Панда

145,3

168,1

-13,6

7,9

6,5

10

Свалявские минеральные воды

80,8

76,8

5,2

-0,7

2,2

Производство пива

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

САН ИнБев Украина

3822,0

3434,0

11,3

165,3

294,4

2

Оболонь

3577,5

2718,2

31,6

118,5

40,9

3

ПБК "Славутич"

3288,4

2331,3

41,1

400,5

333,9

4

Миллер Брендз Украина

588,4

342,6

71,8

-120,9

-188,1

5

Пивоварня Зиберта

381,0

328,0

16,1

-4,2

23,3

6

Первая частная пивоварня "Для людей — как для себя!"

296,1

323,6

-8,5

0,5

3,9

7

ПБК "Крым"

113,8

97,0

17,3

10,3

3,5

8

ПБК "Радомышль"

85,7

135,4

-36,7

-94,4

-8,4

9

Микулинецкий пивовар

67,3

65,0

3,6

11,6

15,2

10

Бердичевский пивоваренный з-д

40,4

37,4

8,0

3,9

5,8

11

Хмельницкий областной пивзавод

29,1

31,3

-7,1

8,2

8,8

12

Ровеньковский пивоваренный з-д

20,7

18,1

14,0

4,1

3,9

13

Ривень

18,1

23,5

-23,2

0,6

0,2

14

Лисичанский пивоваренный за-д

9,5

10,2

-6,6

-18,1

-17,6

15

Пивзавод на Подоле

8,1

8,3

-2,2

-20,0

-17,2